Инспекция финансового контроля по Актюбинской области за шесть месяцев 2015 года охватила контролем 130 государственных учреждений и предприятий. Общая сумма выявленных нарушений составила 9 936,5 млн тенге, из них 9,8% — финансовые нарушения, 31,7% — нарушения законодательства о государственных закупках и 58,5% – нарушения порядка бюджетных процедур и ведения бюджетного учета.
Из выявленных финансовых нарушений подлежит возмещению 3 247,9 млн тенге, возмещено 2 909,0 млн. Работа по возмещению и восстановлению средств, использованных с нарушением законодательства, продолжается.
К дисциплинарной ответственности привлечены 163 должностных лица, в том числе освобожден от занимаемой должности 1 человек.
За административные правонарушения, предусмотренные Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», на 39 должностных лиц наложены административные взыскания в виде штрафов на сумму 7 026,0 тыс. тенге, из которых на отчетную дату взыскано в доход бюджета 4 348,8 тыс.
В данном направлении работа по взысканию в бюджет наложенных административных штрафов продолжается. Один материал направлен в дисциплинарный совет, по 4-м возбуждены уголовные дела, в том числе в отношении бывшего заведующего ГККП «Детский сад «Шаттык» Иргизского района К. Айткулова, в отношении бухгалтера по госзакупкам Актюбинского филиала Республиканского государственного казенного предприятия «Военно-техническая школа Министерства обороны Республики Казахстан» Б. Жапалакова, главного врача Актюбинского областного психоневрологического диспансера» А. Таева, врача и бухгалтера Шалкарской районной противотуберкулезной больницы Г. Сексенбаевой и Р. Ординой.
Причинами нарушений являются низкая финансовая дисциплина руководителей и главных бухгалтеров госучреждений и госпредприятий, некомпетентность и недостаточная ответственность, нежелание изучать законы и руководствоваться действующими нормативными актами.
Наиболее крупные нарушения в использовании бюджетных средств и активов государства выявлены в отделе жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транпорта и автомобильных дорог города Актобе. Установлены нарушения законодательства о государственных закупках, влияющие на их итоги в сумме 1 053 577,8 тыс. тенге. В частности, при проведении электронных конкурсов по капитальному ремонту дорог в Актобе. Например, в договорах с заказчиком потенциальные поставщики не указали наличие машин и механизмов, необходимых для организации строительного проекта. Тогда как согласно Закону РК «О государственных закупках» поставщик товаров, работ, услуг, кроме общих квалификационных требований, должен соответствовать специальному квалификационному требованию в части обладания материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках. Соответственно, заказчик не должен был допускать к участию в электронном конкурсе потенциальных поставщиков, если их конкурсные заявки не соответствуют специальным квалификационным требованиям.
В Актюбинском филиале военно-технической школы Министерства обороны Республики Казахстан установлены нарушения на 52 800,4 тыс. тенге. К примеру, при проведении инвентаризации фактического наличия вещевого обмундирования на складе у материально ответственного лица, помощника директора по административно-хозяйственной части А. Мухамбеткалиева, выявлена недостача фуражек на 125,8 тыс. тенге.
В утвержденном годовом плане государственных закупок на 2014 год предприятием были запланированы государственные закупки на конкурсной основе на услуги по обеспечению питанием и электронный конкурс на пошив полевых костюмов. При этом организатор конкурса нарушил требования при планировании государственных закупок товаров: не разделил их на лоты.
В электронном конкурсе — услуги по обеспечению питанием — участвовали 2 потенциальных поставщика. Заявку первого конкурсная комиссия отклонила как не соответствующую квалификационным требованиям — суммы, выделенной на конкурс. На веб-портале был опубликован протокол об итогах. Конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что к участию в нем допущен один потенциальный поставщик. Конкурсную заявку второго потенциального поставщика комиссия должна была отклонить как не соответствующую квалификационным требованиям, так как потенциальный поставщик не представил подтверждающий документ о наличии в его собственности автомашины, которая была заявлена в сведениях о квалификации. Несмотря на это, заказчик заключил договор с ТОО «Энергия света» на сумму 14 472,0 тыс. тенге.
Заказчик не представил приказ о проведении открытого конкурса, об утверждении конкурсной документации и о создании конкурсной комиссии. Но при этом электронная конкурсная документация утверждена руководителем предприятия. Протоколы вскрытия, допуска и итогов подписаны членами конкурсной комиссии.
