Следить за качеством рассмотрения обращений граждан, сократить численность госслужащих, оперативно реагировать на нужды людей – вот главные из задач, поставленных Президентом страны в Послании народу. Какова ситуация сегодня с фидбэком – чиновники и обыватели слышат друг друга или между ними баррикады? Об этом – наша Главная тема.[divider]
«Считаю возможным в качестве пилотного проекта внедрить систему оценки населением эффективности работы местной власти. Например, если в результате опроса или онлайн-голосования более 30% жителей считают, что аким города или села неэффективен – это основание для создания Администрацией Президента специальной комиссии с целью изучения возникшей проблемы с внесением соответствующих рекомендаций».
Из Послания Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана»[divider]
Эффективная обратная связь с населением
«Неоднократные жалобы на несправедливость решений в какой-то сфере означают системные проблемы в конкретном госоргане или регионе. Теперь к этому следует относиться именно так и принимать соответствующие решения», – сказано Президентом в Послании.
Волонтер общественного движения «Спасем реки Актобе» Петр Мурашкевич считает, что сейчас взаимодействие на низком уровне:
— Мы неоднократно писали и продолжаем писать просьбы в госорганы. К большому нашему сожалению, эти обращения принимаются только через портал e-gov, что не всегда удобно. Если бы госслужба давала людям обычную электронную почту, все было бы гораздо проще.
Некоторые госорганы, чаще всего ЖКХ и прокуратура, считает Мурашкевич, отвечают либо не в срок, либо вообще никак. Все остальные, с кем работали волонтеры ОО, это администрация Президента РК, Министерство экологии, городской и областной акиматы, по мнению спикера, отработали их запросы на отлично.
— Что улучшить?
– Качество связи, – говорит Петр. – Причем во всех направлениях. Когда отправляем запрос, ждем талончик уведомления, что письмо получено. Но тут опять же не всегда выдерживаются сроки – где-то по факту получается 10, где-то 30 дней. В талончике можно указать, на какой срок рассчитывать. Так было бы более прозрачно. Иногда приходится окольными путями добиваться информации.
По поводу реакции госорганов в соцсетях тоже все неоднозначно, считает наш собеседник. В пример он приводит паблик ЖКХ Актобе в Instagram.
– Увы, они занимаются только отписками. Например, несколько дней назад был поднят вопрос о состоянии 100-метровки – Аллеи Памяти.люди спрашивают: куда делись заборы? ЖКХ, так сказать, потерялось и ничего не ответило. Как это расценивать? По уборке мусора – нашумевшая сейчас тема – аналогичная ситуация. Создан штаб и все…
В случае с Алтыншаш Ратовой обратная связь забуксовала на самом верху, на республиканском уровне.
– 29 мая 2018 года я обратилась в прокуратуру области с заявлением о признании моей мамы Улжан Ратовой жертвой политических репрессий. Деда Нугмана Аманчина, 1895 г.р., репрессировали. Он был осужден тройкой НКВД за контрреволюционное преступление и приговорен к расстрелу, который был приведен в исполнение 14 октября 1937 г. Их дочь (моя мама) в 11 лет осталась круглой сиротой и фактически была обречена на выживание. Позже дед был реабилитирован, справка об этом от прокуратуры области есть. В госорган я обратилась, чтобы маму признали жертвой репрессий, реабилитировали и выплатили какие-то средства, – рассказывает Алтыншаш Бариевна. – Она сейчас в тяжелом состоянии, сестра, которая за ней ухаживает, не работает, и помощь эта была бы весьма кстати. Но областная прокуратура мне отказала в просьбе в связи с тем, что предоставленных документов недостаточно для справки о реабилитации мамы. 18 июля этого года я отправила через ЦОН электронное обращение на имя генерального прокурора республики Гизата Нурдаулетова с аналогичной просьбой. До сих пор никакого ответа.
Такого еще не было
Вы, уважаемые читатели, обращали внимание, как по-разному видится одна и та же ситуация в зависимости от того, по какую сторону двери ты находишься? Например, на приеме к врачу. Ожидаешь ли ты в очереди или уже в кабинете у врача, время для одного и того же человека течет по-разному.
Так, в принципе, в любой ситуации. Поэтому с целью посмотреть на взаимодействие чиновников и населения мы обратились к руководителю аппарата акима области Нуржаугану Калауову.
Своевременное внимание общественности к потребностям населения, прозрачность и готовность к общественному диалогу должны быть основным приоритетом государственных органов, говорится в послании Президента. По мнению Нуржаугана Калауова, в нашем регионе это направление на особом контроле. Каждый месяц аппарат акима области проводит селекторные совещания, семинары с руководителями аппарата города и районов, руководителями отделов, занимающимися обращениями. Не реже одного раза в две недели на аппаратном совещании главы региона Ондасына Уразалина рассматривается вопрос о состоянии работы с обращениями и приемом граждан.
– На сегодня мы все знаем, что эффективным средством обратной связи является работа с социальными сетями, – рассказывает Нуржауган Калауов. – Причем активные актюбинцы регулярно поднимают актуальные, острые вопросы. С некоторыми из них я лично связываюсь в социальных сетях, в частности, на странице в Facebook, куда у каждого есть возможность написать мне. Сюда чаще всего люди отправляют запросы о проблемах, которые возникли в городе и в селах. Я же, в свою очередь, стараюсь ответить на них сам либо через соответствующие службы.
В качестве одного из таких активных общественников Калауов называет Серика Абдижами, который часто пишет ему на личную страницу в Facebook и в WhatsApp.
Пресс-служба аппарата акима области ведет ежедневный мониторинг. Обращения жителей города и районов передают акиму области и после его резолюции направляют в соответствующие органы для принятия мер. Жалобы, которые были зафиксированы фотографиями, проверяются, отчеты об их устранении подтверждаются также с предоставлением фотографий от служб, ответственных за данный вопрос.
– В некоторых случаях для проверки мы направляем инспекторов. Естественно, ответ не всегда устраивает жителей. есть случаи, где для решения проблем требуется время и определенное финансирование, – отмечает Калауов.
По результатам мониторинга, проведенного в августе т.г., наибольшую активность и оперативность в социальных сетях показали управления молодежной политики, здравоохранения и образования; департаменты по контролю качества и безопасности товаров и услуг, полиции, а также Мугалжарский, Мартукский, Хромтауский и Темирский районы.
На аппаратном совещании 15 августа т.г. аким области в числе прочих на повестке дня рассмотрел вопросы по обратной связи с населением и поручил акиматам города и районов, руководителям управлений активизировать работу в данном направлении. Кроме того, по прямому указанию Ондасына Уразалина для укрепления обратной связи с населением открыт телеграмм-чат «Ақтөбе облысы әкімдігі».
Дай, дай, дай!
Не раз приходилось слышать это требование в силу выросшей активности казахстанцев и их желания высказаться на улице. Да, люди сейчас уже совсем другие, ничего не стоит просить себе блага, которые порой и не особо нужны. Нуржауган Калауов рассказывает интересный случай. Обратилась к нему женщина, плачет, говорит, что газовый котел крайне нужен, дескать, в доме холодно – ни постирать, ни приготовить, ни погреться, детишки мерзнут. Вопрос Калауов решил, и вскоре женщине привезли дорогой котел. А спустя несколько дней чиновник отправил к женщине специалистов: вдруг нужна помощь с установкой. Удивлялись потом все – мать семейства решила, что тепло и стирка подождут до следующего года, а деньги ей сейчас нужны. И продала котел.
Другой не менее интересный пример от Калауова – проситель N. Сначала одно обращение в акимат, потом другое, третье – все важное, злободневное. Помогали. А он все пишет. Встретились с мужчиной и спросили его: чего тебе не хватает, почему все жалуешься и жалуешься? А тот и отвечает: «Вы помогли, теперь пусть ваши заместители помогают». Увы и ах!
Народ сегодня грамотный. Знает кому и куда писать. По данным облакимата, в администрацию Президента Республики Казахстан и в канцелярию Премьер-Министра поступают обращения в основном от жителей города Актобе, Алгинского, Мугалжарского и Шалкарского районов.
