Мировой экономический кризис, в который мы втянуты с 2007 года, заставил всех нас по-другому взглянуть на экономическую ситуацию в Казахстане. Потребовали пересмотра политика финансовых институтов, состояние промышленности и оценка роли регионов в обеспечении устойчивого развития и конкурентоспособности страны. Благодаря адекватным антикризисным мерам со стороны Правительства республики удалось сохранить определенную стабильность, сдержать уровень инфляции, создать дополнительные рабочие места. Первоочередное внимание уделяется социальным и инновационным программам, которые успешно реализуются во всех регионах страны. За неполные два года на антикризисные меры в Казахстане выделено около 18 млрд. долларов. Даже в самый кризисный 2009 год рост экономики республики составил 1,1%, а промышленности – 1,7%. В отдельных регионах зафиксированы еще более высокие темпы роста. Так, в Актюбинской области эти показатели были на уровне 4% по ВРП и 5,6% – по физическому объему промышленной продукции.
Выход из кризиса в Казахстане, раньше других стран СНГ, стали рассматривать одновременно в качестве стартовой площадки для перехода к новому этапу развития. Эта стартовая площадка определена в январском Послании Президента РК Н.А. Назарбаева «Новое десятилетие — Новый экономический подъем — Новые возможности Казахстана». В документе в качестве стратегической задачи до 2020 года определен курс на создание конкурентоспособной инновационной экономики на основе форсированного индустриально-инновационного развития страны.
Такой переход следует рассматривать в качестве главной цели развития государства на ближайшее десятилетие в соответствии со стратегией «Казахстан-2030». Она является определяющей для всех регионов страны, в которых сейчас разрабатываются программы территориального развития до 2015 года. Реализация данной цели позволит существенно повысить качество жизни казахстанского народа. Для его достижения необходимо объединить усилия всех государственных институтов, предпринимательских структур, неправительственных организаций и всех позитивных сил казахстанского общества.
В настоящее время Правительство республики определило основной круг вопросов для реализации стратегии Президента, которым нужно уделить первоочередное внимание на этапе выхода из кризиса. Как отметил премьер-министр Казахстана К. Масимов, в условиях глобальной конкуренции в посткризисный период задачей номер один является достижение роста валового национального продукта. Необходимо развитие государственного участия в стратегических отраслях. Требует пристального внимания конкурентоспособность казахстанских товаров и услуг. Роль государства в условиях глобальной экономики должна возрастать, а предпринимательство должно превратиться в приоритетную отрасль.
Актуальной и неотложной задачей в настоящее время является уточнение роли, функций и задач регионов в достижении новых стратегических целей развития страны до 2020 года. Роль региональной составляющей должна быть определена с учетом уже реализуемых стратегических задач по сохранению устойчивости, достижению конкурентоспособности национальной экономики, ее модернизации и индустриализации.
Среди этих задач одной из наиболее важных остается повышение конкурентоспособности региональных экономик. В отчете по мировой конкурентоспособности, опубликованном Всемирным экономическим форумом в 2009 году, Казахстан занял 67 место. Тем самым мы потеряли всего лишь одну позицию по сравнению с результатами предыдущего года, в то время как в других странах ситуация гораздо сложнее. Так, Украина, например, за минувший год потеряла десять позиций, перейдя с 72 на 82 место.
Как известно, Президентом РК Н.А. Назарбаевым поставлена задача вхождения Республики Казахстан в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира. Это вхождение измеряется стандартными макроэкономическими показателями, которые определены ООН. В том числе продолжительностью жизни населения, уровнем его образования, доходами на душу населения. Кроме того, данные стандарты дополняются качественными показателями, определенными Главой государства. Сюда относится наличие у каждого казахстанца собственной квартиры, собственного автомобиля, своего дела или работы.
Эти простые и доходчивые для наших граждан параметры, по нашему мнению, необходимо внести в национальный стандарт качества жизни. Структура и содержание такого стандарта определены в Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан. Данный стандарт необходимо рассматривать так же, как один из критериев экономической безопасности государства. Одновременно национальный стандарт можно использовать в качестве целевого индикатора для развития сферы материального производства на уровне страны и ее регионов (областей). В этом плане интерес представляет оценка качества жизни в городских агломерациях США. В их стандарте используется 14 блоков показателей, часть из которых может быть использована в нашем национальном стандарте. Например, такой важный показатель, как уровень безработицы или показатель уровня бедности, или участие граждан в управлении городской агломерации.
Нам представляется, что высшей мерой качества жизни населения является разумное использование полученных благ и своего свободного времени. То есть использование своей жизни для общения с родными, друзьями, товарищами по работе, а также семейное воспитание детей. Все это должно давать наслаждение жизнью, о чем говорил еще великий Абай. И, наконец, в нашем национальном стандарте в качестве отдельного раздела следует учитывать установленный ООН индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Как известно, эта всемирная организация по данному показателю оценивает уровень развития входящих в нее стран, включая и Республику Казахстан.
