Недавно, 12 апреля, мы рассказывали о космических корнях Актобе – земляках, покоривших Вселенную и работавших на космическую отрасль. Все они начинали свой путь к звездам с авиации. Оказалось, у нашей области не менее яркая авиационная история.
Одуванчики над Алгой
Это одно из самых ярких впечатлений моего дошкольного детства. Начало 60-х. Как всегда, после утреннего чая выхожу во двор с куском хлеба, намазанным маслом и посыпанным сахаром, смотрю в небо и немею от невиданной картины. С неба спускались сотни светлых кружочков. Почему-то мне показалось, что это одуванчики, которые мы любили рвать и сдувать с них пух. Откуда мне, пяти-шестилетнему пацану было знать, что это парашютисты, а за рекой находится то ли авиационная, то ли парашютно-десантная часть или подразделение противовоздушной обороны?
Уже позже, в 1974 году, когда я учился в десятом классе, нас возили на экскурсию в эту часть. Военных самолетов тогда уже не было, как и десантников. Остались только заброшенный аэродром, казармы, радары, локаторы, которые без устали круглосуточно вращались в разных направлениях, контролируя воздушное пространство. В подземных аппарелях (специальных платформах) стояли военные автомобили. Солдаты, несшие боевое дежурство, показали на круглых экранах различные точки-самолеты, находившиеся за тысячи километров – вот каков был радиус действия локаторов.
Еще нам рассказали, что эта локационная станция в свое время (в мае 1960 года) засекла и отслеживала полет американского шпионского самолета U-2 c летчиком Пауэрсом, который был сбит затем под Свердловском (ныне Екатеринбург).
Что касается авиационной части, то в середине 60-х годов она была расформирована, и большая группа офицеров осталась жить и работать в нашей области. В Алге и Актобе до сих пор живут их потомки.
Уилский тихоход
Основатель сайта aviaengeneer.ru Валерий Стешенко, ветеран авиационной отрасли и автор книги по истории авиации Казахстана, любезно предоставил мне сведения по этой теме.
Он пишет, что первое появление самолета в небе Актюбинска связано с именем летчика Александра Шаврова. И событие это, вероятнее всего, произошло 19 февраля 1919 года.
Он же приводит интересный факт, датированный 16 сентября 1919 года: «Прошу распоряжения авиаотряд Рутковского, по выполнении данной ему Центром задачи, что осуществляется на этих днях, оставить в составе Туркфронта для выполнения вызываемых обстановкой нескольких боевых налетов на укрепление Уильское (в глубь степи), после чего для использования этого отряда для борьбы с английскими самолетами в Астраханском и Гурьевском направлениях. Командующий Туркфронтом Фрунзе, член Реввоенсовета Баранов, начальник штаба Новицкий».
Этому предшествовали следующие события. 2 сентября 1919 года Актюбинск был освобожден от белых. В ходе боев было взято в плен 4 000 человек, два самолета, автомобиль.
Таким образом, в Актюбинской области, в частности Уиле, авиация применялась уже в 1919 году.
«Ночные ведьмы» приземлились в Актюбинске
25 октября 1937 года Валентина Гризодубова вместе с Мариной Расковой (в будущем командиром полка «ночных ведьм») совершили дальний перелет Москва – Актюбинск.
Первоначально намечалось завершить полет в Казалинске. Но навигационное оборудование было несовершенным, и летчицы прозевали Оренбург, который был закрыт облачностью. Далее они ориентировались на железную дорогу Оренбург – Ташкент. До Казалинска ЯК не долетел: горючее было на исходе, экипаж совершил посадку в Актюбинске.
Беспосадочный перелет Москва – Актюбинск протяженностью 1 443 км по прямой впоследствии был зафиксирован как новый женский мировой рекорд по дальности полета. Был побит рекорд американских женщин-летчиц (800 км по прямой), а летчицам предстоял еще суперперелет по прямой в 5 947 километров.
Актобе в судьбе министра
В Актюбинске начал постигать азы летного искусства будущий заслуженный летчик СССР, главный маршал авиации, дважды Герой Социалистического Труда, министр гражданской авиации СССР Борис Бугаев. Вот что сообщается о нем в Википедии: «С 1941 года – в Красной Армии. С того же года – курсант отдельной учебной авиационной эскадрильи Гражданского воздушного флота в Актюбинске (Гражданский воздушный флот тогда организационно входил в состав ВВС). С 1942 года пилот-инструктор Актюбинской авиационной школы, созданной на базе этой эскадрильи. С 1943 года – на фронтах Великой Отечественной войны: пилот, командир звена в 215-м авиационном отряде ГВФ, выполнявшем полетные задания Центрального штаба партизанского движения. Совершил сотни боевых вылетов в тыл врага с посадкой на партизанских аэродромах».
