Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

О таких педагогах ученики рассказывают своим детям

           У учителя технологии Шубаркудыкской школы-гимназии № 1, мастера-кожевника Нурлана Джакибаева креатив обычно зашкаливает. Едва он выпустил двухтомник, где обобщил педагогический и совместный с воспитанниками исследовательский опыт, как буквально летом провел и систематизировал новую работу.

Согласно древней технологии…

– Это был эксперимент, рассчитанный на 54 дня или 169 академических часов, – рассказывает мастер. – Площадку я назвал «Тері өңдеу – традиционное изготовление изделий из кожи», работали на ней два семиклассника и девятиклассница. Собственно, курс был разработан специально под них с целью систематизировать все, чему ребята научились за несколько лет. 54 дня, с мая по август, Алишер Ыхсан, Мансур Куаныш и Аружан Момышова не только осваивали ремесло, но и зарабатывали деньги – двуединый процесс получился.
Экспериментальная площадка представляет собой освоение процесса выделки кожи, начиная с закупа шкур и заканчивая продажей готовых изделий.
Учитель с учениками закупил два 100-литровых казана, три шкуры (две говяжьих и верблюжью) и 99 литров айрана.
– Согласно древней технологии, для податливости шкуры при обработке казахи предварительно выдерживают ее в айране, – продолжил собеседник. – Для усиления действия в айран добавляются соль и ржаная мука. Смесь должна выбродить в течение двух недель, после чего в нее погружается сырье и выдерживается определенное время. Подробно рассказывать алгоритм не вижу смысла, но замечу, что верблюжью кожу отличают более высокая прочность и красивая краповая текстура (обнажающаяся после снятия волосяного покрова). Если в юрте имелась посуда из такой кожи, она означала не только хороший вкус хозяев, но и достаток.
За 54 дня из трех шкур воспитанники Нурлана Джакибаева произвели камчу в количестве 7 штук и 13 торсыков. И тут важен комментарий кожевника:
– Кожаная посуда сохраняет все микроэлементы, витамины и биохимические соединения, которыми ценны кумыс или шубат, поэтому чаще всего их хранят в торсыках. О камче скажу, что если она изготовлена из сырья высокого качества, то может передаваться по наследству. Конечно, во многих казахских домах оба предмета имеются, но хочется, чтобы традиция жила вечно.
Бухгалтерия проекта следующая. Всего продукции изготовлено на 560 тысяч тенге, два торсыка из тринадцати уже проданы (по 37 тысяч тенге). Если учесть, что на исходный материал – шкуры, казаны, айран, муку, соль – потрачено 85 тысяч тенге, то затраты можно считать почти покрытыми. Оставшееся – в активе участников проекта. Безусловно, постепенно все продастся.

…и в русле современной педагогики

Но главный и бесценный актив – опыт.
На протяжении 54 дней школьники вели дневник, куда вносился не только поминутный или почасовой алгоритм. Добавим сюда нюансы процесса и рассуждения ребят. Все вылилось в исследования, сегодня имеющие определенные результаты.
– Параллельно дети производили и продукт интеллектуальный, – считает педагог. – Алишер и Мансур защитили командный проект на районном этапе конкурса «Зерде», заняв первое место. Аружан подготовила работу для экспертизы в областной центр «Дарын». Безусловно, все трое читали много специальной литературы – культурологической, философской. Например, таких казахстанских исследователей, как Даркембай Шокпарулы, Алькей Маргулан, Турсун Габитов, Халел Аргынбаев, Адил Тургынбаев и другие. В этом системность – дать не только азы, но и научить фундаментальному подходу, научить определять все грани процесса. Откуда древние, не владея грамотой, знали, как надо делать? Они понимали свою абсолютную причастность к природе, обществу, ремеслу. А почему мастером нужно быть лучшим, понимали с точки зрения спроса на товар.
Известно, что самая лучшая кожа на Великом шелковом пути закупалась на территории нынешнего Казахстана. Почему ситуация поменялась? Потому что после Октябрьского переворота, потом в эпоху репрессий мастеровой люд мигрировал в Турцию, и сегодня лучшая кожа производится там…
Оба мальчика – Алишер и Мансур – искусством выделки кожи и плетения камчи владеют ровно в той степени, что и я. И это главное в моей деятельности. А чтобы из них не выросли дилетанты, приобщаю к освоению специальной литературы и ее применению. Уверен, они будут замечательными прикладниками и исследователями. Ребят не останавливала даже 40-градусная жара, так увлеклись!
54 дня были фактически трудовым летним лагерем. Если подключатся исполнительные органы, я готов принимать школьников на лето в Шубаркудыке, тем более что скоро будет готов новый просторный цех. Лидер казахстанских прикладников Айжан Беккулова давно подталкивает меня открыть мастерскую, где я пропагандировал бы свою кожевенную школу. Но я преследую не только возрождение национального ремесла. Дело в том, что работа с детьми – процесс многогранный: мы их воспитываем, в том числе трудом и личным примером, приобщаем к научной деятельности, развиваем наклонности творческие, коммерческие, хозяйственные, профориентируем.
В этом году оба семиклассника подали проект на конкурс «Зерде» в секцию «Технология и искусство», а в следующем подработают, разовьют и планируют подать в секцию «Экономика», то есть весь учебный год мы будем работать над рентабельностью приложения уже усвоенных навыков (как извлечь полученные результаты для заработка).

Хорошие новости

Какой комментарий дать к словам Нурлана Саулебаевича? Вспомнилось лишь, что любимые книги педагога из Шубаркудыка – «Педагогическая поэма» Антона Макаренко и «Капитал» Маркса. За 34 года работы его учениками написано и защищено 119 проектов, почти каждый выпускник состоялся профессионально и сегодня составляет славу малой родины.
Этот учитель – человек скромный и всегда в работе, поэтому немногословен. Но наработанным делится охотно:
– Эти 54 дня – программа обучения возделыванию кожи (для ребят) и методика обучения ремеслу (для наставников). В 2019 году я получил авторское свидетельство по основам теории технологии как школьного предмета (интеллектуальный продукт). Рецензентами выступили ученые из университета имени Жубанова. А что касается двухтомника «Мектептегі технологияның теориялық негіздері» и «Мектептегі технологияның ғылыми кұндылықтары», то его рецензенты – сотрудники областного научно-практического центра и центра «Өрлеу». Средства на издание выделили управление предпринимательства и фонд «Даму». На них же закуплена часть оборудования для мастерской.
И последние новости. Буквально на днях учитель принял участие в онлайн-семинаре, организованном Казахстанским комитетом по нематериальному культурному наследию (ЮНЕСКО).
Зампредседателя комитета Рустам Музафаров поддержал идею Нурлана Джакибаева о создании в Шубаркудыке регионального центра казахского кожевенного ремесла с целью сохранения наследия предков и его достойного места в общечеловеческой культуре:
– Народ силен этнической памятью. Что делает учитель технологии из глубинки? Пытается передать ремесло предков ученикам, ту самую этническую память. Если получится передать нескольким, замечательно. Он – часть истории края, его гордость, о нем своим детям будут рассказывать его ученики. ЮНЕСКО очень верно именует этих людей живым сокровищем человечества. Задача Комитета – связать Нурлана Джакибаева с такими же неравнодушными из других регионов или даже других стран, но основная работа должна вестись на его малой родине.
Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото из личного архива Нурлана ДЖАКИБАЕВА

Колонка "Взгляд"