Почти забытая история

Премьера 29-й театральный сезон казахская труппа драмтеатра имени Т. Ахтанова открыла спектаклем «Ерназар-Бекет».
Знакомство актюбинской публики с режиссером Фархадбеком Канафиным состоялось весной нынешнего года на театральном фестивале «Балауса».
— Тогда же я получил предложение от директора театра имени Т. Ахтанова поставить пьесу из классического репертуара, — рассказывает режиссер Акмолинского областного казахского музыкально-драматического театра имени Ш. Хусаинова и худрук молодежного театра El_Jastar. — Мы остановились на пьесе М. Ауэзова «Бекет», а так как его сподвижником был батыр Ерназар, пришлось по эпосу (варианты И. Аничