Что должно привлекать современного зрителя в театр – актерское и режиссерское мастерство, хорошая музыка, чудеса сценографии или светотехника? Пожалуй, в новом спектакле «Козы Корпеш — Баян сулу», поставленном в казахской труппе драмтеатра имени Т. Ахтанова заслуженным деятелем искусств Кыргызской Республики Нурланом Абдыкадыровым по пьесе Габита Мусрепова, сошлись все фрагменты пазла и актюбинцы должны проторить надежную тропку в храм Мельпомены.
Трагедия этой пары, как ни странно, банальна на вполне современный лад: два богача договорились поженить своих еще не родившихся детей, но один погиб до рождения сына, а второй нарушает обязательства и обещает отдать уже выросшую дочь в жены третьему богачу, спасшему от джута отару овец второго. Конфликт в том, что парень и девушка успели влюбиться друг в друга. Еще как влюбиться!
Спектакль получился великолепным! В интервью «АВ» («В ожидании премьеры» от 30.01.2019 года) Нурлан Абдыкадыров признался, что задумал эпическую притчу – замысел удалось реализовать. Да, режиссер превзошел ожидания большинства зрителей и тех, кто его пригласил. Да, актеры показали, на что они способны, когда талант накладывается на хорошую драматургию, а режиссер доходчиво озвучивает задачу. Да, в спектакле профессиональная хореография, сценография, подбор музыки, великолепные костюмы… Наверняка все это, отдельно вычлененное, присутствовало и в других постановках этой же труппы, а в этой вдруг заиграло!
– Я мечтал поставить один из эпосов тюркского народа, – повторил Нурлан Джалилович. – Теперь вижу, что идея удалась.
Сценографом выступил актюбинский театральный художник Айбек Орынбасаров – 5 баллов (на обсуждении коллеги назвали его Моцартом сценографии), костюмером – художник по костюмам Асия Курманалина – 5 баллов, хореографом – Серик Сариев из Актау – 5 баллов, музыку специально для спектакля написал Серик Закария – 5! Эдакий круглый отличник – нынешняя премьера. Режиссер Женис Калкабеков так и сказал коллегам и, в частности, режиссеру из Кыргызстана: «Еще один бриллиант в нашу копилку. Довели спектакль до уровня Шекспира!». А актриса и режиссер Любовь Тормышева заметила, что на постановку нужно в обязательном порядке водить старшеклассников школ с русским языком обучения.
На общем фоне великолепия нельзя не сказать о вокальном таланте актеров казахской труппы. Когда на сцене появляется персонаж Жаркын, в зал льется серебряный ручей его голоса, сопровождаемый домброй. Актерам Абзалу Кудайбергенову и Есету Оразалину, исполняющим эту роль, необходимо доплачивать за то, что нет надобности нанимать вокалистов со стороны. Читателям же заметим, что «Козы Корпеш — Баян сулу» в постановке Нурлана Абдыкадырова стоит посмотреть хотя бы из-за вокала.
И два слова о людях, без чьего труда сценическое искусство невозможно, но имена их всегда за кадром – о бутафорах. Сценография сложнейшая, замысловатая, а времени на спектакль отводилось очень мало.
– Руки по локоть были в клею, работали в масках, так как клей очень токсичный, – довольная результатом рассказывает бутафор Антонина Васильченко. – Мы не успевали руки отмывать от клея, со второй половины января спин не разгибали. Я полностью делала колодец, и каждому из нас досталось расписывать вручную костюмы. Думаю, новая постановка привезет с разных фестивалей несколько Гран-при.
На премьере спектакля, которая прошла с аншлагом, побывал аким области Ондасын Уразалин.
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото Аймурата ДАРИБАЕВА