Истерика
Она возникает как последний довод, когда все предпоследние уже использованы. Она используется как самый веский аргумент.
Взрыв эмоций вышибает слезы из глаз. Они не текут, они брызжут. Истошный рев переходит в беспомощное икание, на лице остаются только пунцового цвета щеки и распухший нос. Попробуй обойти этот букет. Если он преподнесен ребенком как последний аргумент в пользу того, что «земля вертится вокруг него».
До этого момента двенадцатилетняя Лиза была уверена в том, что звезда ТикТока Даня Милохин – личность незаурядная, красивая, талантливая, писаная-расписная и пр. Спихнуть ее с этой точки зрения была та еще работа. Тяжелее, чем из «болота тащить бегемота».
Корней Чуковский – личность, Лизе не известная, лайками не осыпанная и потому в ее мире бесполезная. А вот Даня Милохин – тиражируемый «прынц» айфонного зазеркалья, миллионер или миллиардер – это, это… взахлеб.
В том, что Даня Милохин – обыкновенный хайпожор, Лиза таки убедилась, с трудом (!) осилив статью на сайте психотерапевта Василия Шурова. Освоение пяти страниц текста далось неглупой и резвой девочке тяжело, с испариной и повторами прочитанного – «много букаф».
По прочтении слезы снова брызнули из Лизиных глаз. Противопоставить что-то почтенному медику школьница не могла. Девочка еле успокоилась. Удар, нанесенный взрослым человеком, уж очень был болезненным. У ребенка за час с небольшим украли мечту, разрушили храм ее веры, свергли кумира… Мир рухнул. Видеть крушение мира, пусть не твоего, пусть чьего-то, тяжело.
Миры уничтожаются не каждый день. И не каждый день появляются черные дыры. Явление это редкое. Но быть свидетелем этого пришлось еще раз. Теперь объектом стала внучка приятельницы, девятилетняяя Маша. Сидела девочка себе и сидела в интернете. Чатилась. Что-то обсуждала в соцсетях. Потом пришла к бабушке и попросила какую-то неудобоваримую сумму. На вопрос зачем — поведала, что на рекламируемую не то минералку, не то колу.
Оказывается, новый сокоминеральный бренд и был предметом обсуждения в чате. Когда продукт неизвестного пищепрома был развенчан путем сравнения этикеток обычного лимонада и «райского наслаждения», слезы брызнули из глаз ребенка, как у клоуна в цирке. С последующей озвучкой в режиме пожарной сирены.
Девочки в чате пребывали в ангельской уверенности, что обитают в райских кущах, где жажда утоляется не обыкновенной водой, а запатентованным нектаром. А она, Маша, была выселена из этих кущ грубо, бесцеремонно и очень быстро. Рухнул мир. И в обоих случаях причиной падения стали смартфоны. Надо выбираться из-под обломков.
Экспертное мнение
Клиповое мышление
Ирина ГРЕЧКА, психотерапевт:
– Ребенку 12 лет. Начало подросткового периода и полового созревания. Физически это уже почти взрослый человек, а психологически – ребенок. Организм в это время испытывает сильные перегрузки. Тяжелый возраст. У ребенка нет адекватного восприятия действительности.
Для вашей девочки Даня Милохин – герой. Вообще-то, он сам – несчастный ребенок. Его вытащили из ниоткуда благодаря внешности и необычной, вызывающей сочувствие, биографии. Он весь такой «няшный». Ребенку надо это осмыслить.
А осмысливать нечем. Дети сейчас не умеют читать. Точнее сказать, текст их напрягает. Они не воспринимают большие куски печатного текста, читают и не понимают. Перечитывают и с трудом, после третьей примерно попытки, что-то начинают усваивать.
Когда человек читает, у него развивается ассоциативное мышление, формируется философский взгляд, если не на жизнь, то на какие-то явления, появляется эмпатия – способность сопереживать. Когда всего этого нет, не только ребенку, но и взрослому можно впихнуть все что угодно и кого угодно в качестве кумира. Лишь бы картинка была красивая.
Читающий человек подобен творцу – он сам создает образы. А айфон предлагает ему плоский мир картинок. Он формирует только клиповое, осколочное сознание. Мы можем еще отличить хорошее от плохого. Нынешние дети – нет. У них отсутствуют соответствующие навыки.
Как правило, психотерапевт сегодня нужен родителям, а не ребенку. Это они отгораживаются от собственных детей гаджетами. Маленький ребенок плачет – ему дают смартфон, чтобы он успокоился. Не интересуются, почему он плачет. Нет. И тем самым загоняют проблему внутрь, формируют комплексы, панические состояния, страхи. А потом, когда ребенок выходит из-под их контроля в 12-15 лет, они ведут его к психотерапевту.
Реклама стала сказкой
Иван КУЗНЕЦОВ, психиатр:
– Почему дети не могут читать большие тексты? Могут. Но быстро устают. Устают от того, что теряют интерес. У них не сформирован навык преодоления трудностей, нет навыка сделать усилие над собой. Отсюда некритическое усвоение информации и восприятие тех образов, которые им навязаны интернетом.
В случае с бутылкой лимонада – это была сказка. Но сказкой была не газвода. Девочка была участницей группы. Ее обманули. Вернее, ее вернули в реальный мир, а группа осталась в сказке. Здесь все выстроено по законам рекламы, по законам эмоционального восприятия.
Марина Зайченко
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА