Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Пять шагов к выходу из кризиса

Поддержать предпринимателей, оказавшихся в непростой ситуации из-за пандемии, бесплатно готова актюбинская компания тренинга и консалтинга «Диалог». Руководит компанией Айжан Дуйсебаева — сертифицированный консультант по управлению.
— Мы 17 лет обучаем и консультируем малый и средний бизнес. В кризисное время важно удержать бизнес на плаву, и сейчас как никогда предпринимателям нужна консалтинговая поддержка.
В течение последних недель, общаясь с клиентами и анализируя полученную информацию, столкнулась со следующей картиной: есть компании, которые не остановили деятельность, вовремя скорректировали работу. Более того, составили четкий антикризисный план действий. Но большинство компаний МСБ не имеют опыта грамотного операционного управления и начинают действовать хаотично. Хотя именно в ситуации кризиса надо поступать так, чтобы каждый шаг был выверен, чтобы он не сказался критично на бизнесе.
Мы хотим обратить внимание на три основных направления, особо важных сейчас — это финансы, персонал и маркетинг. Жесткое бюджетирование, оценка персонала, точечный маркетинг. Это поможет мобилизовать ресурсы компании. Оптимизацию следует начать с изменений в структуре управления внутри компании, привести в порядок процессы с учетом того, что идет сокращение финансов, уменьшение денежных средств вследствие снижения покупательской способности.
— На ваш взгляд, в чем проявляется хаотичность в действиях предпринимателей?
— В кризисе первый порыв — все закрыть, все урезать. Некоторые компании сразу отправили весь персонал в отпуск без содержания, другие сократили штат. Да, в первую очередь надо позаботиться о финансах, но сделать это надо грамотно. Проанализировать все расходы, посмотреть, что можно убрать совсем, что сократить (договориться с арендатором о снижении или приостановке аренды), сократить зарплату (это лучше, чем увольнять персонал), написать письма кредиторам об отсрочке (в том числе банкам), составить бюджет на полгода. Сейчас важно продержаться два-три месяца с возможностью сохранить деньги.
В отношении персонала также нужны продуманные шаги. В первую очередь определить оптимальный состав персонала, если не получится, удержать всех хотя бы на сниженном окладе. Оценку необходимости персонала проводить с точки зрения критичности позиции для бизнеса, профессиональных и личностных качеств сотрудника.
Многие владельцы бизнеса начинают отправлять работников в отпуск без содержания. Недавно столкнулась с ситуацией, когда людей отправили в такой отпуск, при этом требуя, чтобы они работали из дома. Предприниматель не хочет признать или на самом деле не понимает, что подчиненный на данный момент может не выполнять требования, так как он в отпуске. Если же вы отправили человека на удаленную работу, то помните: это работа, и платить зарплату ему надо. Руководитель говорит: «Раз ты сидишь дома, то я тебе зарплату платить не буду, но ты должен отвечать на мои звонки, должен выполнять такую-то работу». То есть тут надо определиться, отправляете вы работника в отпуск без содержания либо это удаленная работа.
В последнем случае ее надо правильно выстроить. Сотрудник продолжает исполнять ту же работу, показывает компании тот же результат, иным становится процесс контроля. Чтобы грамотно контролировать сотрудника на удаленке, надо обладать определенными управленческими навыками, которых, к сожалению, у многих нет. У нас привыкли через каждые две минуты подходить к исполнителю и интересоваться, чем он занимается, что делает, заглядывать в экран компьютера, чтобы убедиться — работник занят делом. Если предприниматель лишается такого контроля, то у него возникает страх, что работник будет дома спать, смотреть телевизор. За что платить? Но это проблема не сотрудника, это задача предпринимателя — грамотно построить процессы работы, контроля, определить задачи и объяснить сотруднику, каких результатов от него ждать.
Нужно радоваться, если в компании идут продажи, есть клиенты, и необходимо сделать так, чтобы не потерять их. Здесь начинается маркетинг, хотя опять-таки некоторые предприниматели на первых порах готовы срезать весь рекламный бюджет. На самом деле сейчас, имея небольшой поток клиентов, если перекрыть еще и рекламу, то в ближайшее время никакого потока доходов не следует ожидать. Важно грамотно определить, какие акционные мероприятия можно завернуть, какой бюджет оставить на маркетинг и как сделать его точечным, то есть не распыляться, а сделать ставку на определенную аудиторию, которой ваш товар сейчас очень нужен, потому что, несмотря на карантин, мы продолжаем жить. Нам также нужны продукты и какие-то услуги. Об этом надо помнить.
