Растет интерес представителей различных слоев населения Казахстана к духовной, в том числе к религиозной составляющей жизнедеятельности.
В 2011 году вступил в силу Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», в котором мы впервые признали историческую роль религий – ислама ханафитского мазхаба и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа.
К сожалению, с возрастанием роли религии обнажились и некоторые отрицательные аспекты религиозной жизни части населения. Так, изучение проблемы показывает, что в стране увеличилось число граждан, противопоставляющих себя сложившимся устоям и в целом государству; участились случаи отказа некоторых верующих исполнять конституционный, гражданский долг перед обществом.
Не секрет, что отдельные субъекты пытаются политизировать религию, что запрещено Конституцией и законами республики. Имеет место проникновение в страну чуждой, имеющей явный или скрытый деструктивный потенциал, религиозной идеологии. На этом фоне, по существу, более опасными становятся проявления со стороны некоторой части верующего населения крайней формы агрессии и радикализма, обусловленных категорическим неприятием устоявшейся системы общественных отношений.
Известными формами радикализма являются религиозный экстремизм и терроризм. Казахстан не стал исключением в мировой тенденции увеличения таких преступлений, что отмечается правоохранительными органами.
Идеологи экстремизма и терроризма как раз-таки, используя религию и вооружившись специфичными средствами религиозной риторики, сумели оказать деструктивное влияние на умы определенных слоев населения. В этом смысле молодежная среда как особая группа общества, отличающаяся наибольшей социальной активностью и неустанными поисками смысложизненных основ своего существования, с присущей только ей особой восприимчивостью к идеологическому влиянию, стала удобной мишенью для деструктивной религиозной пропаганды. Ищущие и пытливые в силу возрастных особенностей молодые люди все чаще стали попадаться в хитро устроенные идеологические сети преступных элементов, в том числе со стороны иностранных и международных субъектов.
Хотелось бы отметить, что сегодня удельный вес молодежи в Казахстане в возрасте от 14 до 29 лет составляет 27,8 процента (более 4,5 миллиона человек) от общей численности населения.
Именно на молодой возраст приходятся основные социальные и демографические жизненные циклы человека: получение образования и знаний, выбор профессии и социализация в обществе, формирование основного круга общения, духовных принципов и ориентиров.
На этих этапах социального и гражданского взросления молодежь является наиболее уязвимой на предмет чуждого влияния. Особенно молодые люди являются беззащитными перед навязчивыми идеологическими атаками со стороны субъектов религиозного экстремизма и терроризма. Как правило, в борьбе за справедливость и добро молодые люди идут на очевидные крайности. Так, например, нас не может не волновать то обстоятельство, что такие экстремистские и террористические организации, как «Хизб-ут-Тахрир», «Джамагат моджахедов Центральной Азии», «Джунд аль-Халифат», «Таблиги джамагат» в основном состоят из молодежи.
Останавливаясь отдельно на угрозах, которые несет с собой группировка «Джунд аль-Халифат», следует особо подчеркнуть правильность и своевременность избранного нами пути, направленного на бескомпромиссное пресечение всякого рода проявлений радикализма.
Как известно, во все исторические времена молодежь характеризовалась как самая мобильная, обучаемая и склонная к инновациям и реформам часть населения. Сегодня нет необходимости убеждать или доказывать кому-то, что только образованная, современно мыслящая, интеллектуально развитая и профессионально подготовленная молодежь может стать важнейшим условием и залогом качественного, динамичного и инновационного развития, может обеспечить достойное будущее нашей страны.
Наряду с этим все институты гражданского общества, причастные к воспитанию подрастающего поколения, должны понимать возрастающую ответственность за наше будущее. В первую очередь, это, конечно же, родители и близкие родственники, и это логично, поскольку воспитательный процесс начинается с момента рождения человека.
Основа мировоззрения, отношение формирующегося человека к реальности закладываются в пору детства, отрочества и юношества. Мощный воспитательный эффект для казахской молодежи традиционно и неоспоримо имели наставления, линия поведения и мудрость представителей старшего поколения – дедов, бабушек, отцов и матерей. Поэтому надо всячески поддерживать институты семейного воспитания.
Безусловно, важным является воспитательный процесс в образовательной сфере – в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях. Как известно, в нашей стране среднее образование – обязательное, высшее — в большей части поддерживается государством. При этом система образования строится на светских принципах и направлена на формирование всесторонне и гармонично развитого члена общества.
