Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Закавказский Париж

Столица Азербайджана не просто один из красивейших мегаполисов всего Кавказа и Закавказья, но и важнейший политический, финансовый и культурный центр целого субрегиона. Еще в дореволюционное время Баку славился как зажиточный, богемный город. Уже тогда там проживали рублевые миллионеры. За годы независимости Азербайджана его главный город получил мировое признание. Там прошло несколько форумов мирового масштаба, а в апреле состоится очередной этап престижной автогонки «Формула-1». Как сейчас живут бакинцы и какую повестку дня задают они для всего Азербайджана?


Названия улиц в новых районах Баку вмонтированы прямо в тротуары в виде больших и заметных табличек. Вероятно, эту практику бакинские власти переняли у своих американских коллег.
Бакинский метрополитен, открытый в 1967 году, стал пятым по счету в СССР. Он невелик – 3 линии и 25 станций. Впрочем, новые станции продолжают проектироваться и строиться.
Некоторые жители Баку пристраивают к своим квартирам балконы-террасы, которые здесь называют словом “шушебенд”. Выглядят они очень колоритно, потому что каждый строит и украшает их как хочет.


«Баклажаны» и «помидоры»

Еще несколько лет назад попасть в Баку из Казахстана можно было преимущественно из Актау. Но сегодня прямые рейсы летают из Астаны, Алматы и Актобе. Прорабатываются маршруты и из других городов Казахстана.
При выходе из международного аэропорта имени Г. Алиева в глаза сразу бросается куча таксистов, которые пускай и не так назойливо, но все же окружают потенциальных клиентов. В этом отношении Баку мало чем отличается от других развивающихся мегаполисов. Правда, с одной разницей. Таксопарк здесь гораздо современнее, чем во многих других городах.
Обновлялся он в два этапа. Перед конкурсами «Евровидение-2012» и «Европейские игры-2015» была закуплена 1 000 новых лондонских кэбов – специализированных такси, используемых в столице Англии. В народе их сразу прозвали баклажанами за характерный цвет. За десять лет эксплуатации они устарели, и на смену им пришли новые, более современные кэбы, прозванные в народе помидорами – за красный цвет. Интересно, что и та, и другая марка производятся по английской лицензии в Китае.
Наша делегация доехала от аэропорта до гостиницы на «помидоре». Надо сказать, что это очень удобный автомобиль с панорамной крышей и просторным, шестиместным салоном. Место водителя отделено перегородкой и оборудовано громкой связью.
Стоит удовольствие недешево – 50 манат (13 тысяч тенге. – Прим. авт.). Правда, как потом мне объяснили местные, эта цена завышена как минимум в два раза. Забегая вперед, скажу, что назад в аэропорт мы приехали уже за 9 манат.
– Просим вас не обижаться, таксисты во всем мире одинаковы. Им лишь бы заработать лишний раз на туристах. Приносим свои извинения, – сказал нам сотрудник ресепшн нашего отеля Джавид Гурбанов.
Утром нас ожидала корзина фруктов – презент или, как сейчас модно говорить, комплимент от заведения. Он был принят и благополучно съеден.

UBER как выход из положения

Продолжая тему такси, хочется дать совет приезжим скачать себе приложение вроде Uberа. Очень похоже на пришедший к нам из России Яндекс. Дешево и удобно. Третий вид такси – это «Тойоты Приус» – гибридные автомобили японского концерна. Очень популярны среди частных извозчиков. По нашим наблюдениям, их в азербайджанской столице тысячи.
Заядлые путешественники советуют, если позволяет время, ездить на автобусах и/или метро. Только так можно проникнуться истинным духом посещаемого города. Разумное зерно в этом совете, безусловно, есть. Прокатившись на бакинских автобусах, не только увидишь город, но и волей-неволей пообщаешься с его жителями, узнаешь что-то новое. Тем более что общественный транспорт здесь довольно хорошего уровня. Все автобусы большие, комфортабельные, чистые (проезд – 0,40 манат).
Кстати, именно в автобусе нам посоветовали не питаться в общепитах центра города. Мол, туда настоящие бакинцы не ходят, а только туристы. Решили проверить. И в самом деле, в этих местах очень много гостей. На момент нашего прибытия (середина марта) вовсю работали летники старого города. Мы их насчитали не менее трех десятков.
За ними, чуть вглубь, расположились мелкие кафе и пабы закрытого типа (расположенные в домах). Внешне в них меньше лоска и, кажется, меньше туристов, но они точнее передают антураж исторического города.
К слову, любителям длинных прогулок советуем посетить недавно отстроенную набережную. Ее длина впечатляет – 59 километров. Благодаря ей можно попасть из одной части города в другую без всяких пробок, даже пешком.

Братские отношения

Сейчас в наших странах популярна тема тюркской интеграции. Межгосударственное объединение, в самом начале называвшееся «Международная организация тюркской культуры», а затем «Тюркский Совет», доросло до уровня «Организации Тюркских государств». Надо отметить, что статус «Организация» довольно высок и свидетельствует о тесных взаимоотношениях. К слову, следующим этапом межгосударственных отношений по идее стоит Союз или Содружество. Но пока об этом рано говорить, «ОТГ» еще не реализовала весь свой потенциал. И Казахстан, и Азербайджан – ключевые страны-члены этой организации.
Но межгосударственное объединение – это одно, а вот отношение простых людей – совсем другое. За все время пребывания в Азербайджане мы ни разу не заметили на себе косых взглядов. Наоборот, местные жители старались хоть чем-то помочь, в хорошем смысле слова угодить. Уступали место в салоне, пропускали без очереди, всегда подсказывали, старались помочь советом и даже угощали.
– Иначе и не может быть. Казахи для азербайджанцев не просто братский народ. Нас связывает многовековая дружба, которую ничто не может сломить. Когда я вижу казахов, то стараюсь не брать с них денег. Поверьте, мы не просто уважаем, а искренне любим Казахстан, – поделился таксист Агил Асгаров.
Кстати, в одном из летников с нами произошел интересный случай. При заказе блюда выяснилось, что его нет в наличии, хотя официант заказ принял. Через полчаса всей группе казахстанцев принесли еду, а одному человеку – нет. Администратор заведения, признав ошибку официанта, предложил заказать другое блюдо взамен. Но в качестве извинений за небольшой казус предоставил еще одно блюдо. Так сказать, комплимент от кафе. Это в копилку о братских отношениях.


По официальному курсу стоимость одного азербайджанского маната составляет примерно 260 тенге.


«Формула-1» как средство привлечения инвестиций

Сказать, что дороги в центре Баку высшего качества, значит, ничего не сказать. «Виной» всему не просто столичный статус, а ежегодное проведение чемпионата мира по автогонкам класса «Формула-1». Бакинский этап проводится с 2017 года и называется «Гран-при Азербайджана».
Проведение таких гонок не только свидетельствует о финансовой прочности города или государства, но и его авторитете. Проведение «Формулы-1» в Баку ставит его в один ряд с такими городами, как Мельбурн, Майами, Монте-Карло, Монреаль, Сингапур, Будапешт, Абу-Даби и другие.
– Проведение такой гонки – это же не дутое хвастовство, а самый настоящий престиж. Значит, авторитет нашего города признают во всем мире. Безусловно, это большое достижение, и мы, бакинцы, гордимся этим, – считает столичный житель Мустафа Сулейманов.
По мнению специалистов, проведение таких мероприятий дает мультипликативный эффект. Гран-при должны соответствовать не только дороги, но и гостиницы, кафе, рестораны и даже воздушная гавань.
– Чемпионат «Формулы-1» является масштабным зрелищем. Аудитория автогонок намного шире, чем того же «Евровидения». За ними следят на всех континентах планеты. Соответственно, проведение одного из этапов чемпионата мира в Баку прослужит пропаганде нашей страны во всем мире. Наши предприниматели 10 лет назад не могли добиться контракта с известными и популярными марками. Сегодня же эти компании сами просятся к нам, – утверждает исполнительный директор федерации автоспорта Азербайджана Анар Алекперов.

Цены на продукты

Правда, не все в Баку довольны проведением «Формулы-1». И без того сложная ситуация с пробками значительно усугубляется в месяц, предшествующий автогонке. Непонимание бакинцев вызывает тот факт, что абсолютно пригодный к эксплуатации прошлогодний асфальт, точнее верхний его слой, меняют вновь.
– Я не противник автогонки как таковой. Но можно же сделать все по уму. Какой-то транспортный коллапс испытываем мы! Всюду пробки. Без этого они были, но в эти дни по городу невозможно ездить. Не понимаю также, зачем совершенно новый асфальт меняют? Деньги некуда девать, что ли? – вопрошает еще один бакинец Эхтирам Гусейнов.
Но, как объяснили в республиканской федерации автоспорта, дорожное покрытие для «Формулы-1» должно быть не просто отличным, а идеальным.
Другой фактор, омрачающий здешнюю красоту, высокие цены. Горожане считают это издержками развивающегося туризма.
– Наш город, конечно, не из дешевых. Как-никак столица. Но, в отличие от туристов, центральную часть Баку посещаем редко. Мы знаем, где и у кого брать продукты, в какие заведения сходить, – объясняет Агил Асгаров.

Прямой путь в Турцию

Для казахстанского обывателя понятие «Зангезурский коридор» мало что говорит. Но его практическое значение велико, и не только для Азербайджана. После второй карабахской войны 2020 года появилась возможность прокладки железнодорожной ветки и автомобильной дороги в азербайджанский анклав Нахчыван (Нахичевань). Сейчас строительство идет полным ходом, и планируется завершить его в 2024 году.
Что даст Азербайджану этот коридор? Во-первых, прямая связь с Нахчываном и Турцией. У казахстанцев же появится альтернативный сухопутный маршрут в Турцию. Для последней коридор открывает широкий доступ к Каспийскому морю, а уже через него — в Центральную Азию. Сейчас желающие попасть на автомобиле из Казахстана в Турцию вынуждены ехать через Грузию, пересекая две границы – российскую и грузинскую. Насколько загружен этот участок, думается, говорить не надо. Достаточно «прогуглить» свежие отзывы путешественников.
После введения в строй «Зангезурского коридора» появится альтернативный маршрут. Кроме того, по мнению специалистов, импульс к развитию получит водное сообщение между Азербайджаном и Казахстаном. Это достаточно короткий путь. Причем на паромах можно переправлять и личный автотранспорт.
Наша делегация покидала Баку с грустным сердцем. Город, в котором причудливо переплетаются современность и история, никого не оставит равнодушным. Узкие улочки старого города, потрясающие виды ночной столицы, которые вкупе и определяют удивительную атмосферу этого мегаполиса, влюбляют в себя с первого раза. И сюда определенно стоит вернуться…

Асхат КАЛЖАНОВ

Фото автора

Колонка "Взгляд"