Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Город после многих лет упадка претерпевает период ренессанса. Создаются субъекты малого и среднего бизнеса, функционируют прокуратура, пожарная часть, ЦОН. С мертвой точки сдвинулись вопросы экологии и строительства автодорог. Решена проблема пустующих пятиэтажек – все они отремонтированы, в последнюю скоро въедут новоселы.

Краткий экскурс в историю

Эмба была основана задолго до 1967 года, еще в XIX веке, но статус города ей придали 55 лет назад. С 1966 по 1997-й была районным центром, возможно, в обозримом будущем вернет этот статус, об этом читайте ниже.
Население – почти 13 тысяч человек, этот показатель медленно, но растет из года в год. Даже несмотря на то, что не так далеко находятся два центра притяжения людей – Кандыагаш (40 000 жителей) и Актобе (559 000).
Эмба даже на поверхностный взгляд имеет ряд положительных отличий. В городе пять школ, колледж, творческий центр, дворовый клуб, четыре детских сада, Дом культуры, ДЮСШ.
Преимущества связаны с мощным развитием МСБ, особенно сферы услуг и питания – чуть ли не в каждом квартале открываются новые точки. Далеко не во всех райцентрах продается вкусный кофе на вынос и выпечка. Ну а по количеству супермаркетов на душу населения Эмба превосходит даже Актобе – их три, и это отличный показатель.
Лидирует и по количеству воспитанников местной ДЮСШ – 804 учащихся по 11 видам спорта. Не случайно именно здесь ФНБ «Самрук-Қазына» построил многофункциональный спорткомплекс.

Не 13 000, а 24 000

Немало тут кафе и ресторанов, причем не забегалок, где продают пирожки, не помещений для проведения тоев, а специализированных, способных удовлетворить запросы самых взыскательных посетителей. Ароматный капучино, сытный сэндвич или стейк различной степени прожарки – это не диковинные понятия для эмбенцев, равно как и караоке, паб, кинотеатр. Все это имеется у них в наличии, как и крупный магазин недорогой одежды.
По словам акима Эмбы Райымбека Мусагали, в город приезжают жители близлежащих населенных пунктов и даже из отдаленного Жанажола. В этом кроется успех местного бизнеса, коего насчитывается 230 субъектов. Только в ушедшем году было презентовано 6 торговых и 2 предприятия общественного питания, шиномонтажный цех и физиокабинет.
– В обиходе употребляется термин «Эмбенский регион». Миниагломерация насчитывает 24 тысячи человек. Поэтому выходные или праздники соседи предпочитают проводить у нас, нежели в Кандыагаше или Актобе. Закупаются продуктами и товарами народного потребления тоже у нас, потому что ближе, а по качеству примерно сопоставимо, – считает градоначальник.

Одна беда – дороги

Решением многих вопросов, связанных с логистикой, станет реконструкция автодороги Кандыагаш – Шалкар. Трасса давно вызывала нарекания водителей, сегодня 200 км от Актобе до Эмбы преодолеваются в среднем за четыре часа. С учетом завершения ремонтных работ время сократится на час-полтора, а Шалкар станет ближе к Кандыагашу на полчаса или даже час.
– За счет опыта, привычного маршрута быстрее всего передвигаемся мы, таксисты. Знаем каждую кочку, поэтому время в пути занимает в среднем три часа. Но обычные водители ездят, конечно, медленнее. Плюс многое зависит от погодных условий. Если проложат хорошую дорогу, то путь до Актобе зай­мет примерно два часа, – говорит частный извозчик Жансен.
По мнению специалистов, качественная дорога, помимо комфортной езды, ускорит бизнес-процессы. Местным предпринимателям выгоднее сбывать произведенную продукцию в более крупных населенных пунктах. С другой стороны, замедлится отток граждан, так как Эмба получит дополнительный импульс к развитию, а поездки в районный и областной центры станут менее затруднительными.
В продолжение темы стоит упомянуть и строительство внутригородских дорог. За 30 лет здесь было отремонтировано всего четыре улицы, плюс еще четыре за 2022 год. В планах ремонт десяти улиц.

