Можем ли мы жить без фотографа, останавливающего важные или милые сердцу мгновения жизни? Нет. Трудно представить дом без семейного альбома. Сегодня мы все оцифровываем, альбомы чаще листаем на экране смартфона или компьютера, но сути дела это не меняет. Актюбинки, профессионально работающие в разных жанрах фотографии, делятся с читателями «АВ» секретами мастерства.
В особой параллели
Екатерина Узингер входит в топ-70 фотографов РК и топ-3% детских портретистов, что подтверждено сертификатом международной премии 35AWARDS. В российском реестре фотохудожников newborn она числится под номером 4 727.
У нее собственный сайт – uzinger-baby.ru, а совсем скоро на странице в Instagram (@katyauzinger) Катя начнет публиковать консультации неонатологов, гинекологов, массажистов и прочих специалистов, важные для мам и малышей.
По выражению лица случайной женщины, движениям мастер определяет, как давно (или недавно) родила женщина, а по чертам новорожденных моделей – их характер и наклонности.
В семье, где росла Екатерина, фотографией увлекались оба родителя.
– Я не представляю папу без фотоаппарата, – рассказывает мастер. – Он был формовщиком на ДСК и умудрялся делать кадры рабочих процессов. Как, не представляю. Наверное, это и есть страсть. Больше всего у папы наших фото – двух дочек и сына. Думаю, глядя на те фото, и мама взяла аппарат в руки. В тяжелые нулевые на фотографии гармонично сошлись ее творческий порыв и необходимость зарабатывать. Воспитатель детского сада, она знала, что работающие без продыху родители не видят, как подрастают дети, и стала запечатлевать в течение дня милые гримасы или движения малышей. Наиболее удачные кадры печатала и предлагала родителям. Я уверена, что те фото в семьях выросших детсадовцев сегодня самые дорогие.
Согласно диплому Оренбургского художественного училища Екатерина – художник по обработке материала. Детство провела во Дворце школьников: в художественной студии и Академии творчества. Мастер не устает благодарить педагогов — Надежду Садильникову, Аллу Чекурову, Наталью Скуратович, Ирину Курманалину. В ее опыте и храмовая роспись: царские врата в крестильном зале Свято-Никольского кафедрального собора Актобе расписаны Екатериной. Первые уроки фотографии наша собеседница получила у отца, а профессиональные – у ныне покойного Каирбека Шушакова в его студии «Слон».
– В 2018-м Каирбек студию продал, я осталась без работы, и наступил шок: как жить, не снимая никого? – продолжила мастер. – Так появилась своя студия. Начала с семейных съемок, хотя newborn уже был интересен. Пристрастилась к нему благодаря работам Анны Геддэс и Алены Гороховской. За Аленой наблюдала с доинстаграмных времен, а едва появилась возможность учиться, сразу прошла у нее курсы. Защитилась на отлично. Увлекалась многими направлениями, в большей степени психологической фотографией, но, забеременев третьим ребенком, поняла, что хочу снимать только малышей.
– Newborn предполагает фотосессию новорожденных не старше 14 дней от роду, а в народе принято до 40 дней прятать малышей от чужого глаза. Во многих семьях даже на прогулку их не выносят.
– Это предрассудок, требующий изживания. Крох легко снимать, потому что в первые две недели их не мучают колики, не пугают вспышка, шум, а значит, фотосессия дискомфорта не вызывает. Они еще выбирают неповторимые внутриутробные позы, такие сладкие для мам. По поводу постороннего глаза поделюсь своим мнением. Роды принимает бригада чужих людей, часто присутствуют десятки интернов, добавим обитателей послеродового отделения с их биологической средой, и при этом малыши остаются в порядке. Не бойтесь фотографировать кроху, но альбом подольше никому не показывайте. Если не сделали фотосессию в первые 14 дней, потом съемку лучше планировать не раньше трехмесячного возраста. Милых поз уже не будет, но будут очень важные эмоции. До трех месяцев малыш осваивает тело (повышенный мышечный тонус, острые зрительная и слуховая реакции, колики), процесс съемки дискомфортен и для него, и для меня.
– А для мамы?
– Обычно мамы норовят помочь, но в этом нет нужды. В день съемки я прошу их ничего не планировать, так как нереализованные планы – стресс, передающийся и ребенку.