Задача вхождения в число наиболее конкурентоспособных стран мира потребует многоплановых усилий всего общества. Прежде всего учета в деятельности Правительства республики и областных акиматов общемировых тенденций структурной перестройки общественного производства. Необходимо также изучение и использование опыта регионального развития промышленно развитых стран.
В условиях регионализации экономики и глобализации мировых рынков товаров и услуг именно регионы выступают как самостоятельные субъекты конкуренции. В рыночных условиях регионы состязаются между собой за инвестиционные ресурсы (государственные, частные и иностранные), привлечение предприятий-налогоплательщиков, а также за все источники ресурсов и рынки сбыта. При этом регионы являются самостоятельными субъектами на национальных и международных рынках. В связи с вышеизложенным проблема обеспечения конкурентоспособности казахстанских регионов сегодня для нас является очень актуальной.
Актюбинская область относится к числу наиболее инвестиционно привлекательных регионов Казахстана. При прочих равных условиях эти регионы получают возможность увеличить приток инвестиций. Используя эту возможность, они могут повысить свою конкурентоспособность, в первую очередь привлекая инвестиции в развитие производств с высокой добавленной стоимостью. В 2009 году объем инвестиций в промышленность Актюбинской области увеличился в 1,2 раза по сравнению с 2005 годом, а в обрабатывающую отрасль – в 5,6 раза. Курс на опережающее развитие обрабатывающей промышленности региона будет продолжен так же, как и поддержание высоких темпов роста сферы услуг.
Не менее важная государственная задача связана с сокращением в стране числа депрессивных регионов. Их переход на устойчивое социально-экономическое развитие не должен осуществляться на базе концепции выравнивания за счет государственных дотаций. Этот подход был присущ командной экономике, а также экономике переходного периода. К тому же распределительный принцип дотаций из госбюджета мало стимулирует регионы для модернизации экономики. Например, по данным ученых Сибирского отделения РАН, на цели выравнивания регионов России было потрачено 750 миллиардов рублей за пять лет, но разрыв между регионами только увеличился (Д. Проскуров. Инновационный фактор региональной конкуренции. Вестник Российской академии наук. № 11, 2006,
с. 190). Примерно то же происходит и в Казахстане. Несмотря на значительные государственные дотации в депрессивные регионы, разрыв между отдельными регионами по объему ВРП на душу населения увеличился почти в два раза: с 7% в 1999 году до 13% в 2005 году. Эти тенденции сохраняются и в дальнейшем.
Дотации из государственного бюджета должны выдаваться на конкурсной основе, приобретая форму инвестиций под конкретные инвестиционные предложения. Точно так же, как свободные земельные участки различного назначения и другие объекты недвижимости, включая нерентабельные унитарные предприятия в городах и сельской местности, выставляются на торги, что практикуется в настоящее время в Актюбинской области.
За основу нового подхода можно взять концепцию региональных «локомотивов», к которым, по определению нашего Президента, относится и Актюбинская область. Базовую основу этой концепции составляют инновационно-промышленные и социально-предпринимательские кластеры и программы индустриально-инновационного развития регионов (областей). Они должны создаваться в продвинутых регионах (регионах-донорах) с последующей экспансией этих структур – в депрессивные. Здесь следует подчеркнуть, что успешному бизнесу (частному и государственно-частному) свойственны диверсификация и экспансия на рынки других регионов страны и за ее пределами. Таким образом, осуществляется рыночное «втягивание» депрессивных регионов в процесс их стабилизации. А в дальнейшем для последующего устойчивого социально-экономического развития и роста конкуренто-способности.
На наш взгляд, согласно требованиям этой концепции и должна осуществляться государственная региональная политика в современных условиях. Конечным результатом ее использования является то, что она позволяет добиться экономического подъема отсталых регионов без значительных государственных дотаций. При этом дотации должны «работать» на положительный социально-экономический результат. Если таковой есть, то эти дотации можно рассматривать как инвестиции. Если положительного результата нет, то инвестиционный риск оказался неоправданным.
Развитию инновационных направлений региональной экономики способствует работа акимата Актюбинской области по ее кластеризации. Наращивает мощности созданный кластер строительных материалов. С привлечением денежных средств «Банка развития Казахстана» и «Инвестиционного фонда» завершено строительство завода ячеистого бетона мощностью 180 тысяч кубометров в год. С учетом рекомендаций республиканского Центра маркетингово-аналитических исследований осуществляется создание кластера транспортно-логистических услуг. В текущем году в г.Актобе завершено строительство самого крупного в Западном Казахстане транспортно-логистического центра.
