Национальный совет общественного доверия, созданный Главой государства, играет важную роль в решении актуальных проблем населения. Значима его роль в установлении связей между властью и народом. Об этом и других направлениях работы органа рассказала бывший член НСОД Таттигуль Талаева, которая сейчас входит в состав Национального курултая.
Три инициативы НСОД
Председатель областного Общественного совета, генеральный директор ТОО «ТРК Тандем» подробно изложила суть и приоритеты деятельности этих неправительственных организаций:
– Общественный совет – это прежде всего консультативно-совещательный орган, его членами поднимаются актуальные вопросы. Несколько лет я была членом НСОД, а с 15 июня прошлого года – член Национального курултая. Курултай также является консультативно-совещательным органом, служит мостиком между исполнительной властью и народом. На сегодня Курултай инициировал принятие 20 законов, внесение поправок в 47 нормативно-правовых актов.
Будучи членом НСОД, я внесла предложение о внедрении мажоритарной системы выборности. Как известно, праймериз в 2020 году был объявлен именно как внутрипартийные выборы, для выявления новых достойных лиц. Ожидалось, что сменится половина состава маслихатов, придут как молодые, так и люди с опытом, оценивать деятельность депутатов будут по труду, значимости, эффективности. Получилось не совсем так, как задумывалось. Я сужу из своей собственной практики, как депутат областного маслихата в трех созывах. Тогда я избиралась от седьмого Заводского избирательного округа, куда входят Жилгородок, Шанхай и другие районы Актобе. Знала практически 60-70 процентов населения, была в курсе актуальных проблем своего района, потому что во время предвыборной агитации ходила от двери к двери. Предварительно знала, какие вопросы будут задавать и что им отвечать. У меня была своя адресная папка.
Потом выборы сделали по партийному списку, была принята общая программа. Считаю, что мажоритарная система – это когда избиратель и депутат движутся в одном направлении для решения общих вопросов, а не так, как принято: избиратель идет к депутату только жаловаться.
На шестом заседании Национального совета общественного доверия перед Главой государства подняла проблему обеспечения регионов медицинским оборудованием, позволяющим проводить позитронно-эмиссионную, компьютерную и магнитно-резонансную томографию. Потому что во время разгара пандемии COVID-19 клиники работали круглосуточно, такие аппараты ломались, люди с ковидом не могли пройти обследование. А сколько человек мы потеряли в те годы! Так не должно быть. Необходима единая сервисная служба. К примеру, подобное оборудование в нашей области стоит 250 миллионов, а в соседней – 450 миллионов тенге при одинаковых технических параметрах и одном производителе. Чтобы приобрести его, облздраву приходится пройти немало процедур: подать заявку, защитить и вынести на сессию маслихата, а на это уходят месяцы. После того, как озвучила все это Президенту страны, у нас был создан единый оператор – СК «Фармация». Компания обеспечивает население необходимыми препаратами и оборудованием. Теперь ответственность лежит на СК «Фармация», в случае поломки оборудование ремонтируется за короткий срок. Зачастую привлекаются иностранные специалисты, но нам пора подготовить свой технический персонал.
Третья инициатива, которую я подняла в Национальном совете, касается государственного социального пакета (ГСП). Сейчас семьи из уязвимых слоев получают 19 наименований продуктов питания. Благотворители в ходе всевозможных акций везут в дома те же макароны, подсолнечное масло, рис и другие продукты. Но здесь мы должны учесть такой момент. Возможно, ребенок из социально незащищенной семьи не хочет есть продукты из этого рациона, а мечтает о фруктах и шоколаде. Почему мы не интересуемся, что хочет ребенок? У него тоже должно быть счастливое детство. Мое предложение встретило много споров. Оппоненты твердили, что нельзя монетизировать поддержку государства, потому что многие нерадивые родители могут потратить эти деньги на другие цели. В противовес говорю, что таковых среди них, возможно, десять процентов. Мы дадим остальным возможность приобрести продукты, которые им нужны.
С 1 января 2023 года будет реализована монетизация государственного социального пакета.
Позитивные преобразования
– Могу открыто заявить, что горжусь своим Президентом. Мне нравится его взвешенная политика и системность. Сами знаете, Глава государства не принимает спешные решения, поэтому у нас не утверждаются законы, не прошедшие экспертизу. Несмотря на это, за короткий срок Касым-Жомарт Токаев сумел решить немало системных вопросов. К примеру, многие воспользовались правом снять часть пенсионных накоплений, в результате чего обзавелись жильем, прошли лечение. Захватившие полсотни миллионов гектаров земель латифундисты начали возвращать неиспользуемые площади. Потому что подняли налоги на них, что является одним из механизмов возврата земли. Самое главное, Президент заявил, что недра страны принадлежат народу. Это тоже большой шаг к Справедливому Казахстану.
