Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Путешествие в прошлое

НАРОД В ПОТОКЕ ИСТОРИИ

ЭКСПЕДИЦИЯ

Комплексную экспедицию в Айтекебийский район совершили в этом году сотрудники Актюбинского областного историко-краеведческого музея. Ее цель — сбор материалов, фотосъемка исторических памятников и пополнение музейного фонда этнографическими экспонатами, сохранившимися у населения. Маршрут экспедиции пролегал следующим образом: Актобе-Карабутак — Акколь — некрополь Трех святых — Акколь — Клемжайган — Ханкелды — некрополь святого Карабаса — Баскудук — Аккум — Жабасак — Комсомольское — Актобе.

Первым пунктом нашей поездки значился Карабутак. К сожалению, среди местных жителей не нашлось ни одного человека, который бы хорошо знал историю села, и нам пришлось направиться в Акколь.
Предания старины глубокой гласят, что где-то здесь находится мазар Бопай ханым. Но аким Аккольского сельского округа Каирбек Дуйсенбин по этому поводу ничего сказать не мог. По его словам, о мазаре младшей сестры Кенесары Касымова нет никаких  сведений. Сохранилось лишь название.
Во многих письменных документах речь идет о том, что Бопай захоронена где-то близ Акколя. Однако конкретные доказательства этого отсутствуют. Есть урочище Могила Бопай в 10 километрах от Акколя. Но никакой могилы там нет, хотя по логике,   поскольку она младшая сестра знаменитого хана Кенесары, ей должен быть возведен и соответствующий мавзолей. Название же урочища Бопай, расположенного неподалеку, многие связывают с именем младшей сестры хана Кенесары.
— В детстве мы слышали от местных стариков, — говорит аким округа, — что Бопай — это место, где была похоронена супруга батыра Тлеули, известного всему младшему жузу. А сведения о хане Кенесары касаются другого места — урочища Клемжайган. Здесь он останавливался, отступая от правительственных войск. С 1840 года это место и стало называться Клемжайган. Тогда же хан взял в жены младшую сестру шектинского батыра Жанкожи Нурмухамбетулы. Урочище, где хан Кенесары встретил Жанкожу батыра, с тех пор называется Ханкелды. На холме Караултобе располагались охранные посты войск хана.
— Рассказы об этом мы слышали от таких аксакалов, как Нысаналы Жанбырбаев и Алмас Корпебаев, — уточнил Каирбек Дуйсенбин, историк по образованию.
Аким округа очень любит свой край и обращает наше внимание на названия каждого урочища, ложбины, холма. Вот и в «Карабутакском вальсе», как он говорит, есть такие строки: «Легенды и предания таят в себе названия «Қандысор», «Корпе», «Клемжайган…».
— Был большой солончак Кандысор.  По преданию, в нем увязло и погибло тысячное поголовье скота некоего бая. Потому и назвали его Кандысор — Кровавый солончак. На нынешней  территории нашей области Кенесары Касымов появился в 1838 году. В 1841 году в местечке Кумкудук, а именно в Карашатау, он был избран ханом. Чтобы пресечь свободолюбивую политику Кенесары, царское правительство в 1845 году заложило укрепление Иргиз. Затем, в 1848 году, возвело форт Карабутак. Война, продлившаяся 10 лет, охватила все три жуза, — рассказал Каирбек.
В то же время на территории Аккольского округа есть три больших мазара — Сахабай, Картабай и Шарманбай. Все три расположены в одном комплексе. О Картабае есть сведения в книге Алиби Койлыбаева «Бабамнан қалған  байтағым».
Утром следующего дня мы посетили некрополь Трех святых, расположенный к северо-востоку от Акколя. Там похоронены святые Абдулла, Отаралы и Жакия. Это место называют Булак. В свое время в каждом ауле были свои костоправы и лекари.
Затем были проведены подворные обходы в надежде отыскать бытовые и этно-графические предметы для фонда музея. Кузнец Дуйсенгали поднес в дар музею изготовленные им самим чесалку для козьего пуха, совок, кочережку-косеу. Алмат Карасаев подарил музею бытовые предметы, имеющие познавательную ценность, и личные вещи своего отца — первоцелинника Амира Карасаева.
