Раскопки на сарматском кургане VI-V веков до н.э. (ранний железный век) еще раз подтвердили, что наш регион — музей под открытым небом. Для изучения древней истории исследователю порой достаточно организовать экспедицию в пределах Актобе.
Фамильное захоронение
Первый могильник сарматов – Бесоба (близ села Саржар) – был исследован в 1974 году известным казахстанским археологом Миром Кадырбаевым. Следующие исследования этой кочевой культуры проводились тем же Кадырбаевым на могильнике Нагорный (близ Саржансая) в 1981-1982 годах и кандидатом исторических наук Сергеем Гуцаловым неподалеку от села Целинный в Мартукском районе в конце 1980-х. До 1974 года Миром Кадырбаевым и местным краеведом Виктором Родионовым раскопки носили эпизодический характер.
Курайли III, как назвали нынешнюю находку археологи, имеет высоту около двух метров, а в диаметре – около пятидесяти. Расположен неподалеку от одноименного села.
— Левобережье Илека вообще богато материалом погребальной культуры – единственного, что осталось нам от предшественников дописьменной эпохи, — рассказал старший научный сотрудник областного историко-краеведческого музея Аслан Мамедов (на фото слева).
— Два одиночных царских кургана неподалеку друг от друга и рядом несколько небольших в свое время не заметила разведка, так как расположены они в лесополосе. Обнаружены в 2019 году в ходе инспекторской поездки в мою бытность директором областной государственной инспекции по охране историко-культурного наследия.
Вместе с сотрудниками музея на раскопках по традиции работают студенты истфака АРУ имени
К. Жубанова – это их полевая практика. Руководит экспедицией старший научный сотрудник названного выше музея Нурсултан Баиров (на фото справа), который о находке рассказал подробно:
— Курайли III – это девять захоронений, предположительно фамильных, проливающих свет на культуру народов, в древности населявших территорию Актюбинской области. Восемь ям – это подбойно-катакомбные погребения, а девятое — в центре — расположено на погребенной поверхности. Над центром радиально располагалась деревянная шатровая конструкция, вокруг которой с западной стороны – семь захоронений и одно – с восточной. Центральная могильная яма не единовременная: покойника хоронили в центре, а при похоронах следующего кости прежнего сдвигались в сторону – именно это наталкивает на мысль о том, что погребение фамильное. Кстати, в центральном имеются следы разграбления.
Директор музея Мейрам Дуйсенгали прояснил, что часто курганы грабились по свежим следам захоронения: редко это делали знающие о знатности покойника и богатом материальном ритуальном сопровождении; чаще – враги с целью осквернения могилы.
[box type=»shadow»] Дороже золота
Золото для воинствующих племен не представляло такой ценности, как железо. Мягкое и легкоплавкое золото использовалось только для украшений, а из железа ковалось оружие. По ценности с оружием можно сравнивать только скот, и подтверждением тому является наличие в захоронениях и скелетов домашнего скота, и предметов вооружения.[/box]
С лопатой при плюс сорока градусах по Цельсию
Среднестатистическому обывателю раскопки представляются доступом к кладу. На деле же это осторожное – под присмотром опытного специалиста – снятие грунта, поначалу лопатой, потом деликатными предметами, вплоть до кистей какой хочешь разновидности. А если вспомнить о температуре воздуха и о том, что большинство курганов является статистикой, а не научной сенсацией!.. Кто-нибудь из читателей знаком с археологом-миллионером? Я нет. Это трудяги, загар которых не проходит до конца зимы, хотя зимой в лабораториях и над составлением отчетов им не до солнца.
В одной из боковых могил Курайли III – три детских костяка, скорее подростковых. Что могло быть причиной их единовременного погребения, ответа у археологов нет, но в могилу положены три лопаточных кости предположительно лошади. Это останки жертвенной пищи либо орудие для рытья могилы. Фрагменты частей лошадиного, бараньего скелетов видим и в других боковых захоронениях.
На вопрос «Как расположены погребенные относительно солнца?» Аслан Мамедов ответил, что большая часть – головой на юг:
— Южная сторона света имела сакральный смысл и примерно к VI-IV векам до нашей эры вытеснила западную ориентировку. Тенденция четко просматривается уже в этом кургане: перемычка расположена с южной стороны; основная часть жертвенной пищи находится в южной части погребальных ям и у южного основания кургана. Очень хорошей сохранности каменный жертвенник найден тоже в юго-западной части кургана, возле могил, что встречается очень редко.
— Поясните это, пожалуйста.
— Когда делалось первое захоронение, курган сразу не насыпали, но ритуальные предметы устанавливались, например, жертвенник с тенгрианской символикой. По мере прибавления могил рос холм, жертвенник засыпался. С южной стороны установлены и признаки ритуального объекта, возможно, святилища, что лишний раз подчеркивает элитарность Курайли III.
