Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

На летней солярке далеко не уедешь

Дорожные службы, ДЧС и полиция оперативно переведены на круглосуточный режим работы в эти морозные дни. Гражданам настоятельно рекомендуют без особой надобности не выезжать за пределы населенных пунктов, закрывая трассы лишь в крайних случаях. Вдоль оживленных трасс местные власти подготовили пункты обогрева, ежечасно патрулируются все направления. Несколько раз оказывалась экстренная помощь попавшим в беду людям. Корреспондент «АВ» выехал в рейс вместе со специалистами дорожных служб.

Их служба и опасна, и трудна

В качестве инспектируемого участка стала в то утро международная трасса Самара – Шымкент. Во-первых, это самая загруженная дорога региона, во-вторых, наиболее сложная для передвижения. Именно здесь непогода регулярно преподносит сюрпризы. Любой водитель подтвердит: гололед и буран – неизменные спутники хромтауского направления.
С 9 января прибавились еще и трескучие морозы. Только за пару дней сотни единиц техники, преимущественно большегрузной, вставали в дороге, не выдерживая резкого понижения температуры – замерзала летняя солярка.
Как правило, в таких ситуациях на помощь застрявшим в пути автовладельцам и их пассажирам первыми приходят специалисты филиалов ТОО «Казахавтодор» и АО НК «КазАвтоЖол».
К слову, уже официально объявлено, что эти две компании будут объединяться. На данный момент проводятся соответствующие юридические процедуры.
– Зима, разумеется, наиболее сложное время как для нас, так и для водителей. Если не гололед, то буран, если не буран, то морозы, как в этот раз. Ежедневно патрулируем вверенные нам участки.
Нашей задачей является только обеспечение бесперебойного движения автотранспорта, а именно очистка дорог от снега и гололеда. Но мы всегда помогаем тем, кто застрял в пути, – говорит директор филиала ТОО «Казахавтодор» Рахат Сыдыков.
По его словам, бригады буксируют сломавшуюся технику, вытаскивают машины из кюветов, довозят пассажиров до пунктов обогрева и даже обеспечивают горячим питанием. Рассказывая об этом, руководитель дорожной организации сетует на беспечность дальнобойщиков, рискующих здоровьем и жизнью.
– Любой водитель должен тщательно готовиться к дальним поездкам. Осмотреть машину, узнать прогноз погоды в той местности, где он будет проезжать. Это все нужно ради собственной же безопасности.
Мы можем просто отодвинуть застрявшую технику и таким образом обеспечить проезд для других. Но вместо этого занимаемся не входящими в наши функциональные обязанности спасательными работами. Тесно взаимодействуем с экстренными службами, ДЧС и полицией, – констатирует Рахат Сыдыков.

Застрял? Добро пожаловать в ДЭУ

Рейд по трассе мы начали со святая святых Казахавтодора – дорожно-эксплуатационных участков или ДЭУ. Это базы, где расположены отапливаемые боксы с техникой, запасы инертных материалов, оборудованные места отдыха для рабочих. Один из таких пунктов – ДЭУ-8 – находится на выезде из города в жилой массив «Заречный-2».
Сразу обращаем внимание на горы песка, мешки с солью и химреагентами. Инертные материалы используются как средства против гололеда. Песок обеспечивает сцепку колес с поверхностью, а соль и химреагенты разжижают лед. Правда, их надо рассыпать при солнечной погоде и через пару часов убрать жижу, иначе она затвердеет и превратится в комки.

В ДЭУ предусмотрены спальные места для рабочих, заступивших на смену и обслуживающих свой участок.
– При необходимости мы привозим сюда застрявших на трассе людей обогреться и перекусить, – отметил главный инженер Казахавтодора Марат Тленбаев.
Всего таких ДЭУ по области пять, есть еще 13 ДЭПов (дорожно-эксплуатационных пунктов). Это те же ДЭУ, только поменьше.
Нам рассказали, что на объектах не хватает техники. Из необходимых по нормативам 128 единиц в наличии только 86. В частности, не достает тракторов, автогрейдеров, бульдозеров, погрузчиков. Дефицит компенсируют за счет аренды техники.

Пока бушует зимняя стихия

При дорожных коллапсах выручают придорожные кемпинги. Вдоль всей трассы на юг они функционируют практически возле каждого крупного населенного пункта – вблизи Актобе, Акжара, Хромтау, Карабутака и Иргиза. Там можно не только припарковаться, но и поесть, поспать, принять водные процедуры, обменять валюту, заправить и отремонтировать машину.

По пути нашего маршрута мы увидели мужчин в спецовках, они очищали от снега мост. Остановившись, подошли к ним. Парни оказались сотрудниками одного из ДЭПов.
– Скоро закончим, и ребята пойдут греться. Сегодня немного потеплело. В среднем на морозе работаем полчаса-час, потом перерыв, – ответил на наши вопросы мастер участка Нурсултан Тажибаев.
Мы узнали, что дорожники получают специальные надбавки в виде дополнительных сверхурочных – 850 тенге в день. Помимо стабильной зарплаты, платят еще и лечебное пособие.
Уже в Хромтау посетили еще один ДЭП на выезде из города с отапливаемыми боксами, запасами инертных материалов, комнатами отдыха. Наготове стояли УРАЛ-вахтовка, автомобиль повышенной проходимости на 23 места. Он используется не только для доставки рабочих к месту назначения, но и эвакуации застрявших в дороге людей.
На хромтауский ДЭП приходится самая большая нагрузка по всей области. Именно на этом участке сильнее всего бушует зимняя стихия. Повсеместно установлены стационарные и переносные снегозадерживающие щиты.
На дороге встретились с мастером ДЭП Хромтау Максатом Жумабаевым. Он проверял работу гусеничного трактора, который копал снегозадерживающую траншею. Торопился, поскольку должен был выдавать разрешения на выезд. Оказывается, после трагедии с шубаркудыкскими волейболистами для выезда на детско-юношеские соревнования теперь требуется справка Казахавтодора.

