
(Продолжение.
Начало в № 40)
…Возможно, от древнерусского слова или казахского имени Құрамыс написала история название старой части города Курмыш. Всегда жили здесь мастеровые, умели мастерить телеги, сани, печь пышные караваи.
Не от того ли в советском Актюбинске в 30-х годах прошлого столетия именно на Курмыше будут построены небольшие столярные мастерские, обеспечивавшие горожан деревянными столами, прочными табуретками и четырехколесными детскими тележками-колясками? И небольшие цеха, выпускавшие не только макароны, вермишель, но и корейскую кукси. Рядом с промышленным, пусть и крохотными по современным меркам, объектом – обязательно древонасаждения, с любовью оберегаемые и взрослыми, и детьми.
Вслед за верными царю казаками войска Донского приедут и крестьяне целыми семьями из далекой Украины. Обильно политая их потом и трудом благодатная земля вознаградит хлебом насущным, радостной будет богатая урожаем осень, большими стога сена на зиму, но станут они жить оторвано от центра, за кладбищем, у подножия второго холма. Более века на Оторвановке названия улиц говорили о той родине, откуда нужда или воля власть имущих привела их: Донская, Кубанская, Новочеркасская. Возможно, уважением к одному из сыновей Украины увековечено имя великого Кобзаря – Тараса Григорьевича Шевченко названием одной из улиц.
С образованием в 1932 году Актюбинской области расширяются границы и самого города. За Оторвановкой, в степи, в небольшое саманное строение привозится из всех колхозов молоко, через десятилетие маслобойный цех обеспечит молочной продукцией не только город, но и всю область. Так закрепилось название городского молочного завода за жилым массивом – ГМЗ. В 1960-х годах расширяются маслобойные цеха, рядом в двухэтажном здании автоматы конвейера разливают молоко и кефир в стеклянные бутыли емкостью в один или 0,5 литра.

В 1895 году по письму Оренбургского генерал-губернатора о необходимости железной дороги, соединяющей Оренбург с Ташкентом, издается указ царя о проведении конкурса на этот проект. Из множества предложенных к рассмотрению принимаются три предложения: через земли Абылхаир хана по Иргизской шири; через Уилскую ярмарку в степях Баркын; через солончаки Шалкара.
В 1900 году начинается строительство магистрали одновременно из Оренбурга и Ташкента. В 1901 году дорога из Оренбурга подойдет к городу Актюбинску: она строится вблизи города, по проекту – через лиман.
Сотрудники Актюбинского областного историко-краеведческого музея всегда будут благодарны машинисту – Мюльгаузену Петру Александровичу, который в 1902 году, проводя работы на своем участке пути, сохранил и сдал в музей кусок рельса, на котором цифра «1902» является уникальным документом – непреклонной страницей истории, которую не изменить и не заменить.
Остаются работать на железной дороге специалисты, учатся водить паровозы, большинство из них – с магистрали Московской и с той же территории: так и сохранилось название Москвы за жилым массивом. И улицы за железной дорогой – свидетельство прогрессивного новшества в степной шири: Московская, Деповская, Черепановых…
И большое поле, где проводились футбольные баталии, дало название одной из улиц Москвы – Футбольная, на которой до второй мировой войны жил Герой Советского Союза Григорий Павлович Мясоедов.
Для детей железнодорожников открывается школа, в том же здании находилась и читальня, т. е. публичная библиотека. С фотографии 1914 года у здания школы смотрят на нас педагоги и дети в одинаковых пиджаках с ровным рядом пуговиц…
К началу XX века Актюбинск превратился в большой, населенный русскоязычным народом, город. Двух школ становится недостаточно для растущего населения. В 1907 году будет открыта еще одна, но уже с большим сроком обучения — четырехклассное городское училище.
Отрадно, что в этом историческом здании и сегодня звучат детские голоса. Поднимите голову перед Центром детского и юношеского творчества, на верхнем правом выступе крыши увидите цифры «1908» – «8» с отломившимся низом – «паспорт» законченности здания.
Стремление актюбинцев идти в ногу с техническим прогрессом выразилось не только в увеличении очагов знаний, но и в уникальном подарке, который преподнесли купцы братья Михины. В 1910 году открывается синематограф. В течение целого месяца будут смотреть в этом очаге цивилизации жители города один и тот же немой фильм. В биографии первого академика искусства сохранилась фамилия тапера, игрой на пианино озвучивавшего движения и мимику героев фильма. Ахмет Жубанов будет брать уроки сольфеджио у Чернюка.