На выборах Касым-Жомарт Токаев всенародно избран на предстоящий семилетний срок. Уверена, что за это время он выполнит все намеченное. Больше чем уверена, что через семь лет будет построено государство с другим потенциалом, с более высоким уровнем жизни. Произойдет трансформация не только внешняя, это будет другое мышление и потребности. Это не пафосные слова, это реальность. Все будет делаться во благо народа.
Если говорить о политических реформах, могу привести немало положительных примеров. Допустим, раньше не так-то легко было зарегистрировать партию. Необходимо было собрать 20 тысяч человек, а сегодня достаточно 5 тысяч. Если учредительный съезд должен был пройти за два месяца, то сейчас этот срок продлили до трех. Если филиальная сеть должна была зарегистрироваться в течение шести месяцев, то сейчас изменили до года. Членство в филиальной сети партии от 600 человек сократили в три раза. В целом, если у человека есть единомышленники, то создать партию стало проще. Главное, необходимо удержаться на плаву, продумать финансирование, написать программу и двигаться дальше.
Проблемы регионального уровня
– В областном Общественном совете мы занимаемся актуальными вопросами, затрагивающими интересы населения. Среди продуктивных могу назвать земельный вопрос. Во-первых, обсуждали, как выдают земельные участки в обход закона. Во-вторых, на протяжении трех лет с повестки дня не снимается тема деятельности АО «СПК «Актобе». Я, например, не вижу эффективной деятельности СПК. Знаете, почему? На коммунальном рынке «Табыс» не могли выставить свою продукцию сельхозтоваропроизводители, простые фермеры из-за множества искусственно созданных барьеров. Заканчивалось тем, что потребитель не получал выгодную цену от производителя, коммунальный рынок ничем не отличался от коммерческого. Еще на злобу дня коснусь резонансного вопроса по поводу качества продукции стабилизационного фонда, на который также повлиял человеческий фактор. Сейчас заложили овощи в достаточном количестве и нормального качества, чтобы не повторить прошлогодний прецедент с картофелем. Продукцию стабфонда отправляют в супермаркеты, а данные сети – это коммерческая структура. Оттуда идет возврат некачественной продукции. В ТОО «Пригородный» уверяют, что возвратный картофель вовсе не их, а привозной.
Добавим сюда ажиотаж с сахаром. В сети супермаркетов завезли две тысячи тонн сахара-песка, но цены на него никто не смог проконтролировать. Думаю, здесь должны быть продуманы механизмы, чтобы социально незащищенные семьи покупали продукты питания по доступной цене. Считаю, что это большая проблема.
К примеру, есть много придомовых магазинов СПК, которые должны работать на стабилизацию цен. В 2016 году был даже принят проект «100 магазинов» в этом направлении. На практике все они переданы в субаренду, а на полках – 5-7 наименований из стабфонда. Поэтому нареканий в адрес социально-предпринимательской корпорации достаточно. Думаю, необходимо возобновить проект «100 магазинов», но реализовывать его под пристальным вниманием общественности.
Деятельность СПК – проблема не только нашего региона, поэтому ее приходится поднимать на заседаниях Национального курултая. Ведь даже в самом названии говорится о социальной корпорации, что обязывает ориентироваться на общество. Могу привести еще один пример. Животноводам за три года выделили 18 миллиардов тенге на удешевление кормов, но почему-то потребитель не увидел дешевого мяса на прилавках. Думаю, фермеры просто обязаны нести моральную и социальную ответственность за взятые ими обязательства по удешевлению продукции. И ни в коем случае цена на мясо не должна быть среднереспубликанской, а гораздо ниже. Потому что всего два региона выплатили своим хозяйствам субсидии на корма за счет областного бюджета. На эти деньги можно было построить десять школ или больниц.
Надеемся, что все эти проблемные вопросы найдут свое решение в ближайшем будущем.
Мы, члены Общественного совета, на заседаниях рассматриваем и обсуждаем вопросы, затрагивающие интересы жителей. Поэтому нелишне будет сказать, что орган служит мостом между властью и народом. Конечно, не все гладко в нашей работе. Бывает, доходим до жарких споров, но в таких случаях как председатель говорю: «Во главу угла мы должны ставить актюбинцев. Наши решения и рекомендации обязаны влиять на уровень качества их жизни».
Именно члены Общественного совета подняли проблему арт-спорта, когда подушевое финансирование кружков и секций не всегда оправдывало себя. При мониторинге выяснилось: поставщик услуг открыл школу балета без станков, на работу принял специалиста, который живет в Кенкияке, а зарплату начисляет в Актобе. Из-за этого приостановили финансирование, в итоге пострадал добросовестный поставщик услуг.
Подытоживая, могу сказать: мы призваны защищать интересы народа.
Записал Абат КАРАТАЕВ
Фото из архива «АВ»