Мы оперативно информировали читателей о том, что на сессии областного маслихата генеральный план Актобе получил единодушное одобрение. Впереди республиканская комплексная градостроительная экспертиза, после чего утверждение в Правительстве. Сегодня мы делимся подробностями презентации стратегического документа перед депутатами.
Последний раз генплан, напомним, претерпел изменения в 2006 году. Но в последние годы жизнь в регионе стремительно преображается. Оживает промышленность, формируется строительный кластер, проложен транспортный коридор «Западная Европа — Западный Китай». Все это благоприятствует стремительному росту населения областного центра. И самое главное, Актобе, претендующий на то, чтобы стать городом-миллионником, вошел в четверку агломераций страны. Необходимость корректировки стратегического документа стала более чем очевидной.
На эту работу ушло почти три года — с 2011 по 2013 годы. Новые подходы в строительстве намечены с 2017 года, стартовая численность населения — 450 тысяч человек. Расчетный срок — 2030 год с численностью населения 625 тысяч человек. Долгосрочный прогноз градостроительного развития города охватывает 2040 год, когда, возможно, мы преодолеем миллионный рубеж.
— Перед проектировщиками была поставлена задача — учесть перспективу агломерационного развития Актобе, что не предполагает изменения административных границ вовлеченных населенных пунктов, — отметил руководитель областного управления архитектуры и градостроительства Нурлан Боранбаев.
Вместе с тем он коротко остановился на некоторых исторически сложившихся проблемах, которые могут повлиять на комфортную жизнь горожан. Город пересекает трансмагистральная железная дорога. Аэропорт уже соседствует с микрорайонами. Недостаточно развита транспортная связь с отдаленными районами и близлежащими селами. Полицентризм повлиял на образование значительного по занимаемой площади индивидуального строительства. Важной задачей является урегулирование и координация в сфере использования земельных участков. На сегодня в Актобе зарегистрировано более 32 тысяч дачных участков с совокупной площадью 2 600 гектаров, где, по некоторым оценкам, постоянно проживает 40 тысяч человек.
— Для развития дачного строительства разработчики генплана предлагают предусмотреть выделение участков на территориях, расположенных на орском и хромтауском направлениях, — сделал небольшое отступление главный архитектор области.
— Генеральный план — это комплексный документ, рассматривающий стратегические направления развития структуры города и его инженерно-транспортного обеспечения. Он является промежуточным, за ним следует детальная планировка, проекты застройки территории, — предугадал возможные вопросы депутатов директор ТОО «Градкомплекс» Нурбек Аужанов.
На стадии анализа всей системы планировочных ограничений выполнена комплексная оценка территории. На ее основе были разработаны пять вариантов концепции развития города до 2040 года. Сегодня потенциал строительной индустрии позволяет формирование градостроительных комплексов. Ориентировочно 77 процентов будет отдано жилым домам средней высотности, 16 процентов — многоэтажным и только 7 процентов — усадьбам. Двадцать один жилой район объединен в пять планировочных районов: Илекский, Центральный, Западный, Каргалинский и Восточный. Предлагается строго ограничить строительство индивидуального жилья в черте города. Для него предусмотрены территории в пригородной зоне.
При существующей обеспеченности жилой площадью 17,4 квадратных метра предусматривается его увеличение до 24,9 квадрата на человека.
— Территория города рассматривается в границах Северного обхода и его логического кольцевого продолжения в южной и юго-западной частях. Ее площадь вырастет до 71 248 гектаров против 42 846 гектаров по старому генеральному плану и 29 700 гектаров в существующих границах, более чем в 2,4 раза, — уточнил директор ТОО «Градкомплекс».
Структура города с выраженным промышленно-транспортным поясом, разрезающим город с северо-запада на юго-восток, и зонами вредного воздействия предприятий, шумовая полоса взлетно-посадочной полосы аэропорта, долины рек Илек, Каргалы, Сазды ограничивают развитие селитебных территорий. Это уральско-хобдинское направление с уже развивающимися районами Батыс, Юго-запад, Жанаконыс и ор-
ско-хромтауское направление с поселками Заречный, Каргалинское, Рауан, районом многоэтажного жилищного строительства Нур Актобе.