Активно пользуются актюбинцы и благами цифровизации. Администрация Президента запустила новый формат приема обращений граждан – виртуальная приемная Президента РК. Всего от жителей нашей области в виртуальную приемную поступило 29 обращений.
Наибольшее количество писем касается вопросов социального обеспечения, занятости, жилищно-коммунального хозяйства, жилья. На их увеличение повлияло принятие новых жилищных программ и адресной социальной помощи.
Результат где?
У людей всегда должен быть доступ к местным властям. Это аксиома, но не реальность, говорится в послании Главы государства. А как у нас в регионе?
По данным руководителя аппарата, в областной акимат за 7 месяцев т.г. поступило более 2 500 обращений. Ондасын Уразалин с начала года 37 раз выезжал в районы, посетил 55 населенных пунктов и провел встречи с более чем 9 000 жителями. Плюс личный прием с 184 актюбинцами.
Около 60% обращений поступает от жителей города, среди районов лидируют жители Темирского и Мугалжарского.
В нынешнем году за нарушение сроков рассмотрения обращения граждан и несвоевременное ведение учета обращений, зафиксированные в основном в отделах акимата города Актобе, виновные получили дисциплинарное наказание.
– Сначала к ответственности привлекаются специалисты, допустившие нарушения, – рассказывает руководитель аппарата акима области. – Далее при повторении ситуации наказание следует вверх по вертикали.
Обращения в отношении руководителей государственных органов не остаются незамеченными, убеждает Калауов. Во многих случаях для изучения жалоб на места направляется специальная комиссия. По итогам проверки некоторые обращения граждан адресуются акимам города, районов для принятия соответствующих мер.
Яркий пример такого реагирования – ситуация с акимом Абайского сельского округа Алибеком Мустафиным. От жителя Хромтауского района поступила жалоба на акима, который вел себя неподобающе государственному служащему. Ондасын Уразалин лично встретился с заявителем и поручил комиссии разобраться с данной ситуацией. В результате акиму сельского округа был объявлен строгий выговор.
Не осталась в стороне и ситуация общественной активистки Ардак Кубашевой по вопросу качества воды в селе Кенкияк Темирского района. По поручению главы региона были взяты пробы воды, проблема подтвердилась. Виновные наказаны.
И таких моментов достаточно много. Как заверили нас в акимате, основными проблемами, поднятыми сегодня, являются вопросы жилищно-коммунального хозяйства, благоустройство, санитария и дорожное движение.
Доверяй, но проверяй
А что если самой проверить активность первых руководителей на сайте, решила я, и первой пошла «в гости» к акиму г. Актобе Мавру Абдуллину. Страничка более-менее активна, последнее обращение было месяц назад. Люди там реальные, с некоторыми я даже лично знакома. Аким Алгинского района Мамыргали Аккагазов на официальном сайте, видимо, не частый гость. Ссылка на «Блог акима» ведет себя странно и перекидывает меня то на «Задать вопрос», то на блог, которого по факту и нет. Хотя после нескольких моих попыток все же удалось выйти на вкладку для обращения. Как все сложно! Вряд ли сельчанин будет так мыкаться… Проверив сайты всех остальных районов, убедилась в том же – внимание им уделяется по остаточному принципу – где-то фото акима не соответствует личности нынешнего акима, где-то вкладки глючат, а кое-где даже слова «Блог» нет, просто баннер с подписью «Аким… района».
Хотя надо отдать должное – с большими или меньшими трудностями, но вопрос здесь все же можно задать. Проблема в другом – посмотрят ли его чиновники, не получится ли так, что в погоне за одним зайцем (соцсетями) упускаем другого (официальный сайт акимата)?
Мир без границ
Сегодня в социальных сетях зарегистрировано 3,48 миллиарда пользователей. По сравнению с данными на начало прошлого года этот показатель вырос на 288 миллионов (9%).
В первой тройке лидеров Facebook, Twitter, Linkedln. Пока далеко не в лидерах, но головокружительными темпами рвется в TOP Instagram. Что подтверждают все, кто в силу необходимости по работе или по интересам сидит в соцсетях.
Поэтому и мы заглянем на популярные в мире и нашем регионе деловую площадку Facebook.
