Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Почему ребенок медленно читает?

Дислексия — специфическое нарушение способности к чтению. Заболевание связано с тем, как мозг обрабатывает графические символы и звуки. Обычно влияет на распознавание слов, правописание и способность сопоставлять буквы со звуками.
При этом ребенок может быть интеллектуально развит и не испытывать других трудностей. Как отмечает исследователь проблемы Рональд Дэйвис, такие люди видят образами, а не словами.
У детей младшего школьного возраста признаки дислексии могут включать:
— запутанные формы букв и звуки;
— ошибки при чтении вслух, пропуск предлогов;
— проблемы с различением слева направо и правописанием;
— трудности с обсуждением или описанием прочитанного, с произношением новых слов;
— способность менять последовательность букв в словах.
Поскольку школьная программа в средних классах более сложная, проблемы с чтением и письмом могут стать очевидными. Учащиеся с дислексией рискуют все больше отставать от одноклассников. У них может быть меньше возможностей для приобретения знаний. Им трудно демонстрировать знания в текстах типа эссе и других заданиях, в которых важно
писать.
Дополнительные симптомы дислексии, которые могут проявиться в возрасте 11 лет, включают:
— использование слов с неправильным значением;
— плохой почерк;
— низкую успеваемость;
— социальную изоляцию.
Один из симптомов дислексии у старшеклассников или студентов колледжей — медленный темп чтения, из-за которого им сложно выполнять задания вовремя. Эссе и тесты с множественным выбором представляют для них трудность. Они также могут:
— изо всех сил пытаться найти слово, которое хотят использовать;
— считают чрезвычайно сложным изучение иностранного языка;
— быть не в состоянии понять игру слов, например, каламбуры;
— иметь большой запас слов на слух, но ограниченно их использовать при чтении или на письме;
— описывать себя, как глупых, беспокоиться об успеваемости, даже если получают хорошие оценки.
Только поддержка взрослых поможет детям не отставать от сверстников, положить конец негативным эмоциональным побочным эффектам дислексии.
Какие методы можно использовать в работе с дислексиком?
1. Консультация логопеда, дефектолога и дальнейшее их взаимодействие с педагогами.
2. Использование нескольких чувств одновременно, чтобы помочь ребенку соединить слова со звуками (пластилин, письмо на песке и т.д).
3. Чтение текста в несколько этапов, не допуская, чтобы ребенок уставал.
4. Подготовка вопросов к тексту, чтобы он обращал на трудные места внимание.
5. Подача материала в форме схем, таблиц.
6. Использование различных подходов, чтобы помочь ребенку понять, что он читает.
7. Применение способов, делающих чтение увлекательным.
8. Знакомство с вспомогательными технологиями, такими как программное обеспечение, для преобразования речи в текст.
9. Визуальная организация заметок с помощью маркеров или системы цветного написания текста. Речевая и языковая терапия.
10. Занятия спортом. Трудотерапия. Тренировка перцептивной моторики.
11. Иппотерапия.
Эльмира МЕНДЫБАЕВА,
учитель-дефектолог школы-гимназии № 55 города Актобе

Колонка "Взгляд"