Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

%d0%bf%d1%80%d0%b5%d1%81%d1%81-%d1%82%d1%83%d1%80_reswm_1

Начиная с 2006 года Европейский банк реконструкции и развития реализует в Актобе программу «Консультация для малого бизнеса». В последние три года банк совместно с Правительством РК безвозмездно выдает на эти цели гранты от 10 до 70 тысяч евро.
Время диктует свои требования, и все чаще компании нуждаются в привлечении консультантов со стороны для разработки сайтов, брендов, автоматизации бизнеса. Тем из них, кто решил воспользоваться возможностями программы «Консультация для малого бизнеса», безвозмездно возмещается 50 процентов от стоимости услуг консультантов.
Программа «Консультация для малого бизнеса» работает в 25 странах мира. В этих государствах основными спонсорами являются Европейский союз, Европейские инвестиционные банки и т.д. Казахстан стал одной из немногих стран, где данную программу поддержало Правительство. В 2013 году было подписано соглашение с Министерством национальной экономики РК и ЕБРР о сотрудничестве сроком до 2019 года. В течение этого времени на консалтинговую поддержку предпринимателей будет выделено 22 миллиона евро.
С 2006 года программа реализуется в Актобе. Офис ЕБРР в нашем областном центре работает с западным регионом страны — городами Актау, Атырау и Уральск. Если на первых порах программа не пользовалась особым успехом, то по мере того, как предприниматели стали более открыты к инновациям и получению новых знаний, число людей, воспользовавшихся программой, стало увеличиваться. Только в этом году программа помогла 25 компаниям, работающим по самым разным направлениям. На консалтинговые услуги этих предприятий было выделено около 200 тысяч евро.
При реализации программы предпочтение отдается приоритетным секторам экономики. С 2015 года в Актобе также действует программа «Женщины в бизнесе», направленная на поддержку бизнес-вумен.
На прошлой неделе состоялся пресс-тур по организациям, воспользовавшимся программой поддержки ЕБРР.

Автоматизация «Семейного врача»
Вначале представители СМИ посетили Центр вспомогательных репродуктивных технологий «Семейный врач и Со».  Компания открылась в 90-х годах и на тот момент была единственной частной клиникой в области.
Свой нынешний статус ТОО получило в 2002 году. В настоящее время эта многопрофильная клиника осуществляет 16 видов лицензионной деятельности.
— С 2010 года мы начали работать с государством, пройдя по программе «Дорожная карта бизнеса-2020» обучение в Назарбаев Университете, — рассказывает директор компании «Семейный врач и Со» Людмила Покатило. — Обучались также в Германии, где посещали клиники по своей специальности. Тогда же мы приступили к открытию центра экстракорпорального оплодотворения при клинике.
Однако вскоре организация столкнулась с такими проблемами, как неэффективная работа фронт-офиса, отсутствие оперативного доступа к медицинской информации пациентов, большое количество времени, затрачиваемое на сбор, хранение и анализ экономической и статистической информации.
— Когда у нас возникли проблемы с документацией, представители ЕБРР помогли нам связаться с алматинской консалтинговой компанией NG Soft, которая предложила ввести в клинике медицинскую информационную систему, — поясняет Людмила Покатило.
Сегодня эта медицинская информационная система работает великолепно, автоматизировано 10 рабочих мест. Все сотрудники компании были обучены и получили навыки работы с программой. В результате клиника отказалась от бумажной работы в пользу электронного документооборота, обеспечена эффективность управления организацией.
— Когда мы поняли, что поддержка государства в этом направлении очень хорошая, мы обратились к компании ЕБРР с просьбой оказать содействие в создании корпоративного сайта. Данный проект был также успешно реализован.
Руководство клиники намерено и дальше использовать возможности программы. Теперь врачи планируют пригласить из-за рубежа коллегу-репродуктолога, который проконсультирует актюбинских медиков.

Школьная, свадебная и спецодежда
Еще одной компанией, которая с успехом использовала программу «Консультация для малого бизнеса», стало ТОО «Азайа». Свою деятельность она ведет с 2004 года, осуществляя пошив спецодежды, постельного белья и мягкого инвентаря на базе швейной фабрики «Юность». Входит в реестр отечественных товаропроизводителей холдинга «Самрук-Қазына». В этом году компания стала одним из производителей единой школьной формы, а также запустила линию по изготовлению приданого для невест в этническом стиле «Кыз жасауы».
— С ЕБРР мы сотрудничаем с конца прошлого года, — рассказывает директор ТОО «Азайа» Айнура Бактыгалиева. — Получили нефинансовую помощь в виде консалтинга для реализации двух проектов. Во-первых, провели ребрендинг. Теперь компания называется «Life for job». Второй проект касается IT-консалтинга.
По каждой программе бюджет составил 10 тысяч евро. 50 процентов  от стоимости консалтинговых услуг было возвращено компании.
— С помощью консалтинговой компании «Актив-Софт» мы осуществили процесс автоматизации бизнеса и теперь переходим на следующий этап. Наш бизнес частично перейдет в виртуальную сферу.  Время требует, чтобы мы активно работали в интернет-пространстве. Поэтому запускаем интернет-магазин и внедряем новое программное обеспечение, — поясняет Айнура Бактыгалиева.
Она также подчеркнула, что компания ориентирована на экспорт.
— Мы хотим, чтобы в нашем магазине нужные вещи могли приобрести и домохозяйка, и рабочие заводов, и школьники.
Основное сырье – трикотаж — поставляется из Украины, Турции и Узбекистана. Мы планируем наладить поставки отечественного товара из Шымкента, где производятся ткани для
спецодежды. Также отрабатывается возможность производства шымкентской и атырауской компаниями тканей для школьной формы.
Сегодня в ТОО «Азайа» работают около 50 работников, их число меняется в зависимости от сезона. В Актобе пока единственный магазин находится в 12 микрорайоне, но, как утверждает директор, со временем фирма обзаведется сетью магазинов по всему Казахстану.

Элитный хлеб для Китая
ТОО «Ново-Альджанский мелькомбинат» программа ЕБРР помогла разработать новую торговую марку, которая усилила позиции компании на рынке, повысила оборот на 10 процентов и увеличила долю рынка на 12,5 процента.
— Банк оказывает хорошую международную помощь, — говорит генеральный директор ТОО «Ново-Альджанский мелькомбинат» Канат Тапаев. — Вначале мы воспользовались возможностью привлечения специалистов из-за рубежа. Также нам потребовались консультации по маркетинговым, производственным и технологическим циклам.
Тщательно изучив казахстанский рынок, мы разработали стратегию своего развития. Для начала модернизировали производство и почти в три раза увеличили ассортимент продукции. Затем провели ребрендинг, вместо торговой марки «Корона» появился новый бренд «Granum».
С программой ЕБРР мы работали в течение двух лет. Была проделана большая работа, которая на сегодняшний день приносит свои плоды, — отмечает Канат Тапаев.
В настоящее время 50 процентов произведенной мукомольной продукции идет на внутренний рынок, остальные 50 — на экспорт. Компания осуществляет поставки в РФ, Среднюю Азию и на Кавказ.
— Казахстанский рынок довольно взыскательный по сравнению, например, с российским, где население больше ориентировано на быстрое питание. Среднеазиатский рынок больше напоминает рынок 90-х годов, там преимущественно используют муку первого и второго сорта. Жителям Кавказа мы планируем поставлять специальную муку для приготовления национальных блюд, — пояснил гендиректор.
Стоит отметить, что ТОО «Ново-Альджанский мелькомбинат» является единственной казахстанской компанией по производству муки, которая получила сертификат и разрешение на поставку продукции в Китай. Первые партии в Поднебесную были отправлены в сентябре. На сегодня китайский рынок заинтересован в казахстанской продукции, которая является экологически чистой и отличается высоким качеством.
В день ТОО «Ново-Альджанский мелькомбинат» выпускает около 550 тонн продукции. На производстве трудятся 60 человек. Закупка зерна осуществляется как в Актюбинской, так и в северных областях страны. Компания планирует расширение и модернизацию производственных мощностей и освоение новых рынков.

%d0%bf%d1%80%d0%b5%d1%81%d1%81-%d1%82%d1%83%d1%80-2_reswm_1
Нина ГРУЗИНОВА

Колонка "Взгляд"