Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Несовершенство госзакупа

Асхат Калжанов.

Как депутату мне часто приходится объезжать различные городские строительные объекты. Чаще всего проблемные: школы, больницы, жилые дома, дороги. Долго думал над тем, отчего же возникают долгострои? Вначале считал, что виной всему коррупция и нерасторопность подрядчиков. Но оказалось, не совсем, хотя как говорится, не без этого. Корень многих проблем – несовершенная и очень громоздкая система государственных закупок. Принятая на вооружение более двадцати лет назад, она имеет серьезные недостатки.
Судите сами. Сначала принимается решение госорганом, которое может затянуться на годы. Затем оно согласовывается управлением экономики и бюджетного планирования. После этого вопрос, допустим, строительства школы, выносится на заседание рабочей комиссии маслихата, затем на ближайшую сессию или откладывается. Как только добро получено всеми госинстанциями, примерно в трехмесячный срок проводится конкурс. По его итогам объявляется победитель и еще в течение месяца идет перечисление
денег траншами.
Ловушка в том, что, во-первых, деньги часто не успевают выделить в сезон, особенно, это касается дорог. Во-вторых, в турбулентном мире постоянно дорожают строительные материалы, которые Казахстан мало производит. Подрядчик с уже выделенными средствами не может закончить объект. Корректировка бюджетной заявки на удорожание занимает много времени. Далеко за примерами ходить не надо. Пристройка к одной из городских поликлиник возводится уже более двух лет, то же самое со школой в четвертом микрорайоне жилого массива «Есет батыр». Еще пример с укладкой газона в ДЮСШ № 2. В 2016 году директор спортшколы получил деньги в ноябре, когда по нормативам искусственную траву нельзя было укладывать. Дай он тогда команду на укладку газона, получил бы тюремный срок. Ему пришлось вернуть средства в бюджет. В итоге прошло 6 лет, а нового газона до сих пор нет.
Другой минус в том, что выиграть конкурс может совершенно случайное юрлицо. Например, поставку специализированных мячей вслепую может организовать дилетант, хорошо владеющий компьютером где-нибудь в Каскелене. Вот и бегают потом за ним люди, чтобы тот случайно не поставил заказчику мячи с алматинской барахолки.
Поэтому многие ратуют за то, чтобы упростить систему госзакупок, принимать более жесткие меры в отношении недобросовестных поставщиков.

Колонка "Взгляд"