— Доминирование южной ориентировки, так называемая идея юга связана с поклонением огню?
— Я допускаю положительный ответ.
— Почему почти в каждой могиле, независимо от того, женщина или мужчина покоится в ней, мы видим и наконечники стрел, и медные зеркала?
— У сарматов доминировал культ огня, меча, воина. Оружием владели все, оно было первостепенно, так как система жизнеобеспечения основывалась на захвате. А зеркало являлось сакральным предметом, отсюда его присутствие в погребениях. Встречаются и намеренно ломаные зеркала – с целью уничтожения злого духа. Но в этом кургане все целые.
Аслан Маликович рассказывает о степи, где нет естественных преград, поэтому так важна милитаризация (военнизированность) общества:
— Такое богатство кочевников, как скот, было легкой добычей, а значит, войско должно быть всегда начеку. Еще одной заботой являлась добыча меди и золота в Южном При-
уралье, куда входит и наша область. Этот процесс могло контролировать только сильное войско.
Нурсултан Баиров добавил, что анализ бронзовых наконечников из захоронений на Северном Кавказе показал: медь в их составе добыта на рудниках от северо-восточного Прикаспия до Урала.
— Сарматы – союз племен?
— Да, — отвечает Аслан Мамедов. – Исследование курганов показывает разновекторность их культуры, привнесенную в эту группу скифами Северного Кавказа, саками Восточного Приаралья, саргатами Южного Зааралья, масагетами, допустимо, что и племенами из Присарыкамышья (территория современной Каракалпакии): улучшившийся к середине I тысячелетия до нашей эры климат способствовал удачному кочевью. У археологов принято условно называть этот союз племен сарматами. Условно, потому что письменности у них не было, а значит, нет первоисточника. Термин же известен от античных историков.
Античные источники гласят, что в IV-III веках до н.э. сарматы перекочевали на запад с целью захвата территорий для кочевья (в Поволжье, Украину, Крым) и в разной местности стали именоваться языгами, роксоланами, аорсами и другими. Как бы ни назывались позже представители раннесарматской культуры, ее фрагмент, найденный в окрестностях Актобе, свидетельствует о формировании этой культуры на территории Западного Казахстана.
Интересные детали
Особой удачей нынешней экспедиции нужно считать бронзовые (с высокой долей меди в составе) подпружные пряжки, выполненные в форме верблюдов.
— Это только второе захоронение, когда звериный стиль представлен и фигурками верблюдов, — уточнил директор музея Мейрам Дуйсенгали. – Чаще всего в Западном Казахстане встречается волк или грифон. Впрочем, и волк, и грифон в Курайли III тоже найдены.
В захоронениях обнаружены железные акинаки и ножи, бронзовые предметы конской упряжи; украшения из золота – в основном височные подвески и бусины.
Мейрам Нурланович добавляет, что маленькие находки на курганах вроде этого порой радуют больше золотого человека:
— Обратите внимание на мечи с зооморфным (валютовидным) навершием. Это редкая находка, очень ценная для нашего музея и для изучения культуры сарматов в целом. Дело в том, что золото, не подвергающееся коррозии, передавалось из поколения в поколение, а срок службы железного меча короток, к тому же каждые 25 лет менялись его форма, длина, навершие, перекрестье; форма и длина наконечников стрел тоже менялись. Существует типология вооружения, конского снаряжения, керамической посуды, по которой легко определить хронологию. Мы видим, что погребенные в Курайли III старше Таскопинского Золотого человека лет на 250.
Проблема
— Можно ли говорить, что Актюбинская область богата курганами настолько, что любые виды хозяйственной деятельности опасны для свидетельств истории?
— Все левобережье Илека, от истока до устья, усеяно могильниками: древние люди кочевали близ воды. На зимовку уходили в южные районы, где рек нет. Безусловно, люди умирают во всякое время года, и хоронить их нужно, но все-таки курганы в тех краях редки. В области более 2 000 исторических памятников, находящихся под охраной государства. Курган Курайли III, одно из 150 уже установленных свидетельств глубокой древности, расположенных вокруг Актобе, находится на частной территории. Проблем с исследованием объекта со стороны частника не было, и это редкость, — говорит Мейрам Дуйсенгали, сетуя на то, что за высокий забор нефтепромысла археологу попасть невозможно. – Сколько памятников погибло! Но должен выразить признательность нынешнему руководителю региона, благодаря внутренней политике которого доступ к курганам и их исследованию упрощается. Любые виды хозяйствования должны начинаться с проведения археологической экспертизы местности, ведь ее цель – сохранение историко-культурного наследия как части мировой истории.
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото автора