Великий Шелковый путь, немалый отрезок которого пролегал через казахскую степь, был не только инструментом международной торговли, но и фактором проникновения в степь различных стилей и направлений моды, новых ремесел и, конечно же, ювелирного искусства. Декоративно-прикладное искусство, национальные традиции, орнаментальный мотив, ювелирное дело, которое сейчас, как и во всем Казахстане, возрождается и бережно хранится в Актюбинской области — не исключение.
Утраченное
мастерство
Выполненные талантливой и умелой рукой вещи всегда высоко ценились и тщательно оберегались кочевниками Степи. Можно указать на многочисленные примеры памятников искусства казахских народных мастеров и умельцев.
Эти памятники представляют собой орудия труда и охоты из особо прочной стали, отчасти инкрустированные золотом, серебром и бронзой. Предметы быта различного назначения, причем не только практического, удовлетворяли эстетические потребности и воспитывали в человеке художественный вкус.
Прерванное на десятилетия и, казалось, утраченное навсегда исскуство народных мастеров сейчас возрождается благодаря отдельным энтузиастам, редким мастерам, в роду которых из поколения в поколение передавались секреты мастерства.
Сейчас традиции народных степных ремесел, в том числе ювелирное мастерство (зергерство), тщательно изучаются учеными, ювелирами не только Казахстана, но и всего мира. Существует достаточно много литературы, посвященной народным ремеслам, ювелирному делу древних времен.
И, основываясь на исследованиях известных ученых-археологов и авторов таких монументальных трудов, как книга «Серебряный путь казахских мастеров» под авторством Шайзады Тохтабаевой, можно утверждать, что зергерство берет свое начало из далекой древности и превратилось в отдельную профессию.
В особом почете в народе были бесік (колыбель), шаңырақ (навершие юрты), ер тоқым (седло), қамшы (кнут). Все эти предметы ценились кочевыми народами и украшались серебром.
Символы
возрожденного
искусства
Особенно популярными в давние времена и сейчас были украшения, колье, амулетницы, браслеты, кольца, перстни, пояса, застежки, пуговицы, а также мужские пояса, бляхи, седла с украшениями из серебра и позолоты.
Народные мастера по изготовлению серебряных украшений обладали различными методами зергерства, и в каждом регионе были свои технологии их изготовления. Чернение серебра зергеры знали издревле, в частности, этот метод широко использовался в западных, северо-восточных и центральных частях современного Казахстана.
Казахские зергеры также широко применяли метод инкрустирования драгоценными камнями и вставки различных стекол в серебряные изделия.
В настоящее время, несмотря на то, что секреты мастерства большей частью утеряны, зергерство возрождается.
Болат Атраубаев — один из тех мастеров, который возрождает секреты мастерства, старается собрать и сохранить то немногое, что осталось от мастеров прошлого.
— Испокон веков, не считая золотой сакский период, металлом кочевых жителей степи считалось серебро, — объясняет зергер. – И в этом есть своя логика. Дело в том, что золото считалось в степи предметом кровавых разборок, было связано с алчностью и жадностью. Степные жители инстинктивно отторгали его, больше уделяя внимания серебряным изделиям.
Наибольший расцвет казахское зергерство получило в XVIII-XIX веках, и это был расцвет казахского ювелирного искусства. Но в известный исторический период мы чуть не потеряли все свои знания и опыт.
Многое, к сожалению, утеряно навсегда. К примеру, такое направление искусства, как қазақ пышағы. Многие, наверное, удивятся, услышав, что всего столетие назад наша степь славилась мастерами, изготавливающими ножи, которые носил на поясе каждый степной житель. По качеству эти ножи намного превосходили булатную сталь. И это не преувеличение. Не зря в исторических произведениях говорилось, что ударом такого ножа можно было с легкостью расколоть камень.
Самым дорогим украшением, как рассказал далее зергер Болат, считался жырга для саукеле. Внешняя сторона головного убора невесты заворачивалась в красный бархат и сшивалась золотыми нитями. Саукеле изготавливалось по заказу отца невесты. Саукеле с жемчугом, драгоценными металлами считалось самым дорогим подарком.
Мастерами широко использовались такие методы, как алтындау и алтын жалату (нанесение золотом). До сих пор в народе встречаются изделия, сделанные по такому старинному традиционному методу.