— Проектом предлагается до 2020 года развернуть взлетно-посадочную полосу аэропорта на 68 градусов, чтобы устранить шумовой дискомфорт. В перспективе международный аэропорт предусматривается вынести за пределы городской черты, — поделился дальними планами Аужанов.
Одной из основных задач является преодоление исторически сложившихся двух центров Актобе. Москва-Сити свяжет так называемые старый и новый города. Предусматривается перенос привокзальной площади в район Москвы и создание здесь мультимодального общественно-транспортного центра.
Предполагается вытеснение из центра ряда образовательных и научных комплексов и формирование специализированных центров городского значения:
— зона технопарка «Альжан» на южной периферии города;
— молодежный учебно-спортивный центр «Жас Канат» в междуречье рек Илек и Жаксы-Каргалы;
— медицинский центр «Жинишке» к западу от жилого района Жанаконыс.
Значительный потенциал составляют долины рек Илек, Каргалы, Сазды. К ним относятся:
— зоны отдыха на берегу Актюбинского и Саздинского водохранилищ;
— этнографический парк в окрестностях села Пригородное;
— многопрофильный спортивный комплекс «Жарыс» в пойме реки Сазды у пересечения проспектов Алии Молдагуловой — Кенеса Нокина и 312 стрелковой дивизии.
На южной окраине города в составе транспортно-логистического центра предусмотрен крупный комплекс рынков регионального значения: универсальный, автомобильный, строительных материалов, а также оптовый.
В городе появятся зоопарк «Жануар», дендропарк, ботанический сад, детский развлекательный парк, выставочно-прогулочный парк для животных, выставочный парк Западно-Казахстанской ярмарки, парк «Прибрежный», дайвинг-центр, медиа-парк, мемориальный парк, парк экстремальных видов спорта.
Формирование Каргалинского и Илекского агропарков определяется задачами формирования продуктовой независимости, разработкой новых технологий в сельскохозяйственном производстве. Основой является деятельность АО «Актюбинская опытная станция», предусматривающая интенсификацию использования территорий опытной станции с преобладанием научно-исследователь-ских функций, выставочно-просветительной деятельности.
Предусмотрено преемственное развитие промышленных и коммунально-складских территорий. Северо-западная зона развивается вдоль железнодорожной магистрали в сторону села Курайлы с формированием Индустриальной зоны. Развитие Южной транспортно-коммунальной зоны ориентировано на формирование наукоемкого «чистого» производства. Южный промрайон является местом передислокации предприятий пищевой промышленности с территории жилой застройки.
Развитие логистики связывается с развитием уже формирующегося Южного логистического центра, ориентированного в большей степени на скоропортящуюся и пищевую промышленности, а также создание Северного транспортно-логистического центра, учитывающего выгоды сближения автомобильной трассы международного коридора «Западная Европа — Западный Китай» и железнодорожной магистрали Оренбург-Ташкент.
Основу системы озеленения города Актобе составит лесопарковый пояс вокруг селитебных территорий города и двух водно-парковых зон вдоль пойм протекающих по территории города рек Илек, Сазды и Каргалы, а также крупные городские парки и бульвары. Сегодня площадь зеленых территорий общего пользования составляет всего 142 гектара, а обеспеченность — 2,27 квадратных метра на человека при 16 нормативных. К расчетному сроку необходимо будет довести площадь до 1 000 гектаров.
— Актобе рассматривается как центр перспективной Актюбинской агломерации, основанной на единстве производственно-экономической и транспортно-коммуникационной систем, — отметил, заканчивая свой доклад, Нурбек Аужанов. Он напомнил, что опорными пунктами являются города Хромтау и Кандыагаш. Сложившиеся производственные и социально-культурные связи получат поддержку в развитии транспортных связей: железнодорожных между Актобе и Хромтау (новая ветка Хромтау-Бестамак с подключением к предлагаемому проектом южному железнодорожному обводу), автомобильной — между Актобе и Алгой, способствующей активизации процессов урбанизации. В перспективе рассматривается возможность использования электрифицированного пригородно-городского рельсового транспорта.
Доклады вызвали вопросы у депутатов, но в основном они касались предстоящей детальной планировки. Эта работа впереди.
Жанат ГРАНАТОВА