Сегодня наша страна переживает бурный процесс урбанизации. Все больше людей из сельской местности перебирается в города. За неполных тридцать лет независимости в Казахстане появилось два новых города-миллионника, а численность населения Алматы и вовсе приблизилась к отметке в 2 миллиона. Не отстает от тренда и наш город, который реально претендует на звание четвертого крупного мегаполиса страны.
Готов ли Актобе к этому статусу? Какие проблемы несет процесс урбанизации? Ответ на эти вопросы мы искали в нашей Главной теме.[divider]
Урбанизация, то есть переселение жителей сельской местности в города, является следствием многих факторов, и в первую очередь экономических и социальных. На сегодня наиболее урбанизированными в мире являются развитые страны, где процент жителей городов доходит до 90% от общего населения. В Казахстане этот показатель находится примерно на отметке в 60%. При этом, согласно прогнозным данным, уже в 2030 году в городах будет проживать до 70% казахстанцев. Это связано с тем, что в территориально-пространственном развитии страны акцент ставится на развитии агломераций.[box type=»shadow» ]Кстати
По информации городского акимата, согласно генеральному плану предусматривается значительный территориальный рост областного центра с учетом строительства международного транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай». Если в границах генплана 2003 года площадь города составляла 42 846,9 га, то перспективная территория вырастет до 71 248,4 га. Основными направлениями развития Актобе являются уральско-кобдинское направление с уже развивающимися жилыми массивами «Батыс», «Юго-Запад», «Жанаконыс» и орско-хромтауское направление с поселками Заречный, Каргалы, Рауан, районом многоэтажного жилищного строительства Нур-Актобе и малоэтажной застройкой по программе «Нұрлы жер».[/box]
Одной из таких точек роста является и Актобе. В городе на Белом холме, который, как мы все знаем, в этом году отмечает 150-летний юбилей, вот уже второе десятилетие подряд наблюдается стремительное увеличение численности населения. Результатом этого процесса стало то, что количество жителей Актобе вплотную приблизилось к полумиллионной отметке. По этому показателю наш город в самое ближайшее время обгонит Караганду и станет четвертым мегаполисом Казахстана. А ведь согласно прогнозным данным, лет через двадцать по количеству жителей Актобе может перегнать близлежащий российский Оренбург, и тогда наш город станет не только самым крупным мегаполисом Западного Казахстана, но и всего Южного Зауралья.[divider]
Школа: мест нет
Такое увеличение количества жителей связано в первую очередь с миграционными и демографическими процессами. Уменьшение поголовья скота, ежегодные засухи привели к тому, что многие сельчане, покинув родные аулы, ринулись в город в надежде найти свое место в городской среде и получить доступ ко всем благам цивилизации. Другим фактором стало то, что начиная с нового тысячелетия как в городе, так и по области в целом наблюдается демографический бум.
Но такое стремительное увеличение численности населения наряду с экономическим ростом влечет за собой и негативные последствия. И в первую очередь это касается городской инфраструктуры. Резкий рост населения создает дополнительную нагрузку на нее, так как изначально города не были рассчитаны на проживание в них такого количества жителей. С этими проблемами сегодня сталкиваются практически все крупные города Казахстана, в связи с чем на недавнем совещании в Нур-Султане Глава государства Касым-Жомарт Токаев потребовал принять необходимые меры.
– Ежегодный рост численности населения, отсутствие должного контроля за внутренними миграционными процессами приводят к повышению нагрузки на социальную инфраструктуру города, прежде всего на медицину и образование. Нам нужно усилить контроль над внутренними миграционными процессами. Так больше продолжаться не может. Большая численность населения наших городов – это не признак гордости, это проблема, которую нужно решать.
Кто подумал, как и чем обеспечивать новых жителей того или иного города? А ведь их нужно обеспечивать, это наша обязанность. Увеличивается количество очередников. До сих пор не решен вопрос дефицита мест в учреждениях образования, – отметил Президент страны.
Слова Главы государства как нельзя четко обрисовывают ситуацию в нашем областном центре. Бурный рост привел к тому, что сегодня ощущается острый недостаток общеобразовательных школ. Ежегодно количество учеников увеличивается в среднем на 5-7 тысяч, а руководство региона не успевает строить новые. Ведь не секрет, что в некоторых актюбинских школах дети учатся в три смены.[box type=»shadow» ]Одной строкой
В Актобе в 2019-20 учебном году функционирует 83 общеобразовательные, 2 вечерние и 6 частных школ, а также 47 государственных дошкольных учреждений и 97 частных детских садов[/box]
– Если в 2018-2019 учебном году в школах Актобе насчитывалось 75 430 учеников, то уже в нынешнем году их численность выросла до 82 140 школьников. Прирост составил 6 710 детей. На сегодня в таких микрорайонах, как Нур Актобе, Батыс-2, функционируют трехсменные школы. К примеру, в школе № 60, расположенной в Нур Актобе, в три смены обучается 3 550 детей, хотя она рассчитана на 1 000 мест. При этом еще некоторая часть детей из этого района обучается в школе имени Мухтара Арына в селе Каргалинское. Мы организовываем их подвоз до учебных заведений. Такая же ситуация на сегодняшний день и в Батыс-2. Перезагруженность школ объясняется тем, что это новые районы. Надеемся, что уже в следующем году проблема решится, так как строятся новые школы, часть из них будет сдана в этом, часть в следующем году, – говорит заместитель руководителя городского отдела образования Жулдыз Шалабаева.
Страдает и транспортная инфраструктура. С увеличением населения увеличивается и количество автомобилей. Из-за этого резко падает пропускная способность автотрасс. Свидетельством этого служат пробки в часы пик на самых оживленных магистралях.
Кроме неудобств для владельцев автомобилей, такие пробки негативно влияют на экологическую обстановку в городе, наносят вред здоровью людей.
– Автомобильные газы приносят больше вреда горожанам, чем выбросы от крупных предприятий. К примеру, вредные вещества таких гигантов промышленности, как Актюбинский завод ферросплавов, идут вверх и оседают за территорией города, а автомобильные газы, наоборот, концентрируются на высоте до двух метров, то есть на том расстоянии, где расположены дыхательные органы человека. Кроме того, высотные здания, расположенные вокруг дорог, препятствуют их рассеиванию. Как вы знаете, наш город растет и тем самым с каждым годом все хуже продувается. Особенно много вредных веществ выбрасывается в часы пик, потому что при движении в пробках автомобили работают под большой нагрузкой и тем самым вырабатывают больше вредных веществ. Особенно губительны для человека окись углерода, двуокись азота, двуокись серы, бензопирен, пары свинца, – говорит главный специалист областного департамента экологии Абдуали Махамбетов.
Для снижения нагрузок власти некоторых городов идут на непопулярные у населения меры – ограничение въезда в центр города, введение платных парковок. Другим эффективным методом является строительство многоуровневых транспортных развязок, которое широко применяется, к примеру, в Алматы. Но у нас пока такие варианты, похоже, еще не рассматриваются. Ситуацию с пробками мог бы разрешить общественный транспорт. Но он в нашем городе развит не должным образом. Перевозка пассажиров осуществляется лишь автобусами, сесть в которые в часы пик также очень проблематично.
Актюбинские фавелы
В целом неготовность города к процессам урбанизации выявляет множество проблем. Так, стремительный рост населения требует достаточного количества рабочих мест. Из-за отсутствия этого условия появляются безработные. У нас этот процесс еще не приобрел крупных масштабов, но зачатки проявляются. К примеру, для актюбинцев уже стала привычной картина безработных, стоящих по проспекту Кенеса Нокина. Это в основном люди, приехавшие из аулов и не имеющие конкретной специальности. Для них единственным источником существования являются ежедневные случайные заработки по найму.
Одним из таких наемных работников является 47-летний Кайрат, который в середине 2000-х переехал в Актобе из Уилского района.
– В ауле не было работы. Имеющееся небольшое поголовье скота не могло прокормить мою семью. Цены на мясо и молоко в те годы были очень низкими, и затраты на содержание скота не оправдывали себя. Поэтому решил податься в областной центр, – вспоминает он.
Не имея специальности, все эти годы Кайрат работал грузчиком в одном из супермаркетов. Но постоянные физические нагрузки дали о себе знать, и два года назад он сильно занемог. Оправившись, какое-то время подрабатывал на легких работах. А затем решил устроиться в бригаду поденщиков, которая предлагает свои услуги на проспекте Кенеса Нокина.
– Здесь стараюсь наниматься на не слишком тяжелые работы. Берегусь, потому что врачи посоветовали не слишком утомлять организм. Заработок наш, конечно, нестабильный, но кое-что перепадает. Да и дети уже повзрослели, так что сейчас достаток семьи зависит не только от меня, – говорит Кайрат.
Живет он, как и его товарищи по наемному труду, в одном из множества дачных массивов. Условий здесь практически нет: отсутствует централизованное водоснабжение, канализационная система. Узкие улочки, где не развернуться автомобилям, не освещаются и даже не имеют названий. Наверное, поэтому дачные массивы являются самыми криминогенными в Актобе. Жить здесь людей заставляет отсутствие средств на покупку более комфортабельного жилья.
Обеспечить эту категорию людей жильем за свой счет государство не может.[box type=»shadow» ]Кстати
В 2019 году планируется ввести жилья за счет всех форм собственности – 713,6 тыс. кв. метров, в том числе:
– коммерческое жилье – 345,6 тыс. кв. метров (за 8 мес. введено 117,8 тыс. кв. метров);
– государственное жилье – план на текущий год составляет 110,8 тыс. кв. метров (за 8 месяцев введено 3,1 тыс. кв. метров), или 1 767 квартир;
– ИЖС – план составляет 257,2 тыс. кв. метров (за 8 мес. введено 202,8 тыс. кв. метров).[/box]
Чем грозит побег из аула
Массовая миграция в города сказывается и на сельском хозяйстве, производительность которого постепенно снижается. Уже сейчас фермеры жалуются на отсутствие рабочих рук. Даже при предлагаемой высокой заработной плате люди отказываются идти работать в сельское хозяйство. Если данная тенденция сохранится, то уже в недалеком будущем возникнет ситуация, когда область не сможет сама себя обеспечить овощной и мясо-молочной продукцией.
Этот вопрос обсуждался на прошедшем недавно расширенном заседании постоянной комиссии по бюджету, экономике, промышленности и предпринимательству при общественном совете области.
– В результате процесса урбанизации, проходящего в нашей области, происходит стремительный отток населения в город. Я их понимаю, сельчане ищут себе более комфортные условия. Но в итоге оказывается, что не остается людей, способных поднимать сельское хозяйство, – заметил депутат областного маслихата Аскар Садыков.
Эту же мысль на совещании развил общественный деятель Сагынай Кусайынов, который рассказал о положении дел в Кобдинском районе.
– Я часто бываю в селах Кобдинского района. Населенные пункты постепенно пустеют. Хотя, казалось бы, здесь имеются прекрасные условия для занятий сельским хозяйством. Район обеспечен водными ресурсами, есть сенокосные угодья и хорошие пастбища, но люди все равно уезжают. Если не предпринимать мер, то в скором будущем там вообще никого не останется. Чтобы как-то сохранить аулы, я специально выезжаю в южные регионы и агитирую жителей на переезд в Кобдинский район, – говорит он.
Ситуация в Кобдинском районе является наглядным примером негативного последствия урбанизации. За прошедшие 30 лет численность населения здесь сократилась вдвое. Если в 1989 году в районе проживало более 36 тысяч жителей, то сейчас число кобдинцев составляет около 18 тысяч. При сохранении нынешних темпов миграции может полностью опустеть приграничная с Россией территория.
В целом низкая плотность населения является актуальной для нашей области. На территории в 300 тысяч квадратных километров проживает чуть более 870 тысяч человек. Если вычесть городское население (около 600 тысяч человек), то получается, что на 1 квадратный километр площади приходится менее 1 человека. Для примера: в самом малозаселенном государстве в мире, коим считается Монголия, плотность населения составляет 2 человека на квадратный километр.
Этот показатель сам по себе повод бить тревогу. Ведь незаселенные территории быстрее подвергаются разрушительному воздействию природных стихий. Вдобавок наш регион подвержен опустыниванию. Пески постепенно надвигаются на плодородные земли. Если не задуматься об этом сейчас, то потом уже, возможно, будет поздно.
В поисках оптимального решения
По словам актюбинского ученого Бауыржана Жунусова, сегодня Актобе по праву является одним из перспективных центров экономического роста на западе страны.
– Правительством РК проведен анализ агломерационного потенциала городов Казахстана, и Актобе в числе пяти крупных центров вошел в Программу развития регионов в части создания городской агломерации второго уровня. В связи с этим ученые-специалисты разработали математико-экономическую модель развития областного центра, по которой в 2040 году он станет городом-миллионником, – отмечает Жунусов.
По мнению ученых, для достижения миллионного рубежа население города должно вырасти почти в 2,5 раза. По словам экспертов, такой долгосрочный прогноз осуществим лишь в том случае, если в городе активно будет реализовываться стратегия индустриально-инновационного развития, то есть появятся новые объекты индустрии горно-металлургической, нефтегазоперерабатывающей, строительной промышленности, будут формироваться наукоемкие отрасли и создаваться технополисы.
– В настоящее время принимаемые государством меры по поддержке городов, особенно малых, сводятся к выделению финансовых ресурсов на решение наиболее острых проблем, связанных с необходимостью поддержания минимально необходимого уровня жизни. Такой путь выхода из кризиса малых и средних городов, учитывая масштаб проблем и состояние этих городских поселений, менее перспективен. Основная задача состоит в том, чтобы создать в городе такие социальные условия для работы, которые позволили бы задействовать в целом его экономику, создать механизм саморазвития и за счет этого решить проблемы занятости населения, ЖКХ и развития социальной инфраструктуры, – констатирует собеседник.
Вероятно, уже сейчас руководству города и региона необходимо уделять особое внимание развитию производственной и перерабатывающей сферы, открывать как можно больше производств, что повлечет появление большего количество рабочих мест. Уделять больше внимания развитию инфраструктуры и озеленению, чтобы как-то улучшить экологическую ситуацию, а также усилить контроль над внутренними миграционными процессами.
Ведь, как отметил Президент страны, так больше продолжаться не может. Большая численность населения города и вправду может стать проблемой, а не признаком гордости.[divider] Над Главной темой работал Жантас МАКСУТОВ
Фото Аслана МУСЕНОВА