Ерболат КОЖИКОВ, заместитель руководителя департамента экологии по Актюбинской области.
Четвертое место не красит актюбинцев
На экологические проблемы нашей области обратил внимание Глава государства Касым-Жомарт Токаев в ходе рабочей поездки в Актобе в мае прошлого года. Для исправления создавшейся ситуации к диалогу активнее стали привлекать общественность, которая на совещаниях различного формата предложила свои идеи по оздоровлению окружающей среды. К примеру, 26 июля Ассоциация экологических организаций Казахстана провела круглый стол по обсуждению концептуальных подходов и выработке мер по улучшению экологической ситуации области. 20 сентября в АРГУ имени Кудайбергена Жубанова прошел круглый стол на тему «О проблемах загрязнения природной среды Актюбинской области». Высокий уровень мероприятия подчеркнуло участие публициста, почетного президента экоальянса «Байтақ Болашақ» Олжаса Сулейменова. 28 февраля этого года в рамках реализации Послания Главы государства «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» Комитет по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента РК провел выездное заседание в Актобе.
[box type=»shadow» ]Статья 31 Конституции РК гласит: «Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека».[/box]
Участники этих и подобных встреч единодушны в одном: высокий уровень загрязнения окружающей среды в области и в целом в Казахстане – следствие низкого уровня законодательного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в сфере экологии. В действующий с 2007 года Экологический кодекс внесены 64 поправки, направленные на снижение административных барьеров, значительная часть которых приходится на период с 2015 по 2018 годы. Тут же следует напомнить, что с 2014 по май 2019 годы вопросы экологии находились в компетенции Министерства энергетики РК, что вызывало некоторые противоречия.
В конце октября 2015 года был принят Предпринимательский кодекс РК. Именно с той поры стали снижаться требования экологического контроля, на их смену пришел профилактический контроль, возможный и без посещения объекта. Главенствующими стали принципы самоконтроля и остаточного финансирования природоохранных мероприятий.
В сторону снижения пересмотрены размеры административных штрафов и исков. Сокращен перечень загрязняющих веществ, подлежащий к оплате. Если в 2008-2009 годах сумма платежей за загрязнение окружающей среды только по Актюбинской области составляла около 17 миллиардов тенге, то за 2019 год она сократилась до 9,5 миллиарда тенге, почти в два раза.
Следствием пренебрежительного отношения природопользователей к экологическим требованиям стало то, что индустриальный регион по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух прочно утвердился на четвертом месте по стране.
[box type=»shadow» ]Одна из масштабных баз данных Numbeo в середине прошлого года опубликовала рейтинг 109 стран по уровню загрязненности окружающей среды (Pollution Index for Country). Казахстану в нем отведено 25-е место.[/box]
Грязная среда – наша беда
По логике вещей, одним из основных рычагов решения экопроблем должно стать законодательное регулирование природопользования, сводящее к минимуму негативное воздействие производства на окружающую среду. Но, к сожалению, в последние годы для промышленности получение прибыли становится важнее осознания ущерба, который в этот момент наносится экологии. Акценты далеко не соизмеримые. В экологии понятие «чистая среда» не должно измеряться деньгами. Чистая среда – это здоровье населения, основного богатства государства. Мы ежегодно увеличиваем финансирование медицины. Это отрадно, но задумываемся ли над тем, что является причиной роста заболеваний? Ведь до 30% видов болезней связаны с загрязнением окружающей среды.
Экономическим стимулом в проекте нового Экологического кодекса утверждается освобождение предприятий, внедривших наилучшие доступные технологии (НДТ), от платы за эмиссии. Также предусмотрено существенное повышение платежей за эмиссии для тех объектов, которые не смогли получить в установленные сроки комплексное экологическое разрешение. Предусмотрено увеличение административной ответственности за правонарушение в сфере экологии.
Исходя из реалий сегодняшнего дня, для оздоровления экологической обстановки, добавлю, необходимо:
• ускорить принятие нового Экологического кодекса, повышающего ответственность за чистоту окружающей среды;
• считать пройденным переходный период к внедрению НДТ на крупных предприятиях;
• поднять степень ответственности крупных предприятий, загрязняющих окружающую среду;
• активизировать просветительскую работу среди населения по повышению экологической культуры.
Добрых примеров должно быть больше
Основным требованием, внесенным в проект нового Экологического кодекса, является внедрение наилучших доступных технологий по снижению эмиссий загрязняющих веществ на крупных предприятиях. Пункты о необходимости внедрения наилучших доступных технологий были записаны в Концепции экологической безопасности РК на 2004-2015 годы, Концепции перехода РК к устойчивому развитию на 2007-2024 годы, Концепции по переходу РК к «зеленой экономике», принятой в 2013 году.
Это было одним из основных требований действующего Экологического кодекса. Именно поэтому мнение, высказываемое в ходе дебатов и в некоторых СМИ о том, что внедрение новейших доступных технологий вызовет банкротство предприятий, так как это потребует огромных капиталовложений, а также предложение установить переходный период или вовсе отложить принятие нового кодекса, недопустимо. Переходный период за тридцать с лишним лет существования страны мы прошли. За это время нам следовало бы покинуть список самых грязных стран мира, а не оказаться в негативной тридцатке.
Справедливости ради отмечу положительные примеры. В целях уменьшения эмиссии в окружающую среду крупные предприятия области постепенно модернизируют производство, внедряют наилучшие доступные технологии. Реализация программы утилизации попутного нефтяного газа предприятиями нефтегазового сектора позволила снизить объемы сжигаемого газа на факельных установках с 556,2 млн м³ в 2011 году до 168,325 млн м³ в 2019 году, или в 3,3 раза. Только за 2019 год объем сжигаемого попутного газа сокращен на 80,3 млн м³ в сравнении с предыдущим годом. В итоге утилизация (полезное использование) попутного газа за 2019 год только по ведущей нефтегазовой компании АО «СНПС-Актобемунайгаз» достигла 98,4%.
Успешно реализуемая региональная программа по газификации позволила к концу 2019 года газифицировать 113 населенных пунктов, где проживает более 792 тысяч человек, или 90,1% населения области.
В АО «АЗХС» с 2001 года применяется не имеющая аналогов технология производства монохромата натрия (сырье для товарной продукции), что позволило сократить объемы размещения на шламовых прудах в четыре раза, снизить содержание токсичного шестивалентного хрома в шесть раз, исключить выбросы в атмосферу канцерогенных соединений – хроматов кальция. На ДГОКе внедрена технология размещения вскрышных и пустотелых пород в отработанных карьерах, что значительно снизило негативное воздействие на окружающую среду.
Для расширения возможностей использования возобновляемых источников энергии итальянским инвестором Eni совместно с американской компанией GeneralElectric в Каргалинском районе введена в эксплуатацию ветроэлектростанция мощностью 48 МВт (первый этап). Работа по реализации «зеленой экономики» продолжается.
Фото из архива «АВ»