Корифею казахской литературы, вернувшему народу уникальные образцы поэтического творчества, известному акыну, сказителю и музыканту Нурпеису Байганину исполнилось бы на днях 150 лет. Наша Главная тема о его редком таланте, беспредельной преданности Родине, высокой человеческой нравственности.
Момыну было восемь лет, когда умер его отец, известный акын Нурпеис Байганин. Он смутно помнит то время, но в его память врезались шутливые строки, которые, как рассказывали родственники, складывал отец в ответ на его детские проказы. К Момыну у поэта было особое отношение, ведь он оставался продолжателем рода по мужской линии. Вскоре Момын останется единственным сыном. Его старший брат от первого брака акына Галым умрет, когда ему исполнится 51 год.
Дом Нурпеиса Байганина был словно проходная: к нему шли и ехали отовсюду. Особенно, когда в 1932 году он переехал в Актобе. Приезжали родственники, известные деятели культуры и просто любители поэзии, поклонники его творчества. Никто из гостей не требовал к себе особого внимания, но Нурпеис в этом вопросе был весьма щепетильным человеком. Как вспоминает супруга Момына Манар, ее свекровь не знала как угодить мужу, когда накрывала для гостей дастархан. Обычно она не сводила глаз с его бровей. Если они были нахмурены – значит ему что-то не нравилось. И они со своей помощницей Агилой старались быстро исправить положение.
В маленькой землянке по улице Берчогурской, 7, было очень тесно. Но она славна тем, что в свое время принимала очень именитых гостей – Сабита Муканова, Габита Мусрепова, Евгения Брусиловского. Заезжал к знаменитому аксакалу и Мухтар Ауэзов. Как-то раз он готовил пьесу «Айман-Шолпан» и решил услышать вариант дастана, который был известен Нурпеису Байганину.
В это время акын был уже широко известен в казахской степи. По свидетельству писателя и переводчика Анатолия Копытина, который перевел на русский язык часть его произведений, Нурпеис Байганин обладал феноменальной памятью. По его словам, текст знаменитого дастана «Қара қыпшак Қобыланды», записанный из уст великого жырши, состоял из 12 тысяч строк, тогда как другие варианты не превышали 3-4 тысяч строк.
Слава к Байганину пришла рано. Еще юношей он выигрывал многие состязания акынов. По этому поводу есть немало свидетельств оренбургской прессы, где он часто выступал во время ярмарок на поэтических поединках и становился их победителем. Всесоюзному читателю поэт стал известен после того, как в 1924 году в газете «Правда» было опубликовано его стихотворение «Красный караван». Это было трудное время для молодой Страны Советов. Только что закончилась гражданская война, в стране свирепствовали болезни и голод, а из далекой казахстанской степи на выручку шли «красные» обозы, наполненные зерном нового урожая. Стихотворение поднимало дух людей, вселяло в них уверенность в завтрашнем дне.
Новые перемены в Степи Нурпеис принимал всем сердцем. Особенно по душе ему было то, что при новой власти, у детей появилась возможность учиться, идти в города получать разные специальности. Оттого он искренне воспевал советскую действительность. Он был безмерно горд, когда в 1936 году в составе мастеров искусств Казахстана поехал в Москву на декаду казахской культуры. Еще бы! Лучшие произведения корифеев казахской музыки и литературы звучали со сцены Большого театра.
Поэтому советскую власть он искренне любил и восхвалял в своих сочинениях. Очень переживал, когда началась Великая Отечественная война. Днем и ночью радио в его доме было включено и аксакал запрещал домочадцам убавлять или выключать его звук. Он не очень хорошо понимал по-русски, но когда в эфир выходил Левитан, все в доме замолкали. Нурпеис понимал, о чем тот сообщает, по интонации его голоса. Если сообщение было радужным, то диктор не жалел пафосных нот.
— В такие минуты, — рассказывал его секретарь Ахмет Искендиров, — он подзывал меня и говорил: «Слушай внимательно, потом расскажешь».