Никаких разбитых окон

Невозможно описать увиденное сухими цифрами, равно как и закрыть ими проблемные вопросы. Несмотря на то, что Эмба неофициально насчитывает семь микрорайонов, по сути она делится на две крупные части. Разделительной полосой выступает железная дорога. Она же создает проблему – водители порой вынуждены по часу ожидать открытия шлагбаума на переезде. Требуется строительство моста (эстакады) для непрерывного движения автотранспорта от железнодорожного вокзала.
Более развитой считается правая часть (если смотреть от трассы), тогда как левая – чистой воды спальный район со всеми минусами. К примеру, в районах СМП и ПМС проживает около 500 человек, в домах часто отключают электричество.
Мы пробовали разобраться в этом вопросе, и оказалось, что для его решения требуется всего-то ничего – четыре миллиона тенге на обновление электрических столбов.
Эти два участка можно смело назвать самыми неприглядными в Эмбе. Исключительно частные постройки напоминают отдаленные и инфраструктурно неразвитые села региона, хотя речь идет о бывшем районном центре.
Долгое время при упоминании этого города первыми ассоциациями были пустующие пятиэтажки – они вырастали по левую сторону на пути пассажирского поезда из Актобе. Зияющими глазницами окон славился в одно время соседний Жем, бывшая Эмба-5. Сейчас же завершается капитальный ремонт в 90-квартирном доме № 15 по улице Б. Момышулы. Это последняя из пустующих пятиэтажек.
– Остается проблемой модернизация двух- и трехэтажных домов. Нужен также поэтапный снос двухэтажных домов по улице Монке би, фундаменты которых заложены еще в 1935 году. На их месте можно возвести современное жилье. В числе приоритетов – строительство нового спортзала школы № 7 и центрального парка, – констатирует Раимбек Мусагали.

Мусор и экология

Растущее ежегодно население заставляет по-новому взглянуть на экологические проблемы города. До сих пор не решен вопрос с утилизацией мусора. Местные активисты и акимат давно бьют тревогу по этому поводу. Неприспособленный мусорный полигон разрастается. Мало того, что по всей округе летает бумага, так еще отходы периодически горят, нанося ощутимый вред экологии и дискомфорт эмбенцам. Только чайкам, облюбовавшим свалку, это на руку, вернее, на крыло.
Мы встретились с экоактивистами Владимиром Султанулы и Айдынгали Кыдырбайулы на дороге, ведущей к полигону и по направлению к селу Алтынды, где добывают золото.
– Дорога, на которой мы стоим — еще одна экологическая проблема, – говорит Владимир Султанулы. – Зимой это незаметно, но летом пыль столбом, невозможно проехать. Особенно после грузовиков видимость нулевая, как в буран! Страдают, болеют жители близлежащих домов. С этим тоже что-то надо делать.
К разговору подключился Райымбек Мусагали. Городские, районные и даже областные власти знают об этой проблеме.
– Ищем пути решения. Очевидно, что нужно уложить асфальтное покрытие с учетом массы проходящего автотранспорта, преимущественно тяжелых грузовиков. Летом дорога за счет недропользователей постоянно обливается водой, но это дает лишь кратковременный эффект. Нужны более радикальные меры, – согласен аким Эмбы.
Что касается мусорного полигона, то проектно-сметная документация на его строительство готова. Размещение и эксплуатация полигона ТБО с подъездной дорогой обойдутся государству в 118 миллионов тенге.

Главное достояние – это люди

За последние три года я восемь раз бывал в Эмбе, причем не проездом, а минимум день. В каждой поездке всегда открываешь что-то новое. Эмба – готовый районный центр и инфраструктурно, и ментально.
Безусловным достоянием города являются его жители – открытые, гостеприимные, но в то же время с характером. Один из них – начальник локомотивного депо Жема Даулеткали Жалмухамбетов – в свое время не дал перевести предприятие со штатом в 600 человек в юридическое подчинение Шалкару, тем самым оказал большую услугу родному городу. Ведь депо – больше, чем градообразующее предприятие.
Можно отметить и директора ДЮСШ Ермека Елубаева, который весь 2021 год оформлял документацию, ускоряя строительство ФОКа за счет средств фонда «Самрук-Қазына». Сейчас в этом спортзале проходят баталии, собирающие по 400-500 зрителей. Сотни других эмбенцев на разных участках тоже своим трудом вносят вклад в процветание малой родины.
Эмбе могут вернуть статус районного центра, если Актобе станет городом-миллионником. А такое количество жителей не за горами – за последние три года областной центр пополнился 60 тысячами человек.
Асхат КАЛЖАНОВ,
город Эмба, Мугалжарский район

Фото автора

Колонка "Взгляд"