Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

От Барбета до Шанхая

Богато иллюстрированную черно-белыми фотографиями книгу «Экскурс в историю города Актобе по названиям его микрорайонов» написала к знаменательной дате областного центра известный деятель культуры Роза БАЛДЫГАРИНА. Первыми с сокращенным ее содержанием знакомятся читатели «АВ».


Мой город во Вселенной знаменит тем, что никаким другим его не заменить.
Олжас Сулейменов


На вершине холма, на пересечении рек Каргалы-Илек, древнее кладбище говорило в пользу версии, что это было местом поклонения древних племен.
На долю молодого поколения, рожденного в новом, третьем тысячелетии, выпала большая честь документально подтвердить невысказанную вслух гипотезу, что, возможно, одно из писем великолепной ханши Фатимы — супруги хана Абылхаира — ее покровительнице — царице Анне Иоановне — сыграло немаловажную роль в определении географической точки для закладки еще одной — после Иргиз-кала в 1845-м, форта Карабутак в 1848 году — крепости во владениях Российской империи.
В далеком 1748 году, после смерти Абылхаир хана, ханша Фатима просила не оставлять безнаказанным его убийцу. В последующих письмах просит о возможности строительства крепости на ее землях. В марте 1869 года флигель-адъютант императорского величества, полковник Борх получает приказ «заложить в степи укрепление, коему быть центром Илецкого уезда».
С одной сотней солдат прибывает полковник Борх в Оренбург, где ему придаются «169 строевых, 14 артиллеристов капитана Твердохлебова при 4 орудиях, 14 казаков», и проводниками — местное население — казахи.
Разрешение быть поставщиком провианта получил оренбургский купец Емельян Тухтин, за службу во благо Отечества награжденный плодородной землей у реки Каргалы. И летит депеша царю «25 марта 1869 года заложено на реке Илек укрепление Ак-тюбя».
Разбирают солдаты древние могилы на вершине холма, который народ издревле называл Актобе. Большую берцовую кость в одной из могил казахи предположили останками Карасай батыра… До строительства жилья гарнизону местное население выставило 50 юрт.
Много сменилось поколений за полтора века, успел захолустный форпост Российской империи превратиться в большой отчий дом потомкам тех, кто приехал из лесов российских и шири степей Украины, от берез белорусских и сибирской тайги на границе с Кореей…
И переплелись судьбы разных народов, навсегда вписанные памятью людской нестирающимися чернилами в карту города Актобе. Названия различных частей города — теперь микрорайонов — памятная книга народа, сохранившая историю города. Вместе с этим названия микрорайонов — яркая страница становления роста, развития и … духовности народа.
Весной 1869 года начинается строительство укрепления и его обустройство. Бараки-казармы для солдат строятся от вершины северного холма к его подножию в ряд, образуя улицу. Многие старожилы запомнили и передавали внукам название одной из первых улиц, сохранившееся и сегодня — Гарнизонная. Через некоторое время появятся дома для руководства внутри линии укрепления, как бы пересекая Гарнизонную, завершая крепость — Крепостная.
В истории Российской империи черными чернилами было внесено социальное явление – «крепостничество». В годы советской власти слова с корнем «крепост» ассоциировались с понятием «крепостничество», неудивительно, что в коммунистическом Актобе улица Крепостная была переименована. О точной дате изменения названия этой улицы говорит ее современное название — «30 лет Казахской ССР», т. е. она изменила название в 1951 году.
По воспоминаниям старожилов, зимы 1870-1872 годов выдались суровыми. Не только скудное питание, но и легкое обмундирование в лютые морозы приведут к гибели служивых, отправленных в «теплые края». Коварство цинги оставит многих солдат покоиться навеки у подножия холма.


