Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Сила музыки (Видео)

Румынский народный танец «Жаворонок» звучит в исполнении оркестра имени А. Жубанова и дуэта кобызистки Кенжегуль Мусаевой (Нур-Султан) и домбриста Мейирбека Маденова (Актобе)|Фото Хайредена Раушанова

Концертами «Аяулы мекенiм» и «Мәңгілік елдің мұрасы» в минувшие выходные открылся 75-й концертный сезон филармонии имени Г. Жубановой.

Разговор о главном
Начать юбилейный сезон в этом учреждении культуры решено несколько необычно, и открыл его самый большой творческий коллектив — оркестр народных инструментов имени А. Жубанова.
— С каждым коллективом в его первом концерте 75-го сезона участвует кто-то из звезд республиканского или мирового уровня, — делится новой идеей директор филармонии, отличник культуры РК Елубай Кенжалиев. — Так мы повышаем исполнительский уровень наших музыкантов и делаем разнообразной программу с целью наполнения зала. Более того, наши коллективы в стране любят, и сегодня по Кызылординской области гастролирует любимец публики театр сатиры «Екi езу».
Первый концерт сезона худрук оркестра имени А. Жубанова, заслуженный деятель РК Даурен Глымов назвал историческим, потому что прежде коллектив был лишь участником концерта:
— Сегодня мы выступаем с сольной программой и с удивительными гостьями из Алматы и Нур-Султана. С учетом безграничных исполнительских возможностей оркестра народных инструментов и профессионального уровня наших музыкантов в течение сезона актюбинцы услышат стилистически разнообразную музыку и даже концертную версию оперы Мукана Тулебаева «Биржан и Сара». Также мы помним о юбилее Абая в следующем году, и дата обязательно отразится в репертуаре оркестра. И раз уж говорим о профессионализме, то замечу, что заслуженных деятелей в филармонии больше всего в оркестре имени А. Жубанова, а значит, я буду поднимать вопрос о присвоении коллективу статуса академического.
Сегодня, когда артистов из Актобе знают на мировых подмостках, когда казахская музыкальная культура завоевывает сердца слушателей разных стран, трудно было удержаться от такого вопроса и директору филармонии имени Г. Жубановой:
— Есть ли в планах присвоение звания академического отдельному творческому коллективу или филармонии в целом?
— Я вижу целесообразным добиваться звания академического всему учреждению — заслуги Актюбинской филармонии в деле популяризации и развития музыкальной академической культуры оспорить трудно, плюс пропаганда казахстанской культуры на мировом уровне сегодня. Возьмем, к примеру, Димаша, трудовой путь которого начался здесь. У нас более 30 лет проработал заслуженный артист РК Хайдар Утегалиев, прежде трудившийся в столичном учреждении культуры. Добавим, что в первые годы филармония была подотчетна Казфилармонии имени Джамбула, а коллективы входили в состав национального оркестра народных инструментов, Казахстанской капеллы, ансамбля казахского танца и концертно-эстрадных бригад.
Первым директором филармонии был Галым Койшибаев, только вернувшийся с войны. Следующими — Рустем Гереев и Турдыбек Оспанов. В первые годы к нам приезжали работать артисты, уже имеющие серьезные регалии и звания. А Турдыбеку Оспанову звание заслуженного артиста КазССР дали в годы его работы в Актюбинске, но за партию Абая в опере А. Жубанова и Л. Хамиди «Абай» в ГАТОБ.
Рассказывая о творческих коллективах, Елубай Кенжалиев напомнил, что только в нынешнем году Казахский камерный хор завоевал Гран-при двух международных фестивалей — в июне в Одессе («Южная Пальмира») и в августе в Москве («Друзья в Москве»). В начале ноября коллектив ждут в Саратове с отдельным концертом. Оркестр имени А. Жубанова гастролировал летом в Бельгии и Люксембурге. Свежей фишкой камерного оркестра стала программа памяти Виктора Цоя «Звезда по имени Солнце», с восторгом принятая актюбинской публикой, а теперь уже уральцы и костанайцы просят повторить ее на их сцене.
— Программу мы повезем также в Шымкент, Атырау, Актау, — продолжает собеседник. — Несмотря на популярность наших коллективов в республике, в приоритете все-таки актюбинская публика, у которой должен выработаться рефлекс к посещению филармонических концертов. В течение сезона студенты вузов и учащиеся ссузов могут бесплатно посещать все наши концерты — стоит лишь предъявить студенческий билет.

Гости юбилея
Заслуженный деятель РК Гульзат Даурбаева является ведущей солисткой ГАТОБ имени Абая, сотрудничает с Татарским театром оперы и балета имени М. Джалиля, тремя театрами Турции. От мэтров казахской традиционной музыки Нургисы Тлендиева и Шамгона Кажгалиева, с которыми гостья работала еще в студенчестве, Гульзат Бейсеновна узнала, что поет она согласно канонам казахского традиционного вокала:
— В традициях Бибигуль Ахметовны Тулегеновой. Я действительно люблю народные песни и исполняю их не в академической, а в фольклорной манере. Именно поэтому люблю петь с оркестрами народных инструментов.
Своим крестным отцом в театре оперы и балета имени Абая Гульзат Бейсеновна считает заслуженного артиста РФ, народного артиста Татарстана и Казахстана Рената Салаватова, а любимыми партиями — Флории Тоска и Чио-Чио-Сан («Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини). К слову сказать, на концерте «Аяулы мекенiм» партию Чио-Чио-Сан в сопровождении оркестра народных инструментов Гульзат Даурбаева исполнила впервые.
Преподаватель КазНУИ Кенжегуль Мусаева — выпускница школы-интерната для одаренных детей имени А. Жубанова и ученица Турехана Карибаева. В 6 классе она побеждала в различных конкурсах, в 9-м уже играла с оркестром «Отырар сазы» под управлением Нургисы Тлендиева, в 10-м — с Государственным симфоническим оркестром под управлением Каната Ахметова. В 2017 году у гостьи вышел сборник кюев, переложенных для кобыза, и сборник песен «Шабыт», написанных на слова поэтессы Салихи Оразбек, мамы Кенжегуль.
— На четырехструнном кобызе я исполняю почти все скрипичные партии из музыки народов мира, классической. Кстати, в 2016 году по образцу инструмента Фатимы Балгаевой мною восстановлен трехструнный кобыз, — рассказывает музыкант. — Такой кобыз звучит, как человеческий голос. Трехструнные в Казахстане есть только у меня и у Раушан Мусаходжаевой.
— Кенжегуль, от Коркыта на Востоке идет традиция лечения звуком кобыза…
— Я считаю, что лечит любая музыка, идущая от Бога. Известны ведь случаи исцеления людей, слушающих пение Димаша. Мне один дедушка как-то сказал, что я могу лечить людей игрой на кобызе — он это почувствовал.

Наследие Великой степи
Говорить о том, что артисты филармонии имени Г. Жубановой высокопрофессиональны, не сказать ничего — нужны иллюстрации. Одной из иллюстраций концерта «Мәңгілік елдің мұрасы» фольклорного ансамбля «Достық сазы» стало стремление вовлечь в действо зал: по аналогу с шоу «Угадай мелодию» Гульназира Сагынганова разыграла билеты на концерт Нурлана Абдибекова, который состоится 23 ноября. Следующей фишкой стало участие в программе гостя из Алматы Омиркула Айниязова, работающего в жанре традиционного казахского пения. И совершенный фурор на публику произвела мелодия Игоря Крутого «Любовь уставших лебедей», переложенная руководителем «Достық сазы» Бахытбеком Зейнеловым для ансамбля народных инструментов. Если учесть, что программные номера украшали проникновенные композиции Нурлана Жубаниязова в исполнении учащихся отделения хореографии музыкального колледжа имени А. Жубанова, фурор вообразить несложно. Впрочем, лучше все увидеть и услышать лично…

— Сколько времени ушло на аранжировку? — обращаюсь к кавалеру ордена «Кұрмет» Бахытбеку Зейнелову.
— Примерно месяц, но не менее двух ушло на шлифовку номера с ансамблем. И сейчас я намерен шлифовать дальше аранжировку, есть что улучшать, — признался музыкант.
Солистка филармонии имени
Г. Жубановой, заслуженный деятель РК Светлана Айтбаева призналась, что когда после репетиции концерта 4 октября она выложила на своей странице в Инстаграм отрывки композиции, через три минуты ролик набрал несколько десятков тысяч просмотров и более 600 восторженных комментариев на разных языках, в том числе от Игоря Крутого.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Р.S. 10-11 октября в Актюбинской филармонии пройдет республиканский конкурс традиционного казахского пения «Жан серігім — домбыра», по результатам которого 11 октября в 15.00 будет дан гала-концерт. Вход свободный.
Следующие концерты состоятся 19 и 20 октября в 16.00 («Шырқа, елiм» и «Vivat, классика!»).

Колонка "Взгляд"