Создание и развитие инновационно-промышленных, строительных, сельскохозяйственных и социально-предпринимательских кластеров позволяют продвинутым регионам–«локомотивам» обеспечивать конкурентные преимущества на внешних рынках. Участники кластеров связаны между собой по отраслевому, межотраслевому и технологическому признакам. Региональные кластеры включают компании и организации инфраструктуры, сконцентрированные на одной территории. Они конкурируют друг с другом, но вместе с тем ведут совместную деятельность, дополняют друг друга в инновационном процессе. Инициаторами создания кластеров для реализации стратегических приоритетов, определенных в среднесрочных планах социально-экономического развития регионов (областей), выступают региональные власти в лице областных маслихатов.
По мнению М. Портера, основателя теории кластеров, самые важные конкурентные преимущества в современной глобальной экономике во многом обуславливаются местоположением кластера (М. Портер, 2002). Формирование и развитие региональных кластеров оцениваются как важное конкурентное преимущество современной экономики, обеспечивающее реальный синергетический эффект, как основу регионализма в глобальной экономике.
Для дальнейшего повышения конкурентоспособности регионального бизнеса реорганизованы прежние межрегиональные структуры СПК. Теперь СПК «Батыс» стала региональной холдинговой компанией. Она подконтрольна областному акимату и осуществляет свою деятельность в соответствии с планами развития территории.
В агропромышленном комплексе Актюбинской области осуществляется процесс создания сельских потребительских кооперативов по закупке, хранению, переработке и реализации продукции. Большое внимание уделяется также развитию сети сельских кредитных товариществ и микрокредитных организаций. Стратегической задачей является создание средних и крупных сельскохозяйственных производств как основы производства дешевой конкурентоспособной и качественной сельскохозяйственной продукции.
В области проводится работа по созданию благоприятных условий для развития малого бизнеса. Если в 2005 году на эти цели из всех источников было направлено финансовых ресурсов на сумму 1,8 миллиарда тенге, то в 2009 году уже 77 миллиардов тенге. Сегодня в каждом районе созданы микрокредитные организации, что способствует развитию малого бизнеса в различных отраслях экономики региона. Все эти меры позволили достичь увеличения объема произведенной массы предпринимательской продукции с 50 миллиардов тонн до 152 миллиардов, т.е. в 3 раза.
Мировой опыт показывает, что проблема обострения конкуренции наблюдается в странах, где субъектами государственного управления выступают регионы. Каждому из них присущи свои социально-культурные и природно-экологические особенности. У регионов различная степень финансово-хозяйственной самостоятельности. Значительная дифференциация наблюдается и в уровнях социально-экономического развития регионов. Таким образом, становясь базой для формирования социально-предпринимательских и инновационно-промышленных кластеров, регионы обеспечивают возможности инновационного развития всей национальной экономики и качества жизни населения. Это предопределяет необходимость формирования такой национальной инновационной системы, которая изначально опирается на региональные возможности инновационного развития.
Такие возможности могут быть выявлены в процессе разработки региональных стратегий индустриально-инновационного развития. Эти стратегии должны предусматривать тесную интеграцию образования, науки и производства. Причем ведущим звеном выступает вузовская, академическая и отраслевая наука. Именно она является источником новых знаний. Эти знания являются базовой основой для производства инноваций и их трансфера в производство и в сферу услуг. Внедрение в научно-инновационную деятельность информационных технологий ускоряет инновационный процесс. Достигается это за счет сокращения и удешевления обработки потоков информации, то есть ускорения разработки нововведений. Сложность возникает с оформлением права интеллектуальной собственности и разработкой экономических механизмов стимулирования научно-инновационной деятельности.
По нашему мнению, финансирование региональных инновационно-промышленных программ должно осуществляться на основе государственно-частного партнерства. Оно может быть осуществлено в форме различных контрактов между государственными органами власти и частными корпоративными структурами – субъектами хозяйствования. В инновационной сфере (а это в первую очередь предложенные нами инновационные проекты, требующие привлечения инновационного потенциала вузов, отраслевых и академической наук) стимулирующую роль должен играть венчурный капитал. Именно он, как свидетельствует мировой опыт, выступает индикатором наиболее перспективных, прорывных направлений развития науки и технологий. В этой связи следует активизировать сотрудничество Правительства республики и областных маслихатов с венчурными инвесторами. Для этого следует использовать опыт промышленно развитых стран, в которых наиболее часто используются следующие модели:
1. Модель «фонда фондов» — государство формирует национальный венчурный фонд, средства которого распределяются впоследствии по регионам, где в деятельность региональных фондов привлекаются средства частных инвесторов. Такая модель получила распространение во многих странах с сильным государственным регулированием экономики, наиболее успешным здесь считается опыт Израиля, где «фонд фондов» –Yozma — был создан после тщательного анализа опыта других стран, поэтапно, в течение длительного периода времени.
