Производители сельскохозяйственной продукции давно задумывались над тем, как реализовать товар с выгодой, без посредников. Некоторым, в основном крупным, как ТОО «Айс» Мартукского и «Степное» Каргалинского районов, это удалось. Субъектам же малого бизнеса до сих пор приходится прибегать к услугам перекупщиков. Потому запуск пилотного проекта по развитию кооперационной цепочки на селе «от поля до прилавка», инициированного Главой государства, им только в помощь.
[box type=»shadow» ]11 мая этого года (в ходе заключительного заседания Госкомиссии по ЧП) Глава государства поручил Правительству РК совместно с НПП «Атамекен» запустить в ряде регионов пилотный проект по развитию кооперационной цепочки на селе «от поля до прилавка».
Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что в Казахстане порядка 1 миллиона 700 тысяч личных подсобных хозяйств, но их продукция не продается официально через торговые объекты и не поступает на перерабатывающие предприятия: «Государство не получает от них налогов, занятые в таких хозяйствах практически не защищены социально. Поручаю Правительству совместно с НПП «Атамекен» запустить в нескольких регионах пилотный проект по развитию кооперационной цепочки на селе «от поля до прилавка». Затем можно приступить к масштабированию проекта и к середине 2021 года разработать полноценную программу». [/box]
«Табыс» – выгода, да не наша
– Оптовики закупают в крестьянских хозяйствах килограмм говядины, в зависимости от упитанности, по 1 600 тенге. А продают уже по 2 000 (лопаточно-грудинная и передняя части туши, ребра) на Центральном рынке города, по 3 000 тенге (филейная, задняя части) – в точки общепита и рестораны.
Чтобы заработать эти самые 1 600 за килограмм, фермер два года откармливает бычка, пашет круглые сутки, а посредник получает 1 000 – 1 500 тенге как минимум за два-три часа, максимум за день. Несправедливо? Конечно, – озвучивает суть проблемы начальник отдела АПК РПП «Атамекен» Сагынгазы Курманалин. – Для исправления ситуации кардинальным образом производители должны стремиться сами реализовывать свою продукцию.
Коммунальный рынок «Табыс», собственно, для этого и создавался. Проект был призван исключить перекупщиков как лишнее звено, ненужную надстройку на пути продуктов с поля и фермы на прилавок. Но получилось то, что получилось. Прибыль, естественно, есть, да не в карман производителя. Что-то пошло не так, и схема не работает. Жаль, конечно, идея была хорошая.
Но люди с предприимчивой жилкой не привыкли пасовать перед трудностями. Они умеют не только работать, но и считать, защищать свои интересы. Первые подвижки уже есть, они обнадеживают. Их примеру последуют другие. Выиграем от этого в том числе и мы, потребители. Так как это будет качественный, как сейчас модно говорить, экологически чистый натурпродукт из первых рук по оптимальной, то есть реальной цене.
Свое мясо
В районе поселка Кирпичный (Актобе) в прошлом году появился небольшой мясной магазинчик. Открыла новый объект семья Нажмедденовых из крестьянского хозяйства «Аманжол» Табанталского сельского округа Хромтауского района.
Кстати, они всегда были уверены, что будущее мясного животноводства – за семейными фермами, и что экспорт начинается с аула. Хозяйство в 2004 году создал их отец – Аманжол Нажмедденов, один из первых фермеров области, прирожденный коневод и табунщик. Сегодня его дело продолжают сыновья – Жанат, Талгат и Мади.
– Наш магазин открыт не постоянно, лишь когда есть товар. Мы продаем только свое мясо, так как хотим гарантировать качество. Сообщаем о том, что будем работать, через соцсети и чаты WhatsApp. Местные жители уже распробовали, оценили вкус нашего мяса и иногда горят желанием скупить сразу всю партию. Но мы не оптовики, потому стараемся угодить всем нашим покупателям. Стоимость мяса и фарша у нас ниже рыночной на сто-двести тенге, – рассказывает Талгат Нажмедденов. – В этом году планируем открыть свою бойню. Морозильное и холодильное оборудование, пилу, мясорубку уже закупили, но пока не установили. Так как не можем подвести в помещение электролинию мощностью 380 Вольт.
— Нам не привыкать, как говорится: терпение и труд все перетрут. Статус магазина в Актобе получить было тоже непросто. Однако этот путь намного лучше и надежнее, чем сотрудничать с не всегда чистыми на руку перекупщиками.
Раньше мы забивали скот и сдавали по оптовой цене посредникам на Центральный и рынок «Табыс». Когда живьем привозили на мал базары, всегда приходилось ждать день-два. Мало того, что животные теряли в весе, еще надо было платить аренду, а покупать у нас перекупщики не торопились, знали, что назад скот не повезем, — продолжает собеседник.