Изделия по величине и способу изготовления сильно отличались в разных регионах. Например, в восточных и южных регионах браслеты имели кольцевидную или четырехлинейную форму, а в северных и центральных частях — овальную, литые браслеты распространены в южной части, в западной и юго-восточной части широко использовались массивные браслеты, позолоченные и инкрустированные драгоценными камнями. Все это свидетельствует о том, что в разных регионах имелись различные школы мастерства.
Кольца для женщин в основном изготавливались из серебра. В серебряные украшения всегда вставляли драгоценные, полудрагоценные камни и цветные стекла, также насаждали глазки, насадки в виде отау (очаг, дом), құс тұмсық (птичий клюв).
В начале и в середине ХХ века известными зергерами Актюбинского края были открыты мастерские, где обучали учеников тонкому ювелирному делу. Творения таких известных мастеров, как Баймаганбет Оразымбетов, Курманалы Наурызбайулы, Якуда Жолмырза, К. Орынбаев, хранятся в областном историко-краеведческом музее, а также в частных коллекциях Шалкарского, Байганинского и Темирского районов.
Украшения
со смыслом
Член Союза художников РК Болат Атраубаев не только изготавливает традиционные казахские украшения из серебра, но и выезжает в дальние уголки региона, чтобы приобрести чудом сохранившиеся в семьях серебряные украшения прошлого и позапрошлого веков.
— В ювелирном деле широкой популярностью и спросом пользуется очень массивный и красивый перстень құдағи-жүзік (перстень сватьи), — продолжает рассказ о символических знаках серебряных изделий мастер. — Кольцо надевается на два пальца. Имеет закругленную форму. В серебряную основу вставляются драгоценные камни, цветные стекла. Надетый на два пальца перстень иногда прикрывал четыре пальца полностью. Серьги тоже изготавливались по различным технологиям, их носили девушки и женщины молодого возраста.
До Октябрьской революции женщины-казашки носили платки — жаулық или одевали кимешек (традиционный головной убор женщин). Кимешек полностью закрывал уши женщины, поэтому иногда надобности в серьгах не было.
Серьги, в зависимости от формы, назывались айшықты сырға (луновидная серьга), ай сырға (луна — серьга), тұмарша сырға (серьга — оберег), қаралы сырға (черненая серьга), қоңырау сырға (серьга — колокольчик), күмбезді сырға (куполовидная серьга), сая сырға и т. д.
Многие украшения несли в себе определенные функции и смысл. К примеру, тұмарша (оберег) считается нагрудным украшением. Мастера придавали им формы угла или трубочки из серебра, носили украшение на серебряной цепочке. Внутри трубочки была пустота, в нее обычно складывали дұға (молитву).
Конечно, это связано с религиозным и философским мировоззрением народа. Тұмарша считали оберегом, верили в его силу против сглаза и несчастья. Поэтому люди, веря в силу оберега, изготавливали эти украшения из серебра и золота.
Было множество украшений из серебра для женской одежды. Среди них особо значимые: қапсырма (застежки), тана, түйме, (пуговицы).
Казахи издревле изготавливали нити из меди, золота, серебра. Назывались они — зер, и поэтому в обиходе появились слова зерлі тон, зерлі шапан, зерлі кимешек, а само слово «зер» в дословном переводе означает «ценность», «воля», «честь».
Стоит отметить, что в нашей области проводятся ежегодные выставки изделий декоративно-прикладного искусства, уже ставшие традиционными. Сюда съезжаются мастера-прикладники из различных регионов области и республики. С каждым годом спрос на ювелирные изделия, и особенно традиционные казахские серебряные украшения, несущие в себе глубокий смысл, увеличивается. И это, как считает ювелир, не столько любовь к драгоценным металлам и украшениям, сколько интерес к собственной истории, корням, народным традициям и культуре.
— Необходимо отметить, что декоративно-прикладное искусство — это прежде всего народное искусство, которое помогает увидеть некоторые вещи по-новому, понять красоту окружающего мира, — заключает рассказ мастер-ювелир. — Изделия народных мастеров отличаются глубоким чувством материала, органическим единством утилитарности вещи с ее декором, национальным колоритом. Таким образом, более значимыми становятся связи, проложенные еще тысячи лет назад по Великому Шелковому пути. Пути, которые объединяют культуры, искусство и художественное производство.
Санат РАШ