12 апреля исполняется 60 лет первому полету человека в космос, когда Казахстан стал стартовой площадкой для всего мира. Мы гордимся тем, что Актобе, без всякого сомнения, внес огромную лепту в освоение небесных просторов. Самым космическим в Казахстане назвал наш регион известный покоритель Вселенной Георгий Гречко, узнав, что среди конструкторов, разработчиков, испытателей и космонавтов есть много актюбинцев.
Сегодня мы не только вспомним их имена, но и расскажем о неизвестном ранее широкому кругу читателей земляке, посвятившем жизнь своей мечте.[divider]
Конструкторы, инженеры, космонавты…
Начнем, пожалуй, с Николая Кузнецова. Советский генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей, действительный член АН СССР и РАН, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии родился 10 (23) июня 1911 года в Актюбинске.
Николай Дмитриевич посвятил жизнь созданию и испытаниям авиационных двигателей, работая в тесном контакте с С. Королевым, А. Туполевым, С. Ильюшиным.
Им были созданы уникальные и единственные в мире жидкостно-реактивные двигатели, разработаны турбовинтовые, реактивные и двухконтурные реактивные двигатели. Созданные еще в 1954 году, они до сих пор находятся в серийном производстве и применяются на пассажирских, грузоподъемных и сверхзвуковых самолетах.
Параллельно с работами по авиационной, атомной и наземной тематикам в 1959 году ОКБ под руководством Кузнецова начало трудиться над жидкостно-ракетными двигателями (ЖРД). Генеральный конструктор принял решение разрабатывать ЖРД по замкнутой схеме, его поддержал Королев, для ракет которого создавались эти двигатели. В стране и мире подобного опыта еще не было. Кислородно-керосиновые двигатели НК-33, НК-39, НК-43, НК-31 до сих пор остаются непревзойденными по параметрам и надежности.
Актобе – родина и Юрия Иванченко, создателя одной из систем первого советского многоразового орбитального корабля «Буран». Кроме того, выпускник средней школы № 11, полковник в отставке, ветеран космодрома Байконур, почетный радист СССР, заслуженный испытатель космической техники, действительный член и академик Российской академии космонавтики, член-корреспондент Российской академии естественных наук является автором нескольких сборников стихов и рассказов. Несколько раз я встречался с Юрием Иванченко в его приезд на родину, в «Актюбинском вестнике» публиковались проникновенные стихи именитого земляка.
Наш город – единственный в стране, ставший родиной сразу двух космонавтов.
Триумф и трагедия совместились в судьбе Виктора Пацаева. 50 лет назад, 6 июня 1971 года, когда каждый полет человека к звездам был огромным событием в истории человечества, город облетела радостная весть: в космосе в качестве инженера-исследователя корабля «Союз-11» и орбитальной станции «Салют-1» наш земляк Виктор Пацаев! Все актюбинцы следили за полетом и ждали возвращения его на Землю, приезда в Актобе и Алгу, где он учился в начальных классах. Но встрече с земляками не суждено было состояться. Полет, продолжавшийся 23 суток 18 часов и 21 минуту, завершился трагически. 29 июня 1971 года при спуске произошла разгерметизация спускаемого аппарата «Союз-11» и экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб. Звания Героев Советского Союза космонавты были удостоены посмертно…
Второй наш покоритель Вселенной – Юрий Лончаков. Он окончил актюбинскую среднюю школу № 22, школу юных летчиков имени В. Пацаева, Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков имени И. Полбина и военно-воздушную инженерную академию имени Н. Жуковского.
Лончаков совершил три космических полета, в том числе в составе международных экипажей, дважды выходил в открытый космос.
Был руководителем российского Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина. Он часто бывает в родном городе и поддерживает связь с земляками.
Своим актюбинцы могут считать и казахстанского космонавта № 2, Халык Каhарманы Талгата Мусабаева, в 1993 году окончившего Актюбинское высшее летное училище гражданской авиации. Совершив три экспедиции на орбиту, Талгат Амангельдиевич пробыл в космосе в общей сложности 341 сутки 9 часов 46 минут.
Еще один актюбинец, посвятивший себя небу, – Вячеслав Крицкий. Он родился в 1959 году в Актобе. Здесь окончил среднюю школу. В 1976 году был призван в армию. В 1980-м окончил Армавирское военное авиационное училище летчиков ПВО, в 1989 году – Центр подготовки летчиков-испытателей. Служил в государственном летно-испытательном центре имени В. Чкалова. Полковник Вячеслав Крицкий – Герой РФ.
Космическим городом Актобе делает и областной планетарий, открытый в далеком 1967 году. Почти 30 лет он был единственным в стране стационарным планетарием, где актюбинские дети постигали тайны Вселенной и мечтали о космосе.
Кстати, ежегодно в эти дни в Актюбинском планетарии открывается Неделя космонавтики. В нынешнем году также намечен ряд мероприятий, посвященных 30-летию Независимости РК, 60-летию первого полета человека в космос и 30-летию полета первого казахстанского космонавта Токтара Аубакирова. Но, как сообщил директор учреждения Корлан Булеков, в связи с пандемией все мероприятия отменены, возможно, они будут проведены позже.
И завершим мы этот перечень областной школой юных летчиков имени В. Пацаева, которая более чем за полвека воспитала сотни молодых людей, влюбленных в небо. Долгие годы ее возглавлял ныне покойный Александр Курбанов, один из его учеников – Юрий Лончаков.
Все это и дает нам повод сказать, что Актобе ближе к космосу, чем другие регионы.
Уверен, что актюбинцев, участвовавших в освоении космоса, на самом деле гораздо больше. Просто мы не всех знаем. В подтверждение этого – обещанный нами рассказ о таком человеке. О человеке, которого уже нет…[divider]
«Дело делал для страны»
Так лаконично сказал о своей службе в военно-космической отрасли алгинец Дмитрий Сенченко, когда я лет десять назад спросил его о работе.
Дмитрий в 1966 году окончил в Алге среднюю школу № 2, затем Куйбышевский (ныне Самарский) авиационный институт. Выбор вуза был осознанным, как и специальность – двигатели летательных аппаратов. В то время молодежь грезила авиацией, космосом и поступала учиться в основном в технические вузы. Институт Дмитрий окончил почти на отлично в 1972 году и был направлен на уральский завод в Челябинской области, который, помимо гражданской, выпускал и военную продукцию – работал на космос. Потому многие аспекты его деятельности засекречены.
К этому времени в стране произошло важное событие в исследовании космоса – в 1971 году при возвращении на Землю погиб экипаж «Союза-11», в составе которого был Виктор Пацаев, учившийся в послевоенные годы в той самой алгинской школе № 2. Более того, классной руководительницей Пацаева была мама Дмитрия, участница Великой Отечественной войны Мария Сергеевна Сенченко.
Вот такие совпадения. Возможно, это и не совпадения. Как бы там ни было, но Дмитрий Григорьевич выпускал в закрытом цехе завода корректирующие двигательные установки для космических аппаратов. Их назначение – при запуске корабля и посадке спускаемого аппарата корректировать орбиту полета. Три года он был технологом, заместителем начальника цеха, а затем стал военным представителем Министерства обороны СССР.
Чтобы подчеркнуть важность его работы, приведу один эпизод. В апреле 1979 года состоялся полет международного советско-болгарского экипажа на космическом корабле «Союз-33». При спуске возникла серьезная, даже критическая, нештатная ситуация: не сработал корректирующий двигатель. Под угрозой было возвращение экипажа на Землю. Был использован резервный двигатель, и с его помощью спускаемый аппарат с космонавтами доставили на Землю.
Для Дмитрия Григорьевича, поставившего последнюю подпись при испытании и приеме двигателя, ЧП на орбите обернулось многомесячным разбирательством, которое, впрочем, его вины не выявило. Потом в КБ имени А. Исаева был разработан проект новой двигательной установки, к реализации которого приложил руку и Дмитрий Григорьевич.
– Это очень надежные установки, поскольку там нет крутящихся деталей, используется газовая камера. Они безотказны, установлены сейчас на всех ракетах, спускаемых аппаратах, военных спутниках и будут использоваться еще очень долго. Горжусь, что принимал участие в разработке этой установки, – отмечал он.
Всего Сенченко принял участие в освоении 11 наименований различных модификаций двигателей. Это его вклад в развитие космонавтики.
Но у любимой работы была и обратная сторона. Как носитель военных и государственных секретов он был невыездным, запрещалось носить военную форму. Отдых для души нашел в водном туризме – в отпуск сплавлялся по сибирским и уральским рекам.
А еще очень любил Казахстан. Помню, говорил мне, приехав как-то в Алгу:
– Там, где я живу, очень красивая природа: горы, лес, прозрачные реки, зеленые луга, но мне хорошо здесь, потому что это моя родина, здесь я вырос…
День Победы он обязательно проводил в Алге, с мамой. После выхода на пенсию в 2010 году впервые приехал на родину в офицерской форме. На митинге у Вечного огня в честь 65-летия Великой Победы мать и сын – ветеран Великой Отечественной войны Мария Сергеевна Сенченко и полковник в отставке Дмитрий Григорьевич Сенченко – стояли рядом. С боевыми орденами и медалями они олицетворяли собой связь поколений и смотрелись очень органично и трогательно.
Увы, уже тогда Дмитрий был серьезно болен. В сентябре 2013 года он скончался, не дожив месяц до своего 64-летия. Через три дня вслед за ним ушла из жизни и его любимая жена, с которой они создали семью еще в студенческие годы. 94-летняя Мария Сергеевна не смогла поехать на похороны единственного сына и снохи. Через три года не стало и Марии Сергеевны.
Готовя этот материал, я разговаривал по телефону с другом детства Дмитрия Сенченко и его тезкой Дмитрием Лаптевым. Профессор одного из московских вузов, выпускник Уфимского авиационного института так сказал о своем друге:
– Дима был светлый, порядочный, скромный, ответственный, надежный, цельный человек, очень хорошо воспитанный своей великой матерью. А еще он очень любил Алгу и, помню, так говорил о нашей малой родине: «Да, здесь пыльно, но это моя родная пыль!».
…Если вы, уважаемый читатель, будете смотреть в звездное небо и увидите светящуюся точку – спутник, космическую станцию или корабль, знайте, на них установлен двигатель, в создании которого участвовал наш земляк Дмитрий Сенченко. Это след, который он оставил на Земле. Вернее, в космосе.
Над страницей работал Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ
Иллюстрированное фото из открытых интернет-источников