Писатель-переводчик Анатолий Копытин утверждал в то же время, что акын при переводе его произведений часто просил заменить то или иное слово. Конечно, это не говорит о том, что он понимал смысл слов. Скорее всего воспринимал их интуитивно, как в случае с диктором Левитаном.
Считается, что Нурпеис не знал грамоты, но его сын Момын полагает, что такого не могло быть. В селе, где родился Нурпеис, была мечеть, которая сохранилась до пятидесятых годов прошлого столетия. Все дети, где в округе была мечеть, как правило, знали арабскую грамоту. Дело в другом, считает Момын: уже в двадцатые годы, в период активной литературной деятельности Нурпеиса, религию стали преследовать. Арабский язык, на котором муллы проповедовали Ислам, обычно связывали с религией, а знавших его невольно причисляли к религиозным деятелям.
Старший сын Нурпеиса Галым работал судьей, хорошо был осведомлен о политических настроениях властных структур. Галым и мог подсказать отцу, чтобы тот скрывал свое знание арабской грамоты. Таким образом он смог уберечься от необоснованных репрессий. Но это лишь версия. На самом деле у него в течение жизни было несколько секретарей, которые записывали из его уст известные казахские дастаны, а также его собственные сочинения. Так сохранились знаменитые поэмы «Ақкенже» и «Нарқыз».
Первым, кто начал работать у него секретарем, был Маселе Жанабаев. О нем осталось немного сведений, хотя известно, что он был журналистом и хорошо знал казахскую литературу, особенно раннего периода. Его сменил также замечательный журналист, великолепный знаток дастанов Ахмет Искендиров. Он проработал вплоть до прихода Куандыка Шангытбаева, ставшего впоследствии известным литератором. Этот период освещен наиболее подробно, так как Куандык работал в редакциях областных газет.
Все они внесли неоценимый вклад в дело сохранения литературного наследия талантливого акына, настоящего патриота. Рассказывают, что когда 101 стрелковая дивизия, сформированная в Актобе, отправлялась на фронт, на станции Дженишке состоялся митинг. Туда приехал и Нурпеис Байганин. Он выступил с такой пламенной речью, что его слова дошли до каждого сердца новоиспеченных воинов. Акын долго еще получал от них письма, в которых бойцы рассказывали, как они бьют фашистов и благодарили его за добрые слова поддержки.
В годы войны Нурпеис не знал покоя. Он проехал по всей области, встречался с тружениками, призывал хорошо трудиться, чтобы их отцы и дети на фронтах войны имели все необходимое для скорейшей победы. Нурпеис не раз вносил свои личные сбережения на строительство танковых и авиационных колон. Порадоваться победе он не смог (умер незадолго до нее), но знал, что она уже скоро наступит.
Отрывки
из поэмы
«Нарқыз»
(Перевод)
* * *
Эту песню мою
Я про Айшу спою.
Дочь Сеита Айша
Так была хороша,
Словно в небе луна,
Так смела и умна.
Так искусна, сильна.
Вольной жила она —
Хоть в семье бедняка,
С детства струны
домбры
Знала ее рука;
Песни ее неслись,
Как с вершины горы
Мчится, звеня, река.
Эй, силач! Не борись!
Помни: Айша сильна!
В жизни земли спиной
Не коснулась она:
Сразу вступает в бой,
Сразу сожмет в кулак,
Сразу борец летит,
Точно сбитый тымак!
Конь на байге — ее,
Слава и честь — ее,
Цвет красоты — ее,
Сила и ум — ее,
Слово ее — стрела;
В играх ловка, смела,
Всех сражала она,
Так что все — не дивись! —
Звали ее Наркыз.
Взглянешь в лицо — герой,
Груди и плечи — сажень,
Мускул — литая сталь,
Косы — узел витой.
В легкой походке — лень,
Лишний шаг побыстрей
Сделать как будто жаль.
На многолюдный той,
Чуть где шумит народ,
Песен своих ручей
Смело Наркыз несет.