Доктор технических наук, профессор, член-корреспондент НАН Украины, ректор Киевского института инженеров гражданской авиации, ныне Национального авиационного университета Николай Голего в годы войны вместе с авиаремонтным заводом был эвакуирован в Алма-Ату, с 1942 по 1944 год работал главным инженером Актюбинского авиаремонтного завода.
Годы войны
Авиаэскадрилья № 41 ГВФ, в которой учился будущий главный маршал авиации СССР Борис Бугаев, была одной из 47-ми, созданных в СССР приказом Главного управления гражданского воздушного флота № 112 от 16 декабря 1940 года.
Этим же приказом была сформирована учебная авиаэскадрилья в Минске, позже это Ново-Белицынская школа ГВФ № 121, которая с началом войны была эвакуирована в Актюбинск. В 1943 году эти авиаэскадрильи объединили в Актюбинскую школу пилотов ГВФ. В 1945 году авиашкола перебазировалась в город Кривой Рог. 18 августа 1947 года школу переименовали в летное училище ГВФ. 18 апреля 1951 года училище из Кривого Рога перебазировалось в Бугуруслан и стало называться Бугурусланским летным училищем ГВФ.
Получается, известное летное училище Оренбургской области имеет актюбинские корни, о чем можно прочитать на сайте училища.
В 1941 году в Актюбинск был эвакуирован Киевский авиационный институт, и на его базе сформирована 46-я учебно-техническая эскадрилья ГВФ, готовившая младших авиационных специалистов по технической эксплуатации самолетов У-2 и П-5 (с 1946 года – школа авиамехаников).
Свой или чужой?
Под грифом «совершенно секретно» обком партии 27 октября 1942 года направил райкомам письмо о том, что имеются факты неправильной информации со стороны постов МПВО (местной противовоздушной обороны) и ответственных работников районов, принимающих силуэты советских самолетов за немецкие, чем вызывают необоснованную панику.
Понять людей можно: война была уже рядом. С 10 сентября 1942 года немецкие самолеты начали бомбить объекты на территории Гурьевской и Западно-Казахстанской областей. К примеру, в годы Великой Отечественной войны райцентр Сайхин соседней Западно-Казахстанской области 36 раз подвергался бомбардировке.
Конечно, это вызывало у людей напряжение и тревогу. Часто ложную. Когда 26 сентября 1942 года в 16 часов 42 минуты в Актюбинском аэропорту приземлился действительно трофейный немецкий самолет типа Юнкерс-52, который летел в направлении Ташкента, «ни один из постов МПВО не сообщил о проходе «немецкого» самолета». Этот случай можно было бы считать курьезным, если бы не обстановка военного времени.
Учить летать
В 1960 году на базе Актюбинской школы авиамехаников было организовано Актюбинское авиационно-техническое училище ГВФ, которое начало готовить специалистов по технической эксплуатации самолетов и двигателей.
В октябре 1974 года на базе училища было создано Актюбинское высшее летное училище гражданской авиации (начало подготовки пилотов — 29.10.1975 г.). В 1996 году АВЛУГА станет военным училищем, позже – Военным институтом Сил воздушной обороны.
Без прошлого нет будущего
Конечно, в истории авиации области еще много белых пятен. Есть информация, что в наш город были эвакуированы Кременчугская военная авиационная школа стрелков-бомбардировщиков, Борисоглебское авиационное училище. Сколько времени они находились у нас и находились ли вообще – неизвестно.
Одно из белых пятен – история той самой авиационной части в Алге, с которой начинается публикация. Это был учебный авиационный полк, как сообщил мне полковник авиации в отставке, уроженец Алги Валентин Любчич, изучающий историю этой части. Собственно, благодаря ему и родилась эта статья.
Валентин Васильевич ищет все, что касается авиаполка – фамилии, места службы, дальнейшую судьбу офицеров, контакты детей, надеясь найти фотографии и документы. В ходе поисков он проверил архивы двух авиационных училищ. Летчики прибывали из разных частей, их след теряется в Актюбинске.
Валентин Любчич просит откликнуться детей офицеров, кто после увольнения остался жить в Актюбинске: Г.Ф. Соболева, А.Г. Плыгача, В.И. Ампилова, П.И. Буталова, В.И. Лунина, В.И. Агафонова, П.И. Чарея.
Редакция «АВ» обратилась с запросом в облвоенкомат, мы надеемся, что внесем свою лепту в это благородное дело.
– Историю нужно знать, – убежден Валентин Васильевич, – потому что без прошлого нет будущего. К примеру, командир алгинского авиаполка, участник Великой Отечественной войны, полковник Гордей Федорович Соболев был первым преподавателем знаменитой Актюбинской школы юных летчиков, передавал детям опыт, знания, чтобы крылья Родины были крепкими и надежными.
Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ
В материале использованы данные сайта aviaengeneer.ru и Валентина Любчича