В ответе за дорогостоящий груз

Днем значительно потеплело – до минус 18 (правда, ночью опять ударил мороз, и движение закрыли), но на дороге кое-где стояли фуры. Одних вытаскивали из кювета, вторые ждали запчасти, третьи отогревали дизтопливо и пытались завести машину. Но в целом картина была вполне обыденной: никаких скоплений автомобилей, как из фильмов про апокалипсис.
Первый затор мы увидели перед железнодорожным переездом близ села Акжар. Колонна большегрузов растянулась примерно на километр. Дорога была присыпана инертными материалами. Сопровождавшие нас лица предположили, что, скорее всего, недавно прошел поезд. Однако это вовсе не снимает ответственности с водителей фур. Как уже отмечал Рахат Сыдыков, огромные махины ездят на летней солярке и с лысыми шинами. Отчего некоторые не могут подняться в гору, загромож­дая проезд.
– Посыпке инертными материалами мы уделяем особое внимание на поворотах, подъемах и спусках, так как это наиболее опасные участки. Как назло, именно подъемы тяжело преодолевают фуры. В таких случаях моментально реагируем, – рассказывает главный инженер Казахавтодора Марат Тленбаев.
По словам дорожников, иной раз, несмотря на предлагаемую помощь, мужчины из большегрузов отказываются покидать вверенную им машину.
Дело в том, что в фургонах зачастую находится дорогостоящий товар, ответственность за него несет водитель. Понятно, что никто не хочет возмещать многомиллионную сумму хозяевам товара. Многие из владельцев живут далеко от Актобе, в том числе за рубежом. Выход с ними на связь может занять больше суток. Все это время фуру нельзя вскрыть, чтобы, допустим, облегчить ее и вытащить из кювета. В этой ситуации нашим дорожникам остается лишь подвозить дальнобойщикам горячую еду.
– Я тоже сломался на трассе прямо в пик морозов. Оставить машину не мог, работники Казахавтодора помогли отбуксировать ее до кемпинга. Жду запасную часть, установлю ее и поеду с грузом в Алматы, – говорит дальнобойщик Бейбит Ботабек.
В приватной беседе он признался, что его коллеги не хотят тратить деньги на дорогостоящую зимнюю солярку, а пытаются на авось проскочить Актюбинскую область. Но на этот раз природа застала их врасплох.

Народная смекалка

Мы уже упоминали о том, что работникам КазахАвтоЖола приходится заниматься несвойственными функциями. Но, как известно, любой спрос рождает предложение. Предприимчивые жители населенных пунктов, расположенных вдоль дороги, научились оказывать разные услуги нуждающимся автовладельцам. Если такое понятие, как «эвакуатор», уже давно прижилось в обиходе, то услуга по обогреву машины появилась относительно недавно.
Один из таких умельцев – хромтаучанин Мейрамбек Имандосов – закупил теплопушки для обогрева двигателей и уже второй год выезжает на вызовы водителей, застрявших в пути.
– Оборудование вместе с прицепом стоит примерно два миллиона тенге. При помощи гофры подаем из пушек тепло, отогревая таким образом двигатели автомобилей. За свои услуги беру примерно 40-50 тысяч тенге, – говорит Мейрамбек.
Процедура занимает от двух до трех часов. Затем частники ждут, пока грузовик поработает на холостом ходу, и некоторое время сопровождают клиента, уезжают, когда тот даст отмашку. Визитки Имандосова и ему подобных предприимчивых граждан раздают во всех кемпингах, у них есть странички в соцсетях.

Дорога до Шалкара

На протяжении всего участка хромтауской трассы невооруженным глазом видно, что она постепенно приходит в негодность. Верхний слой асфальта осыпается, никакой ремонт здесь уже не поможет.
Для решения этой проблемы АОФ АО НК «КазАвтоЖол» разрабатывает ПСД строительства новой четырехполосной дороги.
Актюбинский участок трассы Самара – Шымкент был сдан намного раньше, чем аналогичные в других областях. Поэтому даже визуально она отличается по состоянию. В ближайшие годы 262 километра от Актобе до села Улгайсын будут реконструированы.
В этом году должны ввести в эксплуатацию автодорогу Актобе – Кандыагаш – Макат. Об этом «АВ» подробно пишет из номера в номер.
Третий ключевой дорожный проект региона – Кандыагаш – Эмба –Шалкар – Иргиз. По словам директора филиала КазАвтоЖола Айбола Данагула, изначально было запланировано строительство 20 километров на этом участке.
– Однако при поддержке акима области Ералы Тугжанова уже в этом году проложим сразу 100 километров. Сейчас решаем, откуда и в какую сторону начнем работы, может, будем двигаться параллельно, – добавил Айбол Данагул.
В свою очередь, Рахат Сыдыков, ранее работавший акимом Шалкарского района, считает эту дорогу одним из важнейших экономических проектов последних лет.
– Исключительно благодаря поддержке главы региона эта проблема наконец сдвинется с мертвой точки. Заслуга Ералы Лукпановича огромная. Он решает вопросы финансирования проекта, крайне нужного региону, особенно жителям Алгинского, Мугалжарского, Шалкарского и Иргизского районов. Я слышу по этому поводу много положительных отзывов со словами благодарности в адрес акима области, – подчеркнул Рахат Сыдыков.

Асхат КАЛЖАНОВ
Актобе – Акжар – Хромтау – Дон – Актобе
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

Колонка "Взгляд"