28 актюбинцев и колонна техники в феврале неслучайно оказались на границе Узбекистана и Казахстана. Дальнобойщики выехали в соседнюю страну не с визитом вежливости, а… воровать трубы. В город-ском суде на минувшей неделе завершился процесс по делу организаторов преступной группы и восьмерых водителей, которым удалось скрыться с места задержания.
В громком деле о дальнобойщиках, четыре месяца находившихся в одном из узбекских следственных изоляторов по обвинению в незаконном пересечении границы, последняя точка была поставлена еще летом. Все точки над «i» Фемида расставила теперь и в деле тех, «благодаря» кому зимой водители оказались на чужбине.
Приговор судья городского суда №2 Рауия Кустанова огласила в минувшую пятницу. Организаторы Жанибек Байтанов и Толеген Токамбетов получили семь и пять лет лишения свободы соответственно. Отбывать наказание предприимчивые партнеры будут в колонии общего режима. Плюс ко всему их ожидает конфискация имущества. А водители, которым удалось скрыться с места преступления, получили по два года условно. Судья приняла во внимание тот факт, что они не знали о преступном замысле организаторов.
Байтанов, которому пришла в голову «светлая» идея создать преступную группировку и вывезти трубы, принадлежащие АО «УзТрансГаз», уже имел опыт по сбору и перепродаже металлолома. Видимо, в родных просторах ему стало настолько тесно, что он решил переключиться на южных соседей. О том, каким образом он узнал, что на границе Узбекистана и Казахстана можно неплохо поживиться, история умалчивает. Чтобы претворить задуманное в жизнь, в феврале друзья нанимают на «пятаке» безработных водителей и газорезчиков. Каждому за поездку в Бозой обещали заплатить 40 тысяч тенге, а за рейс с трубами еще по 30 тысяч. При этом в курс дела — зачем придется ехать за сотни километров от родного города — рабочих поставить якобы забыли. Верится с трудом. Неужели даже за такие деньги ни один из водителей не поинтересовался целью поездки?
Организаторы, кроме того, взяли на себя заботу об обеспечении горюче-смазочными материалами, питанием и спутниковой связью.
24-25 февраля группа, а это 25 большегрузных машин, 2 автокрана и транспорт с оборудованием для резки труб, прибыла в село Бозой Шалкарского района. Там в состав колонны включили бензовоз, бульдозер и передвижной жилой вагон.
Газорезчики занимались резкой труб, примыкающих к магистральному газопроводу. К примеру, трубу диаметром 1 020 мм, толщиной 10 мм, резали на куски длиной по 11-12 метров. На момент их задержания сотрудниками правоохранительных органов и пограничной службы Узбекистана к отправке были готовы 25 труб по 12 метров.
Актюбинцев, скрывшихся с места происшествия, по дороге встретил Байтанов, возвращавшийся к группе, чтобы проверить, как идет работа. Отправив водителей на поезде в Актобе, сам он уехал в Алматы.
Задержанным было предъявлено обвинение в незаконном пересечении границы. Нарушив границу, они оказались на территории Коныратского района Узбекистана. «УзТрансГаз» оценил свои убытки в 13 с лишним миллионов тенге. Позже 27 водителей были осуждены Верховным судом Каракалпакстана, была конфискована вся техника. И если для них весь этот кошмар уже закончился, то у организаторов — все впереди.
Приговор еще не вступил в законную силу.
Асия НУРПЕИСОВА