Затем мы выехали в урочище Клемжайган, где некогда бывал Кенесары Касымов. Оттуда — в урочище Ханкелды, затем к некрополю святого Карабаса. Сделали видео- и фотосъемку объектов.
Далее мы посетили аул Баскудук. Овцесовхоз «Баскудукский» в 1957 году отделился от совхоза «Карашатауский». Его центральная усадьба  находилась в селе Тумабулак. Баскудуком это место назвали по той причине, что здесь много водных источников.   Первые дома в селе Тумабулак стали строиться в 1961 году. Близ Баскудука есть местечко Мамыт. Сказывают, что Асан-кайгы в пору поисков земли обетованной особо отметил землю Мамыт.
Баскудук расположен в 100 километрах от райцентра. Отсюда вышли два Героя Социалистического Труда — Шынтай  Иргизбаев и Кутпанбек Акпанов. Малик Альмуратов был известным кобызистом, а также автором историй «Абат батыр» и «Девушка и раб». Другой местный житель Жакып Апсалямов стал знаменит после исполнения в 1958 году в Алматы кюя «Сарыжайлау». В этих местах испокон веков обитал род тока племени шомекей. Здесь же проживал знаменитый костоправ Жайша, который за несколько дней вперед знал, кто к нему придет с переломом или вывихом.
Был такой святой по имени Бокай из рода бакашы племени шомекей. Погиб в сражении с калмыками в 25 лет близ Кульсары и похоронен в некрополе святого Бакашы.  Здесь похоронены Ажибай би и Арал батыр. В 2012 году прах святого Бакашы его потомки перевезли в родовой некрополь в аул Баскудук, перезахоронили здесь и поставили надгробный памятник. А прозвали его Бакашы потому, что он, оказывается, оборвал шумный гвалт лягушек (бака). Потомки Бакашы и по сей день  обитают здесь — в Баскудуке.
В ауле Баскудук, помимо исторических сведений, нам повезло обрести и этнографические экспонаты. Табунщик Кожабек Сырымханов преподнес в дар музею сосуд для кумыса — куби, которым пользовался более тридцати лет. Кенпеил Турежанов подарил козлиную шкуру и предметы быта, которыми казахи теперь уже перестали пользоваться, а также личные вещи своего отца Жанкуйшика Турежанова, участвовавшего в войнах с японцами и финнами. Пополнил фонд музея казахским лисьим треухом — тымаком и ягнячьей шкуркой Токсанбай Айтмагамбетов.
В ауле Аккум мы встретились с сельчанами. Они поведали нам немало интересного о целебных травах, произрастающих здесь, и названиях. Интересными были рассказы ветерана-педагога Айдархана Байниязова. По его словам, раньше это место называли по имени обитавшего здесь Тышканбая, могила которого и поныне находится менее чем в одном километре от аула. Имя этому  селу дали в 1946 году. В Аккумский сельский совет входили три колхоза, а центром был аул Тышканбай. Некрополь близ аула называется некрополем Тышканбая. Здесь же находилась и 3-я ферма совхоза «Жабасакский».
И еще, как  поведал Айдархан ата, первым в большом некрополе близ аула в 1935 году был похоронен Раманкул Тохтасынов. Некрополь и сейчас носит его имя. А еще на землях аула Аккум обитали известные исторические личности Алмат и Самырат. Алмат Тобабергенов — общественный деятель, живший в 1805-1897 годах, из рода бозгылт племени шомекей. Смолоду активно участвовал в караванной торговле между Россией и Бухарой, занимался маклерством, освоил русский язык и культуру. Выполнял поручения царского правительства, связанные с Кокандским, Бухарским и Хивинским ханствами. В 1868 году стал начальником 54-й административной дистанции. Имел звание хорунжего русской армии. В народе его звали Сардар (командир). У него было разрешение кочевать и селиться от междуречья Тобыла и Торгая до Бухары. Алмат, поддерживая политику оседлости, особое внимание обращал на возведение жилья, заготовку зимних кормов. Сам он построил несколько деревянных и кирпичных домов в Иргизе, Шомиштиколе, Каракоге и Аккуме. К старости он передал свое место сыну Самрату. Тот носил золотую шляпу и возглавлял эти земли до той поры,  пока не произошло деление территорий на волости.
Рассказы аксакала Айдархана дали понять, что земля Аккумская таит в себе еще много историй. Так, в 18 километрах от Аккума находится местечко Басыкара, где родился нарком Темирбек Жургенов. А называется это урочище именем бая Басыкара, обитавшего здесь век тому назад. А может быть, ему дали название потому, что отец Темирбека Сырлыбай носил прозвище Кара? Кто сейчас ответит на этот вопрос…
Рассказы аксакала нередко касались названий. Есть среди них Копа Кодара. Некто по имени Кодар утонул в большом озере. Отсюда и название. Есть Копа Торемурата в трех километрах от Акколя. Торемурат — сын Алмата Тобабергенова.
Князь — это жайлау-летовье Самрата. Есть еще пастбище Гнедого — от прозвища знаменитого скакового коня Самрата. А название Князь произошло оттого, что на летовье в 1800 году в гости приезжал некий князь. Имя его не сохранилось. Встречая его, гостеприимные хозяева поставили юрту и выстлали целый километр ковровыми дорожками.
Близ Аккума была мечеть, которую держал человек по имени Ермагамбет. Отсюда и название местности — Мечеть.
Озеро Нияза — на землях  бая Нияза. По преданиям, его пастух по имени Каражан нашел много денег на Шелковом пути. Отдал их баю. А Нияз за это одарил его лошадьми, после чего Каражан разбогател.
Мазар бая Каражана расположен в трех километрах к югу от аула Аккум. Мазар купольный, размером 10х20  метров. Возвел его в 1910 году мастер Жыга. Мазар имеет четыре купола по углам и большой купол в центре, украшен орнаментом. По словам аксакала Айдархана, в Басыкаре есть урочище Шиликты, там близ озерца, по дороге на Жабасак, имеется меловый холм. Мел месили в кобыльем молоке и добавляли в него конский волос. Вот из такого раствора и возвели мазар. Сохранилась, к слову, лишь одна часть мазара. Остальное разрушилось.
Затем мы посетили некрополь Раманкула Тохтасынова. Он был человеком святым, а получил известность как лекарь. Перекочевал в Аккум в 1934 году и спустя год скончался.
Такие вот истории поведал нам об ауле Аккум аксакал Айдархан, а аккумцы подарили фонду музея ценные экспонаты. Так, циновку из белого тростника — чия, конский  нагрудник, керогаз преподнесла Зейнеш Оспанова,  ичиги и масахану (марлевый полог) — учительница Куляш Калибекова, бытовую утварь — Сердалы Бекмуратов.
Далее мы поехали в аул Жабасак. Сфотографировали там  80-летнее здание школы, построенной по инициативе наркома Темирбека Жургенова.
Прежнее название Жабасака — Тобе басы (Вершина холма). С этого холма далеко видны все окрестности аула. Позже здесь обитал бай по имени Жабасак. Его имя и закрепилось в названии села. Могила бая находится в 12 километрах от Жабасака в урочище Карамола.
В сельском клубе Жабасака состоялась интересная встреча с местным населением. Мечта сельчан — сохранить находящееся на грани исчезновения здание школы в качестве музея. Кстати, жительница аула Альтай  Утепова подарила музею ковер-алаша, костяную прялку и мотыгу.
Закончилась экспедиция в селе Комсомольское. Наша цель была достигнута. Собрано немало новых сведений по истории района, интересных экспонатов.
В этом нам очень помогли, помимо названных лиц, зам-акима Айтекебийского района Зоя Болекова, директор музея дружбы народов Дурия Ильясова, директор Карабутакского сельского музея  Рая Байзакова, а также акимы сельских округов и заведующие клубами в аулах, где мы побывали.
Айнур МАКСАТКЫЗЫ,
старший научный сотрудник Актюбинского областного историко-краеведческого музея

Колонка "Взгляд"