Это предприятие пережило громкий успех в советские времена, прошло через тяжелейшие испытания
90-х годов, стояло на грани исчезновения, но нашло силы возродиться, вернуть прежнюю славу и сохранить свое самое главное богатство – преданных делу людей.
Полвека славных дел
В 60-е годы, когда в Западном Казахстане развернулось бурное строительство промышленных и социальных объектов, жилых домов, в нашей области возникла острая необходимость в заводе железобетонных изделий. Так, в 1968 году в Актюбинске появилось новое мощное предприятие строительной отрасли — завод ЖБИ.
Его первым директором стал опытный организатор и грамотный специалист Николай Дубинский. Под его руководством велось строительство завода и достигались первые трудовые успехи.
Первый промышленный замес бетонной смеси завод сделал 15 января 1968 года, и эта дата стала началом его непростой и славной истории. За свою почти полувековую историю завод ЖБИ, впоследствии преобразованный в ТОО «Стройдеталь», участвовал в строительстве крупнейших предприятий области. Его изделия были использованы при возведении завода «Актюбинсксельмаш». Из железобетонных конструкций, сделанных руками его работников, построен Центральный стадион города. Да и вся промышленная зона практически возведена из его продукции.
Предприятие участвовало в строительстве таких важных объектов, как путепровод, соединивший 11 микрорайон и район Курмыш, международная автотрасса Западная Европа – Западный Китай. Сотни свай и стеновых панелей было изготовлено заводом для нового рельсобалочного завода. В 2003 году при реконструкции актюбинского аэропорта для взлетной полосы были использованы плиты, изготовленные ТОО «Стройдеталь».
Испытание на прочность
Как и вся страна, в свое время завод пережил трудные времена. Нечем было платить зарплату, происходили большие сокращения работников. Из огромного коллектива в 650 человек в 1990-е годы осталось не более сотни, и даже их нечем было занять, не было заказов. Но предприятие выстояло и выжило. Во многом благодаря его нынешнему руководителю Анатолию Симонову и тем людям, для которых завод стал вторым домом.
Более 35 лет назад он пришел на завод главным инженером. Среди своих коллег считался грамотным специалистом и управленцем, прошедшим путь от мастера до руководителя одной из стройорганизаций города.
— Сейчас об этом можно вспоминать с улыбкой, но в 1990-е, когда завод простаивал, нам было не до смеха, — рассказывает о тех временах Анатолий Федорович. — Многих тогда охватило смятение. Не растерялись лишь наши заводчане. Несмотря на безработицу и денежные трудности, они днем и ночью охраняли свой родной завод от мародеров. А их в то время расплодилось немало. Из десятков других опустевших предприятий уносили и увозили буквально все, что было можно. Но наши рабочие этого не допустили. И в том, что наш завод сейчас полноценно работает и живет, их заслуга.
Они, как объяснил Анатолий Симонов, составляют ядро и основу предприятия. На их примере учатся многие молодые работники, и это самая большая ценность завода, его капитал.
Самый ценный капитал
Завод, действительно, богат людьми, отдавшими предприятию не один десяток лет. В чем-то их судьбы схожи, а в чем-то отличаются, но всех объединяет одно – любовь к заводу и преданность делу.
Татьяна Васильева пришла на завод в 1983 году. Закончив городское ПТУ, работала машинистом мостового крана, сейчас руководит заводской лабораторией.
— Пришла на завод совсем девчонкой, — признается Татьяна Викторовна. – Работать здесь было непрестижно, мои сверстницы стремились попасть, если не в медицинский, то хотя бы в педагогический институт. Но у меня судьба сложилась иначе. Вначале, конечно, было трудно, но потом втянулась и привыкла. Позже, благодаря направлению от завода, окончила политехнический институт в Оренбурге. Я поняла для себя одну простую истину: важно не место, где ты работаешь, а то, с кем тебе приходится работать ежедневно, из года в год.
Лина Дворник трудится на заводе 37 лет. Это первое и единственное предприятие в жизни женщины, больше в ее трудовой книжке нет записей.
Начинала она как контролер-учетчик, сейчас работает мастером цеха.
— Я пришла на завод 19-летней девушкой, не имея никакого спецобразования, — делится Лина Ивановна. – Рабочих здесь в то время было намного больше, чем сейчас, завод выпускал продукцию круглосуточно, работали в три смены. Когда увидела, с каким уважением здесь относятся к каждому работнику, поняла, что мое место здесь. Скоро исполнится 40 лет, как я работаю на заводе, и не было ни дня, чтобы я пожалела об этом. Благодаря заводу я получила жилье, здесь мои друзья, со многими из которых я проработала десятилетия. Это как семья, где ты всех знаешь и тебя все знают и поддержат в трудную минуту.
Более 30 лет проработала на заводе машинист мостового крана Шолпан Надыргалиева. Она пришла на предприятие в 1982 году, закончив городское ПТУ № 7.
— Вообще-то я приехала в Актюбинск из России поступать в медицинское училище, — вспоминает Шолпан Урумбасаровна. – Но не прошла по конкурсу и пошла в училище, выбрав наугад профессию крановщика. За это время завод и люди, которые здесь работают, стали мне второй семьей, и я нисколько не жалею, что пришла сюда. И работу свою полюбила.
С 1977 года работает здесь еще один ветеран, Иван Пересунько, начальник арматурного цеха.
— Закончил Актюбинский строительный техникум и сразу пришел на завод, — вспоминает Иван Семенович. – Желания сменить место работы или уйти куда-нибудь, где больше платят, тоже не возникало. Это, наверное, из-за того, что сразу почувствовал теплую атмосферу. Здесь с заботой относятся к людям, которые трудятся на совесть. А бездельники уходят сами, не дожидаясь, когда им укажут на дверь.
Достойная смена
На завод приходят молодые люди, сделавшие осознанный выбор. В основном это ребята, чьи родители или знакомые уже работали или продолжают работать здесь. Но есть и те, кого на завод привел случай, ставший судьбоносным в прямом смысле слова.
Начальник цеха железобетонных изделий Гани Разаков здесь с 1995 года. Закончил Усть-Каменогорский строительно-дорожный институт. На завод, как утверждает Гани, он попал совершенно случайно. Шел пешком по промзоне и заходил, начиная от завода АЗФ, на все предприятия, которые встречались на пути. На ЖБИ зашел лишь для того, чтобы пообедать в заводской столовой, но потом планы резко поменялись.
— Многие из тех, кто учился вместе со мной в институте, пошли работать в органы внутренних дел, на таможню, — улыбаясь, вспоминает Гани. – Но я твердо решил, что буду работать по специальности. Мечтал стать начальником, но всегда знал, что добьюсь этого честным трудом. Я ведь вырос в селе, и так случилось, что нашим соседом был председатель колхоза. Он имел самый высокий и большой дом, и это был самый важный человек для всей округи. Мне, маленькому пацану, казалось, что важнее него может быть, наверное, только наш строгий директор школы.
Пообедав в заводской столовой, Гани все же решил заглянуть в отдел кадров, и там его не особо обрадовали.
— Начинать придется в лучшем случае с должности бригадира, — объявила ему начальник отдела кадров, тщательно изучив диплом.
Он решил, что это не самый худший вариант. Для начала надо закрепиться на работе, решил он про себя. Начальником цеха оказался Жаик Уразбаев, один из самых авторитетных руководителей, относящийся к подчиненным требовательно и строго.
— Он очень холодно меня принял, — продолжает свой рассказ Гани Избасарович. – Начал подробно расспрашивать о теме моей дипломной работы, а потом предложил обойти цех и внимательно приглядеться, чтобы решить, смогу ли я работать в таких условиях. Я дважды обошел все производство и, вернувшись, твердо заявил, что меня все устраивает. На следующий день уже приняли на работу, но не рабочим, как я ожидал, а мастером цеха.
Главное —
чувствовать
опору
Завод славится не только своими ветеранами, но и трудовыми династиями. Многим в городе известна фамилия Сиразитдиновых, три поколения которых достойно трудятся на заводе. Много лет отдали предприятию трудовые семьи Фишер, Роднюк, Токаревых, Тюриных, Протасовых, Сергазиевых, Тайлахиди.
На заводе уважительно и внимательно относятся к молодым кадрам. Немалую часть коллектива составляют специалисты, проработавшие не менее двух десятков лет.
Молодые заводчане принимают активное участие в спортивной жизни города, участвуют в общественной жизни предприятия. Не так давно завод занялся строительством жилья, и многие молодые семьи получили квартиры в новых домах.
— На должность директора завода меня выдвинул трудовой коллектив, — рассказывает Анатолий Симонов. – Тогда, в 1990-е годы, некоторое время существовало такое положение. Так что я имею полное право считать себя народным директором. Но на мои плечи легла и вся тяжесть тех лет. Завод пережил банкротство, возродился к жизни в виде ТОО «Стройдеталь» и, наконец, встал на ноги. Сейчас на предприятии, как и в прежние времена, трудится более 600 человек. Мы смогли закупить новое зарубежное оборудование, внедрили новые технологии. Кадровый состав у нас омолодился, но и старая гвардия все еще на посту. Таким образом у нас образовалась достойная преемственность поколений. Люди обеспечены работой и стабильной зарплатой, а это в наше время очень важно. В заводе они видят свою опору и защиту, а мы, руководство, делаем все, что в наших силах, чтобы они чувствовали уверенность в завтрашнем дне. Я не ошибусь, если скажу, что наши люди — одна большая дружная семья, каждый из них намного прочнее и надежнее самого качественного бетона.
Санат РАШ