Все ей судьбой дано,
Все ей просто, легко,
Каждый любит ее.
Все, что скажет, — умно;
Что споет — глубоко;
Слово бьет, как копье,
А напев по струнам
Перелетает сам.
* * *
Ханы в те времена
Все мутили народ,
Ссорили племена,
Род натравив на род.
Сами ж враждой племен
Лишь укрепляли трон.
Кто мог перечить им?
Хан ведь непогрешим!
Прав же тот, кто силен!
Был народ разорен,
Был разодран враждой,
Спор решался мечом;
Пыль клубилась кругом,
Словно туман густой:
Это спешил в поход
Род на соседний род.
Ни дома,
ни музея
В 1932 году семья Байганиных переехала в Актобе. Нурпеис купил небольшую землянку на улице Берчогурской. Она стоит и сейчас, правда, совсем заброшенная. Улица эта была в городе одной из центральных и многолюдных. Дом Байганиных стоял недалеко от колхозного рынка. Когда по Берчогурской, 7 стало совсем тесно, Нурпеис попросил у властей расширение и получил половину дома по улице Фрунзе, 72, но и она вскоре стала тесной для большой семьи.
Байганиным освободили дом по улице Герцена, 13, который находится сегодня по соседству с железнодорожным ПТЛ. Это единственный дом, сохранившийся в относительно приглядном виде. Последней обителью акына стал дом по улице Фрунзе, 28. Это была, пожалуй, самая просторная квартира из тех, в которых довелось жить Нурпеису Байганину. Кроме того, акыну были выделены персональная машина и шофер, а во дворе дома поставлен гараж.
Когда Нурпеиса не стало, его семья продолжала жить в этом доме. В восьмидесятых годах решено было создать в городе дом-музей Байганина. Власти предоставили его семье другое жилье и освободили дом. Музей просуществовал недолго. Власти обещали, что для музея построят новое помещение и, передав его экспонаты в краеведческий музей, разобрали бывший дом Байганиных. Сейчас его нет и в помине, на том месте геологи построили свой офис, в котором сегодня находится колледж «Болашак». О доме-музее с тех пор больше не вспоминали. Все «наследие» акына сейчас составляет отдел в областном краеведческом музее.
Нурпеис Байганин захоронен на кладбище в районе гормолзавода. Говорят, что тогда могила акына была одна из первых на этом захоронении, а теперь их тысячи. Все тут перемешалось: христианские могилы расположились вперемежку с мусульманскими. На могиле Нурпеиса установлен самый большой мраморный камень, на котором выбиты его портрет, даты жизни. Была укреплена и металлическая домбра, которую вандалы отправили на металлолом.
Каменная глыба установлена на постаменте в самом центре могилы, чего ни у какого народа не делают. Обильно проросшая трава у могилы говорит о том, что ее посещают нечасто…
И это все о нем
В прошлом году вышла в свет книга кандидата исторических наук Беркина Курманбекова «Нұрлы жүзді Нұрпейіс». Книга рассчитана на широкий круг читателей и повествует о разных периодах творческой жизни поэта.
…Творческая жизнь Нурпеиса Байганина начиналась с аульных вечеринок молодежи, на которых жигиты и девушки состязались в литературной импровизации. На них молодой Нурпеис пересказывал героические подвиги батыров, заодно оттачивая и поэтическое мастерство. По признанию поэта, его первыми учителями были знаменитые поэты и сказители, великие знатоки народного эпоса ногайлинского периода Абыл, Шернияз, Махамбет, Нурым, Кашган, Ыглан, Актан, Казакбай и Сабыр.
Огромное место, по словам Беркина Курманбекова, в творческой жизни Байганина занимали знаменитые ярмарки: Уральская, Оренбургская, Гурьевская, Кокжарская, Иргизская, Актюбинская и Темирская. Они стали для него своеобразной творческой сценой, расширившей географию его известности.