– В настоящее время все государственные органы имеют страницу в Facebook и Instagram. Однако сказать, что все активны, будет излишним, – подчеркивает Нуржауган Калауов.
[divider]
Глас народа
• Речь пойдет о постройке детского сада по улице Рыскулова, между домами 16 корпус 1 и корпус 2. Хозяин стройки начал реконструкцию автомойки под детский сад, при этом нарушил требования пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к нашему жилому дому, т.е. полностью перекрыл проезд. Разрешительные документы на ознакомление жильцам не предоставляет, полагаем, либо проект не был утвержден или утвержден с нарушением установленного порядка, так как никем не был обеспечен контроль за шириной пожарного проезда.
Просим разобраться в этом вопросе! 13 лет живем в этом доме, но такого еще не видели. Полный беспредел!
• Хочу обратиться с огромной жалобой на поликлинику № 3, что находится в 12 микрорайоне. Уже сил нет терпеть этот бардак (регистратура не в курсе происходящего в больнице, врачи везде, только не на рабочем месте)! В который раз записываюсь с ребенком к врачу-офтальмологу, приходили в назначенное время, а нас там никто и не ждет – врач либо жутко опаздывает, либо совсем не приходит. Я начинаю бегать по больнице и узнавать, что случилось, а мне в ответ: она, оказывается, на больничном (и это не в первый раз). Все бы хорошо, болеет человек, ладно, но предупредить разве нельзя? Почему я прихожу, как положено, и при этом должна еще и бегать выяснять, примут нас или нет? Мы ведь тоже теряем свое время. Обратите, пожалуйста, внимание, и прошу навести порядок!
• Я жительница поселка Курашасай. В этом году у нас открыли новую школу, большинство детей перевели туда, 5 классов оставили в старой школе. У 2 и 3 классов одновременно учитель проводит все уроки, несмотря на то, что это разные классы и программа у каждого своя! Обращались к администрации школы с этим вопросом, но директор даже не выходит из кабинета, а завуч говорит: ничего менять не будет, это экономия бюджета школы! А какие знания получат дети, им неважно![divider]
Блиц-опрос
Вы когда-нибудь жаловались на действия властей или других организаций? С таким вопросом мы обратились к случайным прохожим.
Айнур Салимова:
– Проблемы в жизни случались разные, но ни разу я не решалась попросить помощи у акимата. Думаю, что со всем надо стараться самим справляться.
Алик Мухамбетов:
– Ну, я не жалуюсь в акимат. Никогда. Но вот комментарии в Instagram пишу, не могу остаться равнодушным к некоторым ситуациям.
Сабина Кенжегалиева:
– Сегодня вся молодежь активно общается в соцсетях. Я не исключение. Может быть, еще не доросла до жалоб в органы власти, но вот комментарии и посты в Instagram, Twitter и Facebook читаю и пишу постоянно. Там сейчас основная жизнь людей и протекает, все самое интересное и важное оттуда и узнаем.
Умбет Калиев:
– Несколько раз, правда, давно я писал письма в акимат. Ответ получал, причем все вовремя, но особо мне тогда никто не помог. Скорее всего, те ответы можно назвать отпиской – согласно закону.., вы должны обратиться и прочее. На этом моя активность и закончилась.[divider]
Не перекладывайте ответственность
– Есть такой тип людей, которые на форумах или в комментариях начинают жаловаться на свою жизнь. При этом на советы, которые дают люди, они не отвечают или их ответы похожи на «да, но…». Т.е. человек не собирается делать что-то для решения своей проблемы… На мой взгляд, это какая-то подмена, иллюзия того, что он что-то предпринимает в своей жизни.
Хочется просто сказать: перестаньте перекладывать ответственность на начальников, мужей, страну, погоду. Вы сами делаете свою жизнь, вы сами решаете, как проживать ее: в постоянных жалобах на обстоятельства или радуясь каждому моменту. Если вам 30 лет, вы не замужем, чувствуете себя из-за этого несчастной и одинокой, вспомните слова Дейла Карнеги: «Я считал себя несчастным человеком, потому что у меня не было ботинок, до тех пор, пока не увидел человека без ног…», – говорит психолог Ольга Литницкая.
Над Главной темой работала Инесса ФАДЕЕВА