О том, что такое меритократия, как должны работать ее принципы на практике и какие преимущества несет в себе новая форма демократического управления государством, рассказал руководитель аппарата областного маслихата Тимур Айткалиев.
[box type=»shadow» ]Тимур Айткалиев, 1981 года рождения, казах, образование высшее юридическое, окончил Казахско-Русский Международный университет и Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.
Трудовую деятельность начал в 2002 году главным специалистом отдела регистрации и контроля за нормативными правовыми актами местных представительных и исполнительных органов управления юстиции Актюбинской области. С 2007 по 2009 год – главный специалист отдела государственно-правовой работы аппарата акима области. С 2009-го работает в аппарате областного маслихата главным специалистом, заместителем руководителя аппарата. С июня 2016 года – руководитель аппарата облмаслихата. Женат, воспитывает троих детей.[/box]
– Тимур Владимирович, что означает термин «меритократия»?
– Меритократия – это форма правления, в основу которой положен принцип индивидуальной заслуги. При такой форме власти к управлению обществом приходят наиболее достойные, компетентные, талантливые люди из различных социальных слоев.
Многие описывают меритократию как управленческую систему идеального мира. Согласно ее принципу, люди продвигаются вверх по карьерной лестнице только благодаря умственным способностям, достижениям и усердному труду. В меритократии нет места связям, финансовому достатку и социальному происхождению. Все это неважно: если человек умен, он получит то, что ему полагается.
– Каков опыт внедрения принципов меритократии в других странах?
– Ряд азиатских стран – ведущих экономик мира, а также признанные демократические страны Запада давно осознали, что меритократия может служить движущей силой социальной мобильности и приносить выгоду как отдельным людям, так и обществу в целом. Так, страны, в которых государственное управление опирается на принципы меритократии, демонстрируют высокие темпы экономического роста благодаря более эффективной работе государственной службы. В качестве примера приведу Ли Куан Ю в Сингапуре.
– Как, на ваш взгляд, должен работать на практике этот принцип?
– Кто бы ни пришел на государственную службу, надо начинать с низов. Нельзя сразу стать начальником. С внедрением принципа меритократии в госслужбе стали расти именно люди снизу. А иначе нельзя – надо набраться опыта. Человек должен знать все ступени лестницы. То есть, когда ты отдаешь кому-то приказ, ты должен знать, как он может быть выполнен. Эта модель способствует профессионализации государственной службы. Также нужно учесть следующее: здесь лучший означает не лучший вообще, а лучший среди имеющихся. Надо смотреть, кто в этом подразделении работает. Так вот, это лучший из них.
– Какие преимущества несет в себе такое повышение по службе?
– Меритократия, безусловно, влияет на демократизацию общества, потому что она позволяет обеспечить прозрачность продвижения, отбора на руководящие позиции, это повышает уровень подотчетности перед обществом.
– Что дает в госуправлении Казахстана внедряемый принцип меритократии?
– На самом деле внедрение меритократии – это достаточно длительный и обширный процесс. Но следует заметить, что Казахстан планомерно и последовательно движется в эту сторону.
Так, одним из приоритетов Закона «О государственной службе», а также вносимых в него изменений и дополнений является усиление принципа меритократии при отборе и продвижении кадров. Это достаточно правильный шаг, так как он не только усиливает управленческий потенциал Казахстана, но и соответствует всем демократическим ценностям.
Соблюдение принципа меритократии позволит обеспечить отбор наиболее достойных кадров, а также заниматься их профессиональным и карьерным продвижением на основе признания личных заслуг, а не финансов или связей.
Более того, внедрение данного принципа позволит обеспечить уверенность государственных служащих в объективной оценке их труда и заслуг, а также обеспечить доверие населения к государственному аппарату.
Записал Али СУЛТАНОВ