Теперь мы независимы, ни под кого не подстраиваемся, забиваем скот столько и тогда, когда считаем нужным и выгодным для нас. Магазинчик построили на собственные средства.
Трудимся честно, добросовестно. В прошлом году многое сделали впервые: посеяли суданку на корма, решили развивать молочное направление, для чего приобрели 25 коров симментальской породы. В этом году Жанат окончит Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана, и в семье будет свой ветеринар-селекционер.
Сейчас у нас работают доярка, пастух, чабан, табунщик и тракторист, при необходимости привлекаем людей со стороны.
Хотим расширяться дальше, да все упирается в нехватку земли. Который год подаем заявку на конкурс и успешно… проигрываем. Почему-то акимат Хромтауского района упорно не хочет удовлетворить нашу просьбу. А ведь мы реально работаем на земле и кормим уже не только земляков, но и горожан, — заключает Талгат Нажмедденов.
Фирменный вкус
Людей с бизнес-инициативой, как Талгат и его братья, становится все больше. 18 января этого года в районе Батыс-2 официально открылся еще один субъект семейного бизнеса – магазин-кафетерий «КеремЕТ».
Натуральные, без добавок мясо, стейки, полуфабрикаты сразу стали высоко востребованы и популярны среди горожан. И ничего удивительного в том нет, ведь мясо – говядина, конина, баранина и полуфабрикаты – из собственного крестьянского хозяйства, где содержатся 250 голов КРС и 150 МРС и только от добросовестных якорных партнеров.
Создать небольшой мясной кластер главу крестьянского хозяйства «Құлагер» (село Талдысай Мугалжарского района) Жасулана Султанова вынудили обстоятельства. В один день он просто-напросто устал зависеть от посредников и быть в минусе. Потому взял ответственность на себя и вместе с родными решил, что так больше жить нельзя. До этого на протяжении 17 лет они сотрудничали с сетью супермаркетов «Анвар» и «Дина».
– Не все так легко, есть свои нюансы. Зато весь процесс от выращивания крупного и мелкого рогатого скота до их продажи теперь в наших руках. И мы сами распоряжаемся своим мясом и деньгами, – делится опытом Жасулан Султанов, работающий в сфере животноводства 21 год. – Я уже давно задумывался о расширении сферы деятельности и изменении статуса. Когда узнали о том, что государство может нас поддержать (программа «Кәсіпкер» в рамках «Еңбек»), решили: наше время пришло.
Лучше меньше, да лучше
– Сегодня крупные производители молочных и кисломолочных продуктов закупают у населения и мелких хозяйств сырье максимально высокой жирности всего по 150 тенге. При таких кабальных отношениях производители вынуждены будут открывать свои мини-цеха по переработке или сворачивать хозяйства из-за низкой рентабельности, – констатирует представитель РПП Сагынгазы Курманалин. – Наверное, без вмешательства, то есть поддержки государства, здесь не обойтись. Нужны паритетные отношения.
В 2005 году я по работе был в Латвии. Нас возили в козоводческое хозяйство, где там же, на месте, молоко перерабатывали в разные продукты – от брынзы до сыров. Это было выгодно как для производящей стороны, так и для государства. Из-за большой, но здоровой конкуренции стоимость была более чем приемлемой. Внакладе не оставались мелкие и личные хозяйства.
У нас же пока действуют лишь правила по возмещению инвестиционных вложений. О том, что их необходимо пересмотреть, уже говорилось и писалось не раз, но воз и ныне там. Они рассчитаны на животноводческие и крупные объекты переработки, однако основная масса крестьянских и фермерских хозяйств содержит всего лишь от 50 голов.
Между тем, и практика это доказывает, огромные производства в периоды кризиса экономики, колебаний курса доллара или ЧП (карантин из-за пандемии) более уязвимы. А ведь туда вложены громадные финансовые средства, в том числе государственные.
Потому, и во всем мире это принято, нужно делать ставку на малые проекты, небольшие, в частности семейные. Нет ничего крепче семьи: это самый надежный и устойчивый бизнес.
Более того, в общий труд будут вовлечены все члены ячейки общества. Значит, трудоустроенных, вовлеченных в массовую занятость и продуктивное предпринимательство станет больше. Объемы производства продукции возрастут, и она станет дешевле. Надобность применения такого непопулярного инструмента, как административный, отпадет сама собой. Есть в этом резон? Естественно.
Для полноценной реализации проекта «от поля до прилавка» необходимо предусмотреть целевой точечный подход к мелким фермерским хозяйствам. Пересмотреть с учетом интересов малых игроков рынка правила инвестсубсидирования, меры господдержки, а также помочь преодолеть административные барьеры, связанные с подключением электроэнергии и выделением земельных участков.
Ляззат ЕГИБАЕВА
Фото из архива «АВ»