В драмтеатре имени Т. Ахтанова сразу две премьеры: бессмертный «Ревизор» казахской труппы в эти дни собрал аншлаги, пьеса «Черная бурка» осетинского автора Георгия Хугаева русской труппы о вечных ценностях тоже обещает быть кассовой. Оба спектакля поставлены приглашенными режиссерами.
[box type=»shadow» ]Досье «АВ»
Данияр Базаркулов — актер и режиссер ТЮЗа имени Г. Мусрепова, выпускник КазНАИ имени Т. Жургенова, лауреат нескольких театральных фестивалей в различных номинациях. На актюбинском «Балауса-2017» Данияр был признан лучшим исполнителем мужской роли (моноспектакль «Ол»).[/box]
Востребовано всегда
— Классика на то и классика, чтобы быть актуальной во все времена — она, как правило, над временем, — считает Жулдызбек Жуманбай, поставивший спектакль в казахской труппе. — А Гоголем характеры поданы особенно выпукло: появившийся на сцене персонаж своим видом уже представляет тот или иной порок. Поэтому спектакль подан в реалистической форме, какая задумана автором пьесы: мы ни на йоту не отступили от текста, от его классической подачи.
Но есть один пункт, бросающийся в глаза, — костюмы персонажей.
— Да, актеры одеты в костюмы разных эпох, что и есть символ подтверждения востребованности и актуальности «Ревизора» во все времена, — уточняет режиссер. — И в первой половине ХIХ века, и в середине ХХ-го, и сейчас в обществе живо взяточничество, чинопочитание, прочие деструктивные социальные явления. И театр, как форма выражения мнения, пытается с ними бороться.
Связь времен, объединенных проблемой, символизируют и декорации постановки: фонари, освещающие действо, явно из разных эпох — интересное сценографическое решение.
Актеров в постановке задействовано более двадцати, составов — два. На роли городничего и его жены приглашены актер театра имени М. Ауэзова, заслуженный деятель РК Болат Абдильманов и актриса ТЮЗа имени Г. Мусрепова, директор театра «А.И.», заслуженный деятель РК Айгуль Иманбаева. Такой ролевой расклад — своего рода мастер-класс для актюбинской труппы, чему подтверждение находим у Жулдызбека Жуманбая:
— Безусловно, новый режиссер, новые коллеги на сцене привносили определенные эмоциональные коррективы в игру актеров. Хозяева сцены признавались, что чувствуют себя будто в другом театре. Но ситуация быстро вошла в нужное русло, и я очень доволен результатом.
Впрочем, лучшим результатом работы режиссера и актеров могут быть аншлаги и аплодисменты, а именно это наблюдается в дни премьер.
[box type=»shadow» ]Досье «АВ»
Жулдызбек Жуманбай — уроженец Семипалатинска, выпускник актерского факультета КазНАИ имени Т. Жургенова и режиссерского факультета ГИТИСа (класс Александра Бармака). — В Казахстане есть где учиться актерскому и режиссерскому мастерству — в «Жургеновке», в университете «Шабыт» (КазНУИ, Астана), у нас есть своя школа, но ГИТИС считается Меккой театрального мастерства, поэтому он был моей мечтой, — рассказал о себе Жулдузбек. — Для тех, кто не согласен с этим мнением, скажу, что его разделяют десятки выпускников из разных уголков мира, которые учились со мной в ГИТИСе.[/box]
И кто тут человек?
Цель пьесы-притчи современного автора Георгия Хугаева «Черная бурка» — не столько показать верность и преданность собаки, сколько звериные инстинкты, зачастую проявляющиеся в людях.
— В новой постановке каждый зверь олицетворяет человеческие качества, — рассказывает режиссер и актер ТЮЗа имени Г. Мусрепова Данияр Базаркулов, поставивший «Черную бурку» на актюбинской сцене. — На сцене не звери или люди, а современное общество с его приоритетами: бараны, волки, хитрые лисы, ослы, каркающий ворон, трусливая зайчиха, услужливый и всезнающий крот, верный пес и всесильный пастух. Пастух (человек) — вне системы, он стоит над всем и живет только одним днем, не заморачиваясь ценностями. Постановка предостерегает зрителя не скатиться до того или иного персонажа. И мы с актерами всеми силами стремились донести до зрителя, как важно сохранить в себе Человека, тем более что пример для подражания в спектакле все-таки имеется. Этого героя я хотел бы видеть героем нашего времени.
Игрой актеров Данияр доволен, но рекомендует им чаще работать с хорошими режиссерами и особенно с грамотными режиссерами-педагогами.
Всего на сцене задействованы 10 актеров, шесть из которых — выпускники первого русского курса актерского отделения многопрофильного колледжа «Тарлан».
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото Хайредена РАУШАНОВА