И не узнают они никогда, что казахи имели простое до банальности средство от цинги: на зиму запасались соленым мясом и «соленым молоком»: сүзбе и құрт. Не делились местные жители своими традициями и укладом жизни с теми, кто, хотя и не по своей воле, посягнул на извечную человеческую ценность — не принято разрушать, нарушая «покой», ушедших в мир иной.
И напишет капитан Павленко прошение Оренбургскому генерал-губернатору о позволении «собирать деньги для строительства деревянного храма на 300 прихожан». Подобное письмо как нельзя кстати отвечало самому тонкому пункту государственной политики. Письмо было препровождено царю. Ответ последовал незамедлительно: по всей Российской империи начинается сбор средств «для строительства в укреплении «Актюбя» храма им. Святага Александра Невскаго»…
Тем временем оренбургский священник Завторев добивается разрешения поехать в Актюбе для совершения таинства брака, крещения детей по-христиански, о чем говорит список предметов, которые он привез с собой.
К 1879 году собирается более 19 000 рублей — сумма достаточная для строительства каменного храма. Улица Старожильская рядом с белокаменным зданием храма Александра Невского будет именоваться Александровской, затем переименованная в честь немецкого коммуниста Карла Либкнехта, ныне имени поэта — повстанца Шернияза.
К юго-востоку подножия высокого холма поселятся татарские купцы Оренбуржья, прослышав о том, как разбогател Емельян Тухтин, получивший за свою службу плодородные земли на берегу Каргалы. Осенние и весенние ярмарки оправдали надежды как татарских купцов, так и работных людей.
Во многих городах Казахстана есть старая часть с названием Татарская слободка или просто Татарка. Свой особый след оставил татарский народ в истории развития города. Это мешіт, построенная на средства татарских купцов и магометан города, ставшая очагом духовности вновь через столетие с лишним. Это первый городской праздник Сабантуй в 1912 году с исполнением национальных обрядов и жертвоприношением.
Это первый спортсмен-участник велогонки в 1913 году Зюбаиров. Это татарская школа № 4, молодой учитель, а затем директор которой Гайнан Курмашев возродит классику татарского народа силами подвижников художественной самодеятельности — «Галия Бану», а в 1944 году во дворе Берлинской тюрьмы Плетцензее пойдет на казнь с песней на казахском языке о любви к Родине: «Қара қарлығаш мекен. Сары сандуғаш мекен…».
А пока за валом – чертой границ крепости — увеличивается количество домов на улицах, названия которых напоминали оставленную вдали Родину: Оренбургская (Ленина, Әйтеке би), Илецкая (Фрунзе, Жанкожа батыра), Орская, Владимирская (Комсомольская, Қарасай батыра), Георгиевская (Сталина, Коммунистическая, Алтынсарина).
Молва о богатых хлебных полях пойдет по всей России. В 1878 году приедут в теплые хлебосольные степи Илека из Курской и Воронежской губернии крестьяне в надежде на большой хлеб насущный.
И примется на казахской земле пшеница Сухиновская, и поселок назовут Благодарное за большой урожай. Детей своих поведут они в Александровскую церковь не только повторять «Отче наш»… Уж больно грамотный был там священник — Арсений Мазохин, который считал желание крестьян дать образование своим детям передовым, хорошим качеством.
Письма А. Мазохина инспектору Тургайской области Ыбраю Алтынсарину — яркая страница истории Актобе и Актюбинской области. И будет открыта первая школа Актобе, называемая «школой Алтынсарина», двухклассное русско-киргизское училище, о чем повествует мемориальная доска на здании областной кожно-венерологической больницы. Здание, построенное в далеком 1884 году, послужило очагом образования для детей русских поселенцев, а для казахских мальчишек – школой-интернатом. И будут дети, казахские мальчишки, постигать и арифметику Магницкого, и тайны русской словесности, а уроки духовности – арабскую вязь Корана — будет преподносить им живущий здесь же мулла.
После Великой Отечественной войны это был самый теплый дом для детей, чьи отцы не вернулись с ратного поля: девочки в школу носили темно-коричневые шерстяные платья с черным шерстяным фартуком и шелковые галстуки пионеров, в отличие от «домашников» в ситцевых одеждах. За хорошее поведение и отличную учебу «домашники» награждались утренником у настоящей елки в детском доме. По сей день округленная кирпичная кладка над некоторыми окнами свидетельствует об архитектурном стиле IX-XX веков.
В 1895 году на другом углу этого квартала будет построено здание для обучения в нем девочек. В программе прототипа Мариинского училища в Актюбинске будут уроки белошвеи, кулинарного мастерства. Именно учащиеся двухклассного русско-киргизского училища будут участницами праздника большого шествия, посвященного 300-летию династии Романовых на русском престоле. Ученицы первой актюбинской школы для девочек порадуют горожан праздником «ромашки».
Продолжение следует…

 

Колонка "Взгляд"