Еще одним выгодным пунктом первых четырнадцати дней Екатерина называет состояние мамочек:
– В это время они еще светятся чудом, подаренным Богом, и пребывают в одной с малышом параллели. Позже измотаются бытом и недосыпом. Для гармоничности съемки задаю мамам вопросы. Исходя из ответов, передаю их состояние цветом, формами, фактурой, реквизитом. Выбранная мамой обмотка для малыша – точка подготовительной работы: я уже многое о ней знаю.
– Высока ли конкуренция мастеров этого направления в нашем городе?
– Вопрос болезненный. Сертифицированных мастеров newborn в Актобе пять. Остальные, называющие себя специалистами newborn, лишь мастер-классы прошли и опасны тем, что могут навредить крохе дилетантским подходом, а значит, о направлении пойдет дурная слава. Признаюсь, до получения сертификата я тоже пыталась снимать новорожденных, но сегодня эти работы не выставляю: они несовершенны.
– Фотография для тебя работа или творчество?
– Любимая работа — всегда творчество. А заработок – шикарный бонус к ней.[divider]
Никакая камера не будет работать за вас
Анималист Мария Коннова по профессии дизайнер. Фотографией ее еще в детстве пытался увлечь отец.
– У папы был «Зенит», но дело не в нем, а в тогдашнем отсутствии желания у меня, – рассказывает мастер. – Вот когда сестра купила зеркальный аппарат, я втянулась. Интересно стало снимать не в автоматическом режиме, а делая настройки самостоятельно. Начинала с файн-арт (художественное фото, где часто представлена какая-либо ситуация, эпоха), но пристрастие снимать животных перевесило почти сразу. Впрочем, животных тоже можно снимать в файн-арт, и это я делаю с удовольствием.
В преддверии Года собаки Маша (@mariya_konnova) провела фотосессию с четвероногими, чтобы пристроить собак, проживавших в месте временной передержки, организованной волонтерами. Все хвостики обрели заботливых хозяев благодаря таланту фотографов Марии Конновой и Евгения Солодовщикова. Выставка работ проходила в областном музее искусств. Кстати, возможно, активному пристройству способствовали милые элементы файн-арт, использованные Машей.
– С волонтерами у меня сложились дружеские отношения, и я готова к результативному сотрудничеству в любое время, – делится девушка. – Снимать собак – процесс несложный, но требующий наблюдательности. Нужно присмотреться к животному, вычленить особенности его поведения. Активных лучше ловить в прыжке, а успокоить легко, усадив повыше: пока собака осмотрится, ты нащелкаешь кадров. Если уши прижаты и мордаха смотрится невыгодно, пошуми – она навострит уши. Пугливых, осторожных нужно поводить. Поняв, что опасности поблизости нет, они расслабятся.
Сложнее снимать кошек. Они своенравны, плохо переносят незнакомую обстановку: долго все обнюхивают, сканируют своим необъяснимым прибором. Поэтому в студии важно исключить любые щели, лазы, куда кошки обязательно будут прятаться. Кстати, снимать проще бездомных, которые ничего не боятся. Домашних лучше фотографировать в привычной для них обстановке.
Мария снимает и птиц. Признается, что это непросто, но результат того стоит. Вопреки опыту работы в фотосалоне, сертификата у девушки нет, но недавно она прошла онлайн-курс по позированию и обработке кадров у известного российского мастера Дарьи Булавиной.
– Мечта моя? Стать профессиональным фотографом. Возможности для этого есть. Я живу сейчас на две страны. В той – возможности для творческой реализации, здесь – все, что мне дорого, и прежде всего дорогие люди.
– Какой аппарат посоветуешь начинающим?
– Например, Canon 70D. Замечу, что профессиональных фотоаппаратов не существует. Есть только навыки (мастерство), благодаря чему получаются шикарные фото. Я знаю профессионалов высокого уровня, снимающих только на пленку. Можно купить бэушный любительский аппарат и начать учиться, а можно научиться делать хорошие кадры и смартфоном. Уроков в интернете много, в том числе по свету, композиции, настройкам техники.
– Фотографом нужно родиться?
– Необязательно. Главное – желание, страсть к делу, и талант разовьется.
– Фотография – работа или творческий процесс?
– В работе без творчества никуда.
Беседовала Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото из личного архива Екатерины УЗИНГЕР и Марии КОННОВОЙ