Автор подробно исследовал советский период творчества акына. Когда свершилась Октябрьская революция, Нурпеису Байганину было 57 лет, поэтому его жизнь напрямую не связана с установлением советской власти или коллективизаций, однако Нурпеис по велению сердца стал рупором этой власти. Его творчество, утверждает ученый, неразрывно связано с трудовыми и ратными подвигами советского народа. Героями его произведений стали полководец Клим Ворошилов, батыр Тулеген Тохтаров, многие передовики производства. Поэмы и стихи Нурпеиса Байганина вселяли в людей уверенность в победе над врагом. Советское государство высоко оценило его творческий труд во имя Родины. Он награжден орденом «Знак Почета», удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Казахской ССР».
Большое внимание автор уделяет теме «Байганин и казахский эпос». Известный эпос «Қобыланды батыр», замечает Беркин Курманбеков, в исполнении Нурпеиса поражает действительной эпичностью и глубоким содержанием. В варианте Байганина «Қобыланды батыр» содержит много названий местности, которые прямо или косвенно указывают на территорию нынешнего Кобдинского района, приведено даже место его захоронения.
Автор книги «Нұрлы жүзді Нұрпейіс» — историк, поэтому творчество поэта проводит через призму исторических событий. В главе «1916 год в творчестве Н. Байганина» он приводит достоверные архив-ные материалы о кровавых событиях в Актюбинском и Иргизском уездах. В эти годы акын создал свои поэмы (тол-ғау) «24 июнь», «Аманкелді туралы жыр», «Ақын».
На основе воспоминаний многих людей, хорошо знавших акына, автору удается составить светлый образ человека-поэта, рассказать широкому кругу читателей о высокой натуре и духовной культуре народного любимца.
Книга «Нұрлы жүзді Нұрпейіс», несомненно — большой вклад в пропаганду творчества замечательного акына, настоящего мастера художественного слова.
Аскар Нуриев
Потомки
Нурпеиса Байганина
Долгую и содержательную жизнь прожил великий поэт Нурпеис Байганин. Он родился в 1860 году в местности Суликти (водоем с пиявками), вблизи аула Аксай нынешнего Темирского района. Его отец — Байгана (из рода шурен) — выходец из семьи рядового, не богатого шаруа. Мать будущего поэта Умит была красавицей. В молодости она пела в кругу сверстниц. Однако трудная бытовая жизнь не дала Умит развивать свой талант, усовершенствовать природный дар.
В советское время творчество Нурпеиса Байганина достаточно пропагандировалось прессой, но средства массовой информации не уделяли внимания семейной жизни поэта-сказителя. В год 150-летия со дня рождения Нурпеиса Байганина нам удалось установить данные о его прямых потомках.
По словам ветерана войны и труда, старожила Темирского района Убил, первая жена поэта — Балгын (Балгун). От первого брака Нурпеис имел сына Галыма (на снимке), дочерей Зылиху и Зылию.
Галым Нурпеисович родился в 1901 году в местности Суликти. Начальное образование получил в Конжарской школе, после чего продолжил обучение в гимназии.
Во время революции, гражданской войны и коллективизации Галым работал милиционером в Темирском районном отделе внутренних дел, затем был судьей и прокурором Алгинского, Шалкарского районов и города Актюбинска.
Галым был большим знатоком творчества своего отца. В 1948 году правительство Казахстана решило собрать стихи и другие произведения Нурпеиса Байганина, поскольку дореволюционное творчество знаменитого поэта не было известно широкому кругу читателей.
Галым Нурпеисович оказал большую помощь сотрудникам Института истории, казахского языка и литературы Академии наук Казахской ССР в восстановлении творческого наследия своего отца. Позже, на основе собранных научной экспедицией материалов, был выпущен сборник избранных произведений Нурпеиса Байганина. К сожалению, Галым Нурпеисович умер, прожив всего 50 лет, в 1951 году. Он похоронен вблизи поселка Шубаркудук.