А если нет продаж, компания находится на паузе, то надо подумать о том, как эффективно использовать время. Начать делать то, на что раньше не хватало времени — разработать стратегический план, обучить сотрудников, пусть даже дистанционно, пересмотреть процессы управления. Предпринимать действия с мыслью, что по завершении карантина жизнь продолжится, но кризис будет жестче, и в новых условиях нужно будет выжить. А выживут те компании, которые будут мобильнее, грамотнее и гибче. И здесь необходима наша помощь как консультантов.
— Насколько актюбинские компании активно откликаются на ваши предложения о сотрудничестве, на ваши идеи?
— Еще не так активно, как мы предполагали. Больше запросов из других городов Казахстана. Возможно, некоторые находятся в жестком цейтноте, не знают, что делать, как организовать дистанционную работу с клиентами, плюс перевод школьников на дистанционку, соответственно, следует помочь еще детям. Думаю, еще неделю нужно нашим компаниям, чтобы они окончательно вышли из стресса. Надо дать время предпринимателям, чтобы они выверили свои действия, отошли от ситуации с установлением режима карантина в городе. Предполагаю, очень скоро они поймут, что ситуация стабилизируется и надо продумать дальнейшие шаги.
Это похоже на феномен, описанный американским психологом Элизабет Кюблер-Росс, создательницей концепции психологической помощи умирающим больным. На ее взгляд, в ситуации, требующей от человека резких изменений (потеря близких, горе, кризис), он проходит определенные стадии. И первая из них — отрицание, мы ее прошли, когда одним было страшно, а другие считали, что происходящее — ерунда и искали подтверждение в интернете. Когда число инфицированных стало увеличиваться, когда на карантин стали закрываться города, началась стадия гнева. Люди возмущались, злились, предъявляли претензии кому-то, чаще — правительству, но не себе. Следующий этап торгов: если я буду сидеть дома, государство, к примеру, должно мне помочь. И четвертая стадия — депрессия, момент, который нас тоже не минует: все плохо, будет еще хуже. И только пятая стадия — стадия принятия ситуации. Когда человек понимает неизбежность происходящего, что назад хода нет, возврата к прошлому не будет, не будет так, как до кризиса. Нужно смириться и искать наиболее оптимальные пути выхода. Это и есть зрелый выход — принятие изменений. У всех это происходит по-разному, по соцсетям, откликам, поведению людей я очень четко отслеживаю все пять стадий, обрисованных Элизабет Кюблер-Росс.
— Вы говорили о стадии гнева, когда общество направляет свой гнев на правительство. Вы в курсе шагов, предпринимаемых властями в отношении поддержки предпринимателей. Что могли бы сказать по этому поводу?
— Меня радует, что наше правительство так быстро принимает решения. Опыт других стран подсказывает, как нам в этой ситуации действовать. Эти шаги, во-первых, беспрецедентны. Во-вторых, есть надежда, что они помогут. Говорить, что они реально помогли, еще рано, меры только запускаются. В любом случае по сравнению с правительствами постсоветского пространства у нас довольно-таки активные, быстрые шаги. Мои коллеги из России, Беларуси, других стран рассказывают, какая ситуация у них. Сравнивая, надеюсь, что предпринятые действия позволят нам из противостояния с коронавирусом выйти с меньшими потерями. Поддержка руководства страны даст эффект. Конечно, она не перекроет всего ущерба, нанесенного пандемией и кризисом малому и среднему бизнесу. Но, по крайней мере, ощущение, чисто психологическое у предпринимателей, что государство не оставляет его в такой трудный момент, дорогого стоит.
В целом давно пора осознать, что любой человек должен рассчитывать на себя. Предприниматели в этом направлении мыслят правильно. Ведь иначе они не стали бы заниматься бизнесом, если бы всегда рассчитывали на чью-то помощь. Когда ты создаешь бизнес, ты ответственен за себя и за тех людей, которые у тебя работают. Сейчас самое главное — удержать бизнес на плаву. Если тебе готовы бесплатно помочь консультанты, то надо этой возможностью воспользоваться.
Настал момент проверки предпринимателя на прочность, на грамотность и компетентность. Ведь известно: если бизнес успешен, то это результат командной работы, но если бизнес терпит крах — это вина руководителя. Тот, кто выйдет из кризиса с новыми силами, сохранит большую часть своей команды, тому никакие катаклизмы не страшны. Ромен Роллан говорил: «Не бывает тяжелых времен, бывают тяжелые люди!».
Жанат СИСЕКЕНОВА

Фото из личного архива Айжан ДУЙСЕБАЕВОЙ

Колонка "Взгляд"