Заметную роль в духовно-нравственном воспитании молодежи играют имамы, священники и в целом духовные авторитеты. Однако сегодня образовательный, интеллектуальный, а иногда и культурный уровень самого мусульманского духовенства не совсем соответствует велениям времени и потребностям молодежи. Косность, ограниченность в суждениях и поведение имамов зачастую противопоставляются современному, динамично развивающемуся миру и практически отторгается молодежью. Молодежь, ищущая в религии ответы на животрепещущие вопросы, не всегда находит их в мечетях, у священнослужителей. Не секрет, что порой молодой человек, переступивший порог мечети, встречается там с корыстолюбием, высокомерием некоторых представителей духовенства. И тогда, естественно, молодежь может легко попасть в руки идеологов религиозного экстремизма, что и происходило буквально в недавнем прошлом. Поэтому твердо убежден в том, что мусульманское духовенство, воспитывая молодежь в духе высоких нравственных идеалов, само должно соответствовать этим высоким ценностям, для чего ему необходимо постоянно самосовершенствоваться. Хотел бы сказать, что в этом направлении мы совместно с Духовным управлением мусульман Казахстана прорабатываем возможные оптимальные пути повышения квалификации имамов и в целом совершенствования религиозной деятельности мусульманского духовенства.
Стихийный процесс выезда молодых людей за получением теологического образования за рубеж постепенно берется под контроль государства и ДУМК. Это обусловлено тем, что некоторые выпускники духовных учебных заведений ряда мусульманских стран по возвращении на родину начинают проповедовать культуру, не соответствующую традиционным духовным ценностям, основанную на учении ханбалитского мазхаба в исламе. В свою очередь это вносит смуту среди верующих, поскольку идет в противоречие с вековыми духовными традициями казахского народа, тем самым наносится ощутимый вред общественной и духовной безопасности.
Поэтому мы должны развивать собственную систему духовного образования. Сейчас в стране мусульманское образование дают Казахстанско-египетский исламский университет «Нур» в Алматы, Институт повышения квалификации ДУМК и 9 медресе.
По сути, духовные учебные заведения должны быть современными, удовлетворяющими наши потребности в формировании грамотного, всесторонне развитого корпуса исламских теологов. Они должны содействовать созданию нового имиджа ислама как «интеллектуального ислама», аккумулирующего в себе научные и религиоведческие знания, формирующего его облик привлекательным и притягательным, ясным и доступным для понимания и восприятия подростков и молодежи. Особенно это актуально на фоне пока что не снижающейся активности радикальных элементов, пытающихся втянуть наших отдельных сограждан в средневековое мракобесие и фундаментализм.
В то же время государство должно принять действенные меры по выявлению и пресечению деятельности экстремистских организаций и их идеологов. Необходимо одновременно проводить широкую информационно-пропагандистскую работу, развивать диалог между представителями различных религий. Для достижения качества и эффективности духовно-нравственного просвещения и воспитания следует активнее пропагандировать духовные ценности и традиции казахского народа, героические образы, достойные для подражания современной молодежи.
Нас радует, что основная часть нашей молодежи получила и получает правильное воспитание; она патриотична и духовна, физически и психологически сильна и здорова. В стране создаются все условия для реализации пытливой, романтичной натуры молодежи, а также решения ее социальных проблем. Наша молодежь весьма прогрессивна, она овладела всеми современными технологическими средствами, не уступает в интеллектуальных возможностях молодежи любой другой страны мира.
Пользуясь случаем, призываю молодежь быть предельно внимательной и осторожной в выборе духовных наставников. Не принимайте слепо призывы лжепроповедников, взвешенно и рационально обдумывайте каждые свои действия и шаги, преломляйте их через призму законности и установленных в обществе норм поведения и морали.
Президент Н.А. Назарбаев в своем Послании «Стратегия «Казахстан -2050» отметил, что «…в вопросах религии необходимы вдумчивый подход и крайняя осторожность. Мы должны свято придерживаться принципа свободы совести, традиций толерантности и веротерпимости». Кроме того, Лидер нации особо подчеркнул в Послании, что «…светский характер нашего государства – это важное условие успешного развития Казахстана. Это должны четко понимать нынешние и будущие казахстанские политики, все казахстанцы».
Мы должны бережно передавать эти мудрые наставления Первого Президента независимого Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева подрастающему поколению, нашим потомкам. Ибо эти постулаты, став главной парадигмой общенационального мышления и организующей силой эффективного государственного развития Казахстана, придают нам уверенность в будущем страны, в будущем нашего трудолюбивого казахстанского народа.
Кайрат Лама Шариф,
председатель Агентства РК
по делам религий