Алия ТАСЫБАЕВА, заместитель руководителя департамента юстиции Актюбинской области.
История нашего народа помнит несколько степных законов, которые отражали становление эпохи.
Традиционные казахские обычаи нашли себя в «Светлом пути хана Касыма», принятом ханом Касымом в начале XVI века, а позже продолжились в начале XVII века во времена правления хана Есима, принявшего свод степных законов «Древний путь Есим хана». Значительными преобразованиями казахского права отличился период правления хана Тауке, который в конце XVII века разработал «Семь положений».
Датой рождения первого Основного Закона Казахстана является 1926 год, после образования СССР, тогда первая Конституция Казахской автономной ССР не только закрепила форму правления, государственного устройства, политический режим, структуру органов государственной власти, но и определила основные начала избирательного и бюджетного права.
Позже, в связи с преобразованием автономной республики в союзную, в 1937 году, в связи с вхождением в состав РСФСР была принята Конституция Казахской ССР, где Казахстан являлся равноправной республикой, сохраняя самостоятельную государственную власть и свои суверенные права. В Конституции 1937 года были закреплены также добровольное объединение с другими равноправными республиками в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической обороны, неизменяемость территории без согласия КазССР, формирование высших республиканских и местных органов государственной власти, контроль за исполнением законодательства, охраны государственного, общественного порядка и самое главное – прав граждан.
Преобразование экономической системы Казахстана, классовое деление на рабочих, крестьян и трудовую интеллигенцию способствовали принятию Конституции Казахской ССР 20 апреля 1978 года, где были определены национально-государственное и административно-территориальное устройство республики, компетенция высших и местных органов власти и управления, принципы избирательной системы, правовой статус народных депутатов, институты государственного плана экономического и социального развития, государственного бюджета, правосудия, арбитража, прокурорского надзора.
Совершенствование структуры государственной власти в начале 1990-х годов в Казахской ССР, а затем в Казахстане повлекло значительные поправки в Конституцию 1978 года. Изменения коснулись принятия государственной независимости страны, выбора главы государства, который осуществлял функции исполнительной и распорядительной власти, формирования законодательной власти, правового статуса граждан Казахстана, в частности гражданства.
Первая Конституция независимого Казахстана принята на сессии Верховного Совета Казахстана 28 января 1993 года, которая впитала многие правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов.
Закрепляя независимость Казахстана, Конституция 1993 года вместе с тем отразила сложность и противоречивость первых лет независимости. С одной стороны, она фиксировала юридические основы для дальнейших эволюционных процессов республики в формировании рыночной экономики и демократического государства, с другой, Конституция вызывала широкие дискуссии о полномочиях законодательной и исполнительной ветвей власти. Такая ситуация не могла способствовать стабилизации политической и социальной ситуации в стране. Более того, предметом общественной полемики стали некоторые принципиальные положения Конституции, касающиеся характера государственности, вопросов государственного языка, частной собственности на землю и гражданства.
С этой целью 30 августа 1995 года на всенародном референдуме принята действующая Конституция Республики Казахстан. Этот день является государственным праздником — Днем Конституции Республики Казахстан. Принятию Основного Закона предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением страны. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняло участие более 3 миллионов граждан. Во время обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей внесено более 1 100 поправок и дополнений.
За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в нее вносились в 1998, 2007 и 2011, 2017 годах. В 1998 году изменения коснулись сроков и полномочий Президента, депутатов Сената и Мажилиса, возрастного предела для государственного служащего, а также порядка формирования состава Мажилиса.
Более существенные поправки в Конституцию приняты в 2007 году, где укрепился статус Парламента по вопросу назначения премьер-Министра, права Ассамблеи народа Казахстана по представительству в Мажилисе и Сенате Парламента.
В феврале 2011 года в Конституцию внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов Президента страны.
В марте 2017 года в Конституцию внесены изменения, позволяющие устанавливать в пределах столицы особый правовой режим в финансовой сфере, предусмотрены основания лишения гражданства по решению суда за совершение террористических преступлений, за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан, а также дополнены требования к Президенту Республики.
Эволюция развития Основного Закона отражает политическую мысль становления эпохи государственности, независимости и суверенности Казахстана, где в основу заложены демократические начала свободы и социально-экономические интересы наших граждан.