Нынешней весной актюбинцев ждет очередная кинопремьера. Серик Айжанов с Еркебуланом Закировым заканчивают работу над фильмом «Салют Fashion».
Кастинг по отбору актеров для нового фильма прошел еще в апреле 2014-го, сейчас съемки идут полным ходом, продюсером является Даулет Есеналин. С телеканалом «Рика ТВ» и кинотеатром «Локомотив» имеется договоренность о проведении организационных собраний, съемок некоторых сцен, премьеры и проката.
— Объявив кастинг, мы не делали строгого отбора – принимали всех, кто хочет сниматься в кино, — рассказывает Серик Койшибаевич. – Актеров набралось и на все фильмы, запланированные в ближайшем будущем.
На съемки «Салют Fashion» ушел почти год: полгода заняли репетиции и уроки актерского мастерства, и только в ноябре начались собственно съемки.
Фильм этот о современной жизни, более того – об актюбинцах.
— Главная героиня Аружан родом из Кандыагаша. В детстве отец подарил ей кассету с концертом голландской группы 70-х «Shocking Blue». Девушка навсегда влюбилась в группу, всячески копировала их солистку Маришку Вереш, а однажды решила попробовать себя на ступень выше: стала петь песни «Shocking Blue» с актюбинской рок-группой. Идея себя не оправдала, и тут встречается давний приятель Жантик, который искренне советует девушке попробовать себя в подиумных шоу. Здесь у Аружан все получается, но подробности – на премьере, — оставляет интригу Серик Айжанов.
Немного о Еркебулане Закирове, выпускнике факультета кино и телевидения КазНАИ имени Т. Жургенова.
— Я считаю, что Еркебулан – новое дыхание актюбинского кино, — делится Серик Койшибаевич. – Моя тематика – Великая Отечественная война, а Еркебулан живет в ногу со временем. Из числа намеченных фильмов — «Матросский танец», «Ловелас», «Наркодилер» и «Молочный колодец» — два будет снимать мой партнер. Нужны спонсоры!
Еркебулан поддерживает разговор старшего по цеху:
— «Наркодилер» — о молодежи, чье становление пришлось на 90-е, о которых в обществе мнения противоречивые. Разумеется, фильм – не пропаганда пагубы, а предостережение от нее. «Молочный колодец» будет детским кино. Съемки обеих картин нужно проводить в теплое время года, поэтому пока к ним не приступали.
В контексте работы над фильмами важно все, в том числе мелочи, и не только материального плана. Именно на них делает акцент Серик Айжанов:
— Принято считать, что монтаж фильма – самый сложный процесс, но у нас с Еркебуланом он любимый, порой даже отснятого материала не хватает, так легко и быстро все делается. Думаю, причина в том, что в работе мы понимаем друг друга без слов.
Сказанное старшим партнером содержательно прокомментировал молодой режиссер:
— В академии имени Темирбека Жургенова теории меня обучал Виктор Пусурманов, а практику я освоил рядом с Сериком Койшибаевичем. Надо сказать, что в обоих случаях мне повезло.
— А каково ваше мнение о «Салют Fashion»?
— Одна из нот фильма – воздействовать на молодежную моду, на эстетические пристрастия. Здесь я – за! От обилия черных и серых курток в холодное время года настроения не прибавляется. А кто решил, что нельзя носить желтую или голубую куртку?
— Соглашусь с коллегой, — добавляет Серик. — Знаете, когда меня спрашивают, в каком городе я живу, я отвечаю: «В городе, где вечный апрель». У нас ведь большая часть года холодная, асфальт и деревья одного цвета, и если после премьеры горожанам захочется насадить вдоль тротуаров сирени, яблонь, значит, фильм получился!
— Сейчас в городе часто натыкаешься на объявления о кастингах, — обращаюсь к собеседникам. – Насколько мне известно, кино делаете только вы. Что это за кастинги?
— Да, многие считают себя режиссерами, — охотно откликнулся Серик. – Беда в том, что они не имеют не только образования, но и съемочной базы, опыта работы. Для тех, кому кастинг интересен, советую спросить официальные документы о наличии студии. Если таковых нет, не тратьте время на людей с улицы. А Еркебулан добавил одно важное замечание:
— Президент страны Нурсултан Назарбаев высказал идею о том, что Актобе, наряду с Астаной, Алматы и Шымкентом, – будет одним из планируемых центров агломерации. Но я считаю, что мегаполис без собственной киностудии – это вовсе не мегаполис. При этом в Караганде, Шымкенте их по нескольку, не говоря уже об Алматы.
Поиски спонсоров, надежда на исполнительную власть и над всем этим – любовь к кино и желание его делать. Такие они, Серик и Еркебулан, актюбинские киношники.