Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

На постаменте — история

Аксакал Мухамбет Ермагамбетов приехал в гости к дочери в аул Кенеса Нокина. Он прогуливался в тенистом парке Актюбинского сельскохозяйственного колледжа. Вдруг его внимание привлек старый трактор, установленный на постаменте прямо у входа на территорию учебного заведения. Аксакал подошел к трактору, потрогал колеса и сказал рядом стоящим: «Я пахал на таком тракторе…».

Рядом оказался Кайрат Дандыбаев — заместитель директора колледжа по учебно-производственной работе. Они разговорились. Оказалось, аксакалу восемьдесят четыре года, живет в Хромтауском районе, в ауле Копа. В годы войны он был еще молод, и его не призвали в армию. По словам аксакала, он поработал и на более усовершенствованной модели трактора СХТЗ — СТЗ-НАТИ.

Трактор, установленный на постаменте Актюбинского сельскохозяйственного колледжа, выпускался в 30-е годы на Харьковском и Сталинградском тракторных заводах. По свидетельству Ивана Пархоменко, бывшего заместителя директора сельхозтехникума, ныне покойного, эта машина из первых партий тракторов, выпущенных вышеназванными заводами. Именно Иван Васильевич в начале восьмидесятых годов нашел этот трактор в одном из поселков в Темирском районе и своим ходом доставил в учебное заведение.

Охотников завладеть таким раритетом было очень много. Сулили большие деньги, и дело даже доходило до угроз, но руководители колледжа решили не продавать ни за какие деньги и сохранили его. Правда, раньше находился в закутке, а теперь поднялся на постамент на оживленной орской трассе.

Водители проезжающих мимо автобусов часто спрашивают у пассажиров: «Хотите посмотреть на первый советский трактор?» — «Конечно», — отвечают они. Автобусы останавливаются, люди идут к трактору и фотографируются возле него. Еще бы! Этот экспонат — очень большая редкость. На всем пространстве бывшего Союза их сохранилось всего пять: в Москве, Мордовии, Ярославле, Туле и Актобе.

Трактор СХТЗ-15/30 имел тяговую мощность 15 лошадиных сил, мог тянуть два и даже три плуга, работал на керосине. Имел три передних передачи, одну — заднюю. Двигался он со скоростью 7,4 километра в час. Его выпускали до 1937 года. Он был прост в обращении, поэтому часто им управляли девушки.

Вот такая техника бороздила наши поля восемь десятков лет назад.

Муапих БАРАНКУЛОВ

Колонка "Взгляд"