Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Войлок как философия

Мастерица из Кандыагаша Асель Хайрула собирается выпустить свой брэнд модной одежды из войлока, в том числе и летней.

Главным направлением своего творчества выпускница Алматинского технологического университета давно уже выбрала войлоковаляние. Древнему ремеслу училась у известных в Казахстане мастеров. При этом Асель признается, что настоящее умение приходит только во время долгой  самостоятельной практики.
— Так получилось, что в качестве дипломного проекта мне предложили шить не традиционную одежду, а свалять что-нибудь из нашей обычной казахстанской  овечьей шерсти. Это была обработанная чистая шерсть. Я должна была ее сама покрасить вручную и свалять  бесшовную одежду. С этого все и началось. В 2010 году я сваляла свое первое войлочное болеро, — вспоминает мастер.
Асель считает, что интерес к дизайну одежды у нее возник не случайно, а, можно сказать, передался по наследству. Ее мама, швея с тридцатипятилетним стажем, ныне преподавательница предмета технологии в общеобразовательной школе.
— Когда была школьницей, параллельно училась дистанционно в ЕШКО по курсу «Дизайн одежды» и запомнила один урок, где черным по белому было написано, что fashion-индустрию сейчас удивить сложно, так как именитыми кутюрье уже придумано и сшито много чего. Остается одно: придумывать и создавать новые ткани, используя продвинутые технологии.  В общем, у меня не оставалось вопроса при выборе направления творчества. Конечно, это был только войлок! — говорит она.
Дизайнер  делает акцент на том, что является приверженцем натуральных тканей, даже несмотря на тенденции в мировой моде.
— Я не согласна с мнением парижских дизайнеров текстиля, что «натуральные ткани — это прошлое моды, и на смену 100-процентной шерсти или шелку скоро придут синтетические материалы». Современная мода, как бы эксклюзивна ни была, все равно делает человека очень стандартным. А надо бежать от урбанизма, быть ближе к корням.  Ведь у нас в жизни  так мало солнца, радости и простоты, — считает она.
По мнению дизайнера, одежда с конвейера имеет плохую энергетику, а сделанная штучно, напротив,  имеет множество преимуществ.
—  Когда люди покупают футболку, которую делали миллионными тиражами, в ужасных условиях в том же Китае или Индии, где рабочие  получают два или полтора доллара в день, то, на мой взгляд, это не очень хорошо. Такие вещи  не изготавливаются с душой, а делаются только ради того, чтобы заработать на хлеб. К тому же используемые при этом  красители вызывают множество заболеваний. Есть мнение, что они вызывают даже рак. Думаю, что лучше купить качественную и экологически чистую вещь и носить ее годами, чем каждый день менять футболки и непонятно как себя чувствовать, — говорит она.
Сейчас Асель занята изготовлением собственного брэнда одежды из войлока  с использованием технологии нуновойлока. Это сочетание  тонкого  натурального шелка и шерсти. Технологию можно использовать для изготовления повседневной одежды. В данный момент мастер разрабатывает дизайн такой одежды.
— Я пытаюсь сделать такую одежду модной. Идея находит отклик у людей. Им нравится, они хотят ее приобрести. Сейчас пытаюсь найти баланс, чтобы изделие не состояло только из войлока, так сказать, для более люксового  контингента, — говорит она.
В противовес сложившемуся мнению, что изделия из войлока — это в основном верхняя одежда, дизайнер  изготавливает из такого сырья платья, и даже шьет летнюю одежду. Это эксклюзивные модели ее нового брэнда.
—  Войлок не ограничивает тебя ни в чем, имеет свойство изумительной пластичности, позволяет открывать для человека, работающего в этой нише, все грани восприятия красоты. Особенность работы с войлоком — неповторимость.
Истинный мастер, который работает в этом ремесле, подобен цветку, который распускается, расцветает, благоухает, дарит положительные, теплые эмоции. Ведь сколько в мире разных цветов, они неповторимы, и каждый из них красив по-своему.  Поэтому войлок для меня не хобби, а философия, — говорит она.

Справка

[box type=»shadow» align=»aligncenter» width=»200″ ] Изготовление изделий из войлока является древним исконным ремеслом казахов. Войлоком покрывали юрту, застилали ею пол, укрепляли стены. Из него делали абдіреқап — чехлы для сундуков, аяқ қап — настенные сумы для посуды, кебенек — войлочные плащи, қалпақ — войлочные шляпы, байпаќ — валенки, жабу — попоны, терлiк, тоқым — подстилки, тебеңгi — боковые потники для седла и многое другое. Основная же масса войлочных предметов использовалась во внутреннем убранстве юрты. Эти предметы являются образцами декоративно-прикладного искусства казахов. Для изготовления одежды из войлока применялась в основном белая шерсть, которую тщательно очищали и взбивали палками — сабау. Затем из нее валяли тонкий войлок.[/box]

Предметы декоративно-прикладного искусства казахов, изготовленные из войлока:
киіз — гладкий войлок из белой или серой шерсти, используемый для покрытия юрты и хозяйственных нужд;
текемет — постилочная кошма, которой застилали пол юрты;
сырмақ — постилочный ковер, изготавливаемый путем нашивания на основу двух разноцветных одинаковых рисунков, вырезанных из тонкого войлока;
сырдақ — постилочный ковер, вышитый по войлоку разноцветными шерстяными нитями;
түскиіз — настенный войлочный ковер, при изготовлении которого используется аппликация по войлоку бархатом.

Алина СУЛЕЙМЕНОВА

Колонка "Взгляд"