В соответствии с Правилами проведения электронных государственных закупок председателем конкурсной комиссии определяется должностное лицо не ниже заместителя первого руководителя организатора. В случае, если организатором выступает заказчик в лице своего структурного подразделения, ответственного за выполнение процедур организации и проведения государственных закупок, председателем конкурсной комиссии определяется должностное лицо не ниже руководителя данного структурного подразделения заказчика.
В нарушение вышеуказанных норм законодательства о государственных закупках председателем конкурсной комиссии заказчиком неправомерно определен специалист предприятия.
Аналогичные нарушения были допущены при проведении электронного конкурса на пошив полевых костюмов.
Контроль конкурсных заявок потенциальных поставщиков на соответствие квалификационным и иным требованиям законодательства о государственных закупках не проводился, так как по представленному электронному ключу и паролю организатора закупок для входа на электронный портал не удалось открыть прикрепленные заявки потенциальных поставщиков. Из числа некоторых документов, конкурсных заявок потенциальных поставщиков, которые удалось открыть, выяснить их соответствие требованиям конкурсной документации не представляется возможным.
Аналогично и с договором с ИП «Шамишева Дильда Сабиржанкызы» на сумму 30 273,8 тыс. тенге, при этом в договоре не указано основание для заключения договора.
Контролю не представлены документы о проведении закупок из одного источника либо другие документы, явившиеся основанием для заключения договора с ИП «Шамишева Дильда Сабиржанкызы», по итогам конкурса.
Потенциальными поставщиками по указанным договорам не подтверждено обеспечение исполнения договора на сумму 434,2 тыс. тенге и 908,2 тыс. тенге соответственно, которые следовало произвести до истечения 10 рабочих дней с момента заключения договора. Согласно Закону о государственных закупках за несвоевременное внесение обеспечения исполнения договора организатор государственных закупок должен был удержать в доход 1 процент суммы обеспечения заявки в размере 302,7 тыс. тенге и 144,7 тыс. тенге соответственно и принять меры по подаче искового заявления в суд о признании поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок.
В управлении физической культуры и спорта Актюбинской области произведен тематический контроль по вопросу обоснованности выделения и использования бюджетных средств спортивными объектами и определения образования цен на услуги, предоставляемые населению.
Проверкой в областной детско-юношеской спортивной школе по водным видам спорта «Достык» установлено, что согласно постановлению акимата области было предписано передать плавательный бассейн балансовой стоимостью 1 574 741,0 тыс. тенге с баланса КГУ «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по плаванию» на баланс ДЮСШ по водным видам спорта «Достык».
В связи с тем, что соответствующими органами не были подготовлены и переданы правоустанавливающие документы по спортивному сооружению, данное постановление не было исполнено. На момент подписания акта встречного контроля из ГУ «Отдел земельных отношений г. Актобе» получен технический паспорт, на основании которого здание балансовой стоимостью 1 574 741,0 тыс. тенге поставили на баланс учреждения.
В период контроля выявлены нарушения на сумму 1 944,1 тыс. тенге в средней школе № 12 г. Актобе, из них финансовые нарушения — 365,7 тыс. тенге, нарушения законодательства о государственных закупках – 1 411,1 тыс. тенге, нарушения, выявленные при соблюдении правил, условий процедур — 167,3 тыс. тенге.
В результате неправильного исчисления коэффициента для оплаты труда сторожей фонд заработной оплаты был завышен и переплата заработной платы сторожам составила 190,4 тыс. тенге.
Установлено сокрытие дебиторской задолженности. Так, учреждением в декабре 2013 года для покупки лыж перечислен ТОО «Спортмастер Казахстан» авансовый платеж в сумме 167,3 тыс. тенге. В этом же месяце дебиторская задолженность в сумме 167,3 тыс. тенге были фиктивно оприходованы и списаны по учету.
В итоге данная дебиторская задолженность не отражена в годовом бухгалтерском балансе. Следует отметить, что поставщик доставил товар с нарушением сроков, установленных в договоре, и государственное учреждение не подало иск в суд о признании данного поставщика недобросовестным участником государственных закупок.
В нарушение Закона «О государственных закупках» были приобретены товары, не предусмотренные утвержденным годовым планом государственных закупок на сумму 1 411,1 тыс. тенге. По результатам проверки к административной ответственности привлечены руководитель и главный бухгалтер учреждения и другие специалисты. Директор школы А. Баймагамбетова уволена с занимаемой должности.
В дальнейшем будет продолжена работа по совершенствованию методологии и повышения эффективности контрольной деятельности в нашей инспекции.
Злиха УТАРГАЗИЕВА,
заместитель руководителя
инспекции финансового контроля
по Актюбинской области