Эстрадно-духовой оркестр Актюбинского ГДК, возникший на базе парка имени А. Пушкина, в нынешнем году отмечает 40-летие. Образованный покойным Владимиром Фоменко в 1981 году, этот творческий коллектив можно назвать визитной карточкой города.
Из истории явления
Первое упоминание об оркестре относится к IX веку до н.э.: это был коллектив из 120 трубачей, освящавших храм царя Израильско-Иудейского царства. Если говорить о духовых инструментах вообще, то у каждого народа есть рожок, изначально трубящий поход или сбор коров пастухом. Кстати, набат тоже можно назвать прообразом ударных инструментов, независимо от того били в барабан, колокол, било, звонило, сторожевую доску или плиту. Сегодня рожка нет в классическом составе духового оркестра, но он стал прообразом нескольких видов трубы, а без ударной установки коллектив невозможен. Так, предметы, изначально используемые для важных событий, стали неотъемлемой частью культуры. Заметим, что этот гуманитарный компонент был привнесен в воинский быт, а оттуда распространился во все сферы жизни. Есть те, кто не любит духовой оркестр?
Актюбинский биг-бэнд
После смерти Владимира Фоменко в январе 2013 года его детище возглавил Сакен Еркегулов, выпускник музыкально-педагогического факультета Кызылординского пединститута имени Н. Гоголя.
— Музыкальную школу я окончил по классу баяна, а когда в 1986 году пришел в оркестр, стал играть на тубе, — рассказывает Сакен Сураганович. — Артисты духового оркестра отличаются тем, что владеют несколькими инструментами. Стремление заниматься всем профессионально в 1989-м привело меня, имевшего диплом вуза, в Актюбинское музучилище, в класс тромбона, к Владимиру Эртману. По настоянию Владимира Никифоровича в оркестре я играл и на тубе, и на тромбоне, а по мере необходимости — на баритоне или теноре (разновидности трубы).
Сегодня в оркестре 30 музыкантов, и это выручает, когда нужно сыграть большой концерт с участием самых разнообразных инструментов.
— А одна из важных задач вашего оркестра — джаз…
— Да, и тогда мы переходим в формат биг-бэнда, где шесть саксофонов, шесть тромбонов, флейта, кларнет, пять труб, ритм-секция, состоящая из электрогитары, бас-гитары, перкуссии, ударных, клавишных. Кстати, джаз в Актобе любят и не без участия нашего коллектива: в 1989, 1993, 2003, 2005, 2007 годах мы были лауреатами республиканских джазовых фестивалей; в 1986 и 1987 годах получили дипломы Союза композиторов СССР — за исполнительское мастерство. В 2014-м в Кургане (РФ) на международном конкурсе исполнителей на духовых и ударных инструментах «Legni & Ottoni» взяли Гран-при, а Азамат Беркешев и Асемгуль Казбекова стали лауреатами. С первого дня в оркестре работают выпускники Актюбинского музучилища Хаджимурат Нурышев и Геннадий Чен.
— А есть в коллективе выпускники других учреждений, готовящих музыкантов?
— Бас-гитарист Аскар Акбулатов, трубач Жанболат Дусипов, кларнетистка-саксофонистка-вокалистка Асемгуль Казбекова, гобоист Даулет Измагамбетулы и флейтистка Айганым Шакимова.
— Кого из современных музыкантов, работавших в вашем коллективе, хотите отметить?
— К сожалению, о многих уехавших за рубеж я ничего не знаю, а вот Владимир Тырсин (Штрекер), проживающий в Германии, сегодня очень успешный, востребованный саксофонист и музыкальный педагог. В Санкт-Петербурге очень успешен саксофонист Владимир Дудко.
В оркестре всегда нужны вокалисты, и их хочется отметить. Одни из первых вокалистов — Коныс Байкубеков, Гульсим Юсупова, Вера Палей, ныне покойные; из здравствующих — Марина Мухина, почетный гражданин Актобе Леонид Шингарев, солистка Казахконцерта Салтанат Мендыгалиева. Сейчас у нас поют Гульфия Жумабаева, Диас Орыспай, Асемгуль Казбекова.
— Актюбинцы помнят замечательный концерт в Доме Жубановых, когда ваш коллектив выступал с золотой трубой Италии Nello Salza. Помнится, гость дал высокую оценку коллективу. Есть еще звездные партнеры по сцене?
— Nello Salza — удивительный человек. Его манера общения никоим образом не подчеркивает его статуса. То же самое скажу о Габриэле Буанасорте, профессоре Римской музыкальной академии, который давал нам джазовый мастер-класс. А как потрясли его саксофоны альт и сопрано с их удивительным звучанием! Оба концерта организованы отличником культуры РК Диной Ниязовой.
— Часто на сцене с мастерами выступают детские коллективы — это реализация преемственности?
— Да. Вместе с нами в программах выступали B-jazz под руководством Надыргали Ниязова и детский эстрадно-духовой оркестр школы имени Казангапа (руководитель Даулет Измагамбетулы). Безусловно, мы должны заботиться о том, чтобы искусство духовой музыки в Актобе процветало. Впрочем, количество эстрадно-духовых коллективов в области радует: есть при ВИСВО, при войсковой части 6655, Саздинском, Мартукском ДК, при колледже имени Жубанова.
— Есть ли проблемы у оркестра Актюбинского ГДК?
— Материально-техническая база: нам необходимы новые инструменты. Они производятся на конвейере и по индивидуальному заказу. Вторые (от 15 тысяч долларов) могут служить веками, у первых (от 3 тысяч долларов) стандартный срок службы — до 15 лет. Мы играем на инструментах, сошедших с конвейера еще в 1960-е годы…
— В год 35-летия коллектива легенда отечественного джаза Яков Хан отметил, что актюбинский биг-бэнд единственный в Западном Казахстане. Изменилась ли ситуация?
— Не изменилась, мы по-прежнему в единственном числе, всего в стране коллективов такого уровня не больше десяти.
— В репертуаре оркестра более 2 000 произведений разных жанров. Какое самое популярное?
— «Прощание славянки» Василия Агапкина. Маршу в следующем году исполнится 110 лет.
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото Саламата Имекешова