Дочь Нурпеиса Зылиха родилась в 1910 году. Она умерла от болезни в 39 лет в местности Ташды. Вторая дочь поэта — Зылия родилась в 1914 году. Она закончила Актюбинское педагогическое училище. Но из-за трудностей жизни не смогла работать по специальности. После войны и до конца жизни Зылия работала в торговых учреждениях Актюбинска.
Галым Нурпеисович от первой жены Кагаз имел двоих сыновей — Хасена и Асена и дочь Балзию. После смерти Кагаз он женился второй раз. От второго брака с Таразы Онбаевой имел сына Утемиса, дочерей Балзиру, Женис, Назден. Старший внук поэта Хасен Галымулы долгие годы работал в сельскохозяйственных органах Карабутакского района. Его жена — Талшын Тулегеновна. Их дети Сабитбек и Бакытбек в настоящее время проживают в селе Каргалинское. Внучка поэта Балзия родилась в 1924 году. От нее великий поэт имел правнуков Тилектес и Билектес.
Второй внук поэта Асен Галымулы работал овцеводом в хозяйствах «Кенес ту», «Копа» Темирского района. В настоящее время Асен пенсионер. Он с женой Сулу воспитал детей — Омирзака, Толкын, Жулдыз и Байузак. Асен
Галымулы со своей семьей проживает в Шубаркудуке. Третий внук поэта Отемис Галымулы — 1940 года рождения. Он с женой Куралай долгие годы проживал в Алматы. У них не было детей.
Вторая внучка поэта Балзира (ласкательно — Батиш) скончалась в 1975 году. Ее муж Казихан Джушбалиев более 20 лет работал заведующим районо в Хобдинском, Исатайском районах. Балзира и Казихан имели детей — Аскара, Жанну и Жанай, которые в настоящее время проживают в Актобе. Аскар Казиханович — начальник Западно-Казахстанского регионального комитета земельных отношений.
Женис Галымовна в настоящее время проживает в поселке Кенкияк. Она долгое время работала счетным работником Кенкиякского поселкового совета. Ныне — на пенсии. Ее дети — Анар, Акмарал, Ляззат, Берик и Серик.
Назден Галымовна живет в Шубаркудуке. Она закончила физико-математический факультет Актюбинского педагогического института. Работала математиком в сельской школе, ныне пенсионерка. Имеет сыновей Абата, Серика, дочь Жанар.
От второй дочери Зылии Нурпеис Байганин имеет внучку Лидию, внука Сакена. Муж Зылии Оралбай Есенаманов до войны работал инструктором Актюбинского горисполкома. Погиб в Великой Отечественной войне.
Внучка поэта Лидия Оралбаевна проживает в городе Актобе, пенсионерка. Внук поэта Сакен Есенаманов долгое время работал в городском и областном учреждениях культуры. Ныне — пенсионер. После смерти первой жены Байганин женился второй раз на Аймекен. От их брака в 1937 году родился Момын Байганин. Он закончил Алматинскую государственную консерваторию имени Курмангазы. Он — «Отличник народного образования Казахской ССР», является заслуженным деятелем искусств Казахстана, неоднократно становился лауреатом республиканских конкурсов домбристов. Ныне Момын Нурпеисович профессор Актюбинского государственного педагогического института.
Момын ага со своей супругой Манар воспитал сыновей Алпысбая, Алпамыса, Ерболата, Марата и дочь Гульмиру. В этом году широко отмечается 150-летний юбилей великого поэта казахского народа. В настоящее время его именем названы улицы в городах Актобе, Темир и во многих населенных пунктах страны. Его имя носит район — бывший Табынский. Н. Байганину поставлены памятники в областном центре, Байганинском и Темирских районах.
Переиздаются избранные произведения великого поэта. В прошлом году была издана книга Н. Байганина «Нарқыз». Составителем этой книги является его внук Ерболат Момынулы.
Беркин КУРМАНБЕКОВ,
кандидат исторических наук, заведующий
кафедрой социально-политических
дисциплин АГУ
им. К. Жубанова