Через десятилетия в фойе кинотеатра «Триумф» (позже «Культфронт») будут встречать зрителей скульптуры Иосифа Сталина и командарма Климента Ворошилова. Самые любимые места зрителей в зале зимой – у двух черных круглых печей-голландок.
Летом кинофильмы начнут демонстрировать в помещении с деревянными лавками со спинками, на земельном полу городского парка. Тогда «Культфронт» в народе обретет еще одно название – «Зимний», в отличие от «Летнего».
В 1912 году проведет Актюбинск первый праздник древонасаждения, а по осени на берегу Илека дружно варится арбузный мед. Пустырь у водонапорной башни, впоследствии превращенный в уютный зеленый парк, окажется хорошей площадкой для строительства клуба железнодорожников.
В июле 1933 года именно у клуба железнодорожников состоится большой митинг и первая уникальная выставка автомобилей. Это было историческое событие – первый автопробег, проверка первенцев советского машиностроения по маршруту Москва – Каракумы – Москва.
История развития техники свяжет Актобе и с первым рекордом по дальности полета. В 1937 году женщины-летчицы – Валентина Гризодубова и Марина Раскова – совершили первый беспосадочный перелет по маршруту Москва – Актюбинск. Аэроплан отважных летчиц совершит успешную посадку недалеко от города, где было поле с устройством – указателем ветра.
Тогда, в 1937 году, актюбинцы-старожилы рассказывали о красном летчике Шаврове, доставшем в 1919 году ценные сведения из Оренбурга Актюбинскому фронту. Нет ничего удивительного в том, что в военное лихолетье завод авиационного оборудования расположится у летного поля.
После войны усилится гражданское строительство, уютное здание аэропорта будет обслуживать пассажиров, вылетавших на АН-2 в районы или на АН-24 в большие города. Так и закрепилось название Авиагородок за микрорайоном города.
10 марта 1932 года будет образована Актюбинская область с центром – городом Актюбинском. В областном центре начинают работу новые промышленные объекты. За рекой Илек, огибаемой ледяной Қарғалы, холм, богатый глиной и песком. Абсолютно правомерным было строительство завода по выпуску кирпича. Рядом с ним – дома из красного кирпича, детский сад, школа…
Именно на холме Кирпичного имеется мемориал памяти жертв второй мировой войны – военнопленным, а молодежь назвала вершину холма с красочной глиной – Холм любви.
Статус настоящего промышленного города Актюбинск приобретет со строительством завода – одного из первенцев черной металлургии Казахстана. Археологи давно подтвердили историю металлургического производства в окрестностях реки Илек. Мастерство эпохи бронзы, железные акинаки, утонченный узор на золотых изделиях….
Решение руководства страны строить завод в местности, богатой необходимым сырьем, явилось новой страницей в истории города Актюбинска. Завод ферро-
сплавов строится недалеко от города, рядом с железной дорогой. Из районов области приезжают казахи, чтобы принять участие в историческом строительстве. Внимательно слушал и помогал им оформить необходимые документы заместитель директора завода Бакытжан Махамбетов. Так и стал называться рабочий поселок у завода Махамбетовкой параллельно с другим названием — Вохр.

После великой победы над фашизмом увеличивается мощность АЗФ. Разрастается жилой массив за железной дорой. В жилом городке – Жилгородке – рядом с двух- и трехэтажными домами для работников завода открываются Дома культуры металлургов, химиков, строителей. Строятся одноэтажные коттеджи для сотрудников АЗФ, названные в народе финскими домами, к западу от Жилгородка.
В 1950-х годах еще нет автобусов. Доехав до переезда на ЗИСе, направлявшемся на завод, добирались дети в летние каникулы к родственникам где-то к обеду – «шаңқай түсте». Возможно, часто употребляемое казахами выражение об отдаленности этой части города закрепилось за названием микрорайона Актобе – Шанхай.
В 1960-х годах начинается застройка пространства за рекой Сазды. Не только дно реки, но и вся почва ее бассейна в основном глинистая, так и сохранил народ за новым микрорайоном города состав почвы, на которой воздвигнут жилой массив. Отрадно, что небольшая, но соединяющая старую, восточную часть города с новым микрорайоном, ведущим на запад, улица на берегу Сазды носит имя Маншук Маметовой.
Один из достоверных источников истории – топоним. Человек всегда точно подмечает особенности окружающей природы. Город Актобе окружают холмы с удивительными названиями: Түйе төбе, напоминающий горб лежащего верблюда, Қыз емшек – как груди юной красавицы, Жыланды тау – где-то на солнце выходили греться змеи целыми семьями.
В 1941 году приезжает в Актюбинск командир Наумов Александр Федорович для формирования дивизии. 312-я стрелковая дивизия покроет себя неувядаемой славой, не пропустив фашистские полчища к Москве. Короткая подготовка бойцов дивизии проводилась у подножия Жыланды тау. Рядом с разбросанными вдоль холма домами актюбинцев возникает планомерно застроенный жилой массив с безоговорочно принятым названием Жилянка.
В середине 1970-х годов для увеличивающегося населения города начинается застройка территории между Сазды и Жилгородком. Крупнопанельные пятиэтажки, школы, детские сады внутри двора, игровые площадки…, а почтовый адрес простой: 1, 2,……8, 9,…11, 12… микрорайон, дом № …»
Работают в Актюбинской области большие заводы и фабрики: ПОШ – фабрика первичной обработки шерсти, трикотажная – по выпуску большого ассортимента трикотажных изделий, кондитерская фабрика с актюбинским брэндом «Бұлбұл». Образуя Промзону, на запад от нее строятся благо-
устроенные не только одноэтажные, но и мансардные, и двухэтажные коттеджи – свидетельства самостоятельного распоряжения страной своими резервами и финансами.
На юго-западе Актобе улицы тоже свидетельствуют об открытии закрытых или неизвестных страниц истории: улицы Исатая Тайманова, Халиды Мамановой, Гайнана Курмашева. А новый микрорайон к востоку, за рекой Илек, так и назывется — Заречный.
Не является ли история названий микрорайонов города Актобе неоспоримым доказательством трепетной любви насельников этой территории к благославенной родине их предков и будущих внуков?
О динамичном развитии Актюбинской области можно судить по тому, как скоро преображается его главный город. Но в первую очередь в глаза бросается спонтанность. Актобе активно, зачастую спонтанно, обновляет свой вид. Нынешний день несет в себе смелые дизайнерские решения, современные стройматериалы, провозглашающие новаторство и амбиции хозяев новостроек.
Но когда видишь плоские рестораны с окнами-амбразурами или же прилепленные друг к другу помещения, как сараюшки в ауле, не хочется, чтобы эти свидетельства нынешнего времени сохранились на века.
Роза БАЛДЫГАРИНА
Окончание следует.