2. Модель «пилотного региона» — в странах с депрессивными регионами. В данном случае возможны две стратегии:
— венчурный фонд с участием государственного капитала (и инвестиций из бюджета региона) создается в наиболее экономически развитом регионе страны (пример: Каталония в Испании, Пьемонт и Ломбардия в Италии). Впоследствии происходит экспансия венчурного капитала в другие регионы, таким образом, действует «рыночное вытягивание» депрессивных регионов за счет капитала из развитых регионов;
— венчурный фонд с участием государственного капитала (и система гарантий для венчурных инвесторов) создается в депрессивном регионе (пример: Тулуза во Франции, Сардиния в Италии), где на основе венчурного капитала формируются высокотехнологичные инновационные кластеры. Таким образом, действует «рыночное подталкивание» депрессивного региона на основе венчурного капитала. Достаточно часто используются обе стратегии одновременно.
3. Модель «региональных венчурных компаний» – в странах с опорой на предпринимательство. Наиболее яркий пример — инвестиционные компании малого бизнеса в США. Они создаются с участием государственного капитала (финансирование из бюджета штатов), но привлекают частные инвестиции и управляются независимыми профессиональными управляющими.
В рамках стратегических программ территориального развития необходимо предусмотреть раздел «становления и развития региональной инновационной системы». Он должен быть увязан с другими разделами. Технология формирования инновационного раздела производится аналогично разработке плана социально-экономического развития региона и характеризуется такой же структурой. Она включает анализ стартовых условий по оценке инновационного потенциала и исходных предпосылок становления и развития региональной инновационной системы. Она также включает разработку экономических механизмов стимулирования научно-инновационной деятельности; целевых инновационных программ различного назначения и более эффективных механизмов трансфера наукоемких инновационных технологий.
Действующая в стране система государственного планирования, социально-экономического развития страны и ее регионов базируется на положениях Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы. Она предусматривает многоуровневую разработку кратко-, средне- и долгосрочных планов перехода страны к устойчивому развитию. В том числе в разрезах регионов, отраслей и в целом по республике. В ней также определена система индикаторов устойчивого развития, в том числе: интегральных, организационных, экономических, энергетических, социальных, экологических, региональных. Очевидно, что в действующую систему государственного планирования должен встраиваться еще один вид плановых разработок и совокупность индикаторов устойчивого развития. Это существенно повысит трудоемкость плановых разработок на местах и потребует увеличения численности аппарата областных маслихатов.
В качестве альтернативного варианта предлагается разработка и внедрение информационной системы плановых расчетов, включая автоматизацию аналитических процедур для принятия плановых решений. Нам представляется, что в наших условиях может быть реализована и другая модель государственного планирования. Эта модель включает стратегию устойчивого развития в качестве самостоятельного раздела действующей системы планирования социально-экономического развития. Большинство показателей этих планов уже «работают» на устойчивое развитие регионов.
Естественно, включение в систему государственного планирования самостоятельного плана устойчивого развития страны и ее регионов потребует изменения действующего Закона Республики Казахстан «О стратегическом планировании». О реформе системы стратегического планирования говорилось давно и много, особенно это злободневно для региональных структур. Разночтение видов планирования не позволяет реализовывать такой важный принцип планирования, как вертикальная и горизонтальная совместимость плановых разработок. Кроме того, по названным причинам нарушается принцип демократичности и прозрачности плановой работы областных маслихатов.
По нашему мнению, основная задача плана в рыночных отношениях — это консолидация экономических и социальных связей между властью, населением и бизнесом. Поэтому государственное планирование на республиканском и региональном уровнях должно рассматриваться не только с хозяйственной, но, в первую очередь, с социально-политической точки зрения.
В завершение следует подчеркнуть, что планомерность и ее различные формы проявления (стратегическое, среднесрочное, текущее планирование, прогнозирование, бизнес-планирование) есть объективная необходимость. Она не зависит от формы собственности и форм управления. Она необходима и в домашнем хозяйстве, и на предприятии, в регионах и на национальном уровне. Как известно, именно стратегическое планирование национальной экономики позволило Японии, Сингапуру, Тайваню и другим тихоокеанским странам достичь значительного прогресса и высоких темпов экономического роста в конце прошлого века.
Начало ХХI столетия выводит на исходные рубежи новые страны и государства. Реализация их стратегических инициатив и достижение их конкурентоспособности возможны только за счет усиления внутрирегиональных составляющих национальных экономик. Примеры такого подхода сегодня в полном объеме представлены в посткризисной экономике Республики Казахстан.
Аким Актюбинской области, доктор экономических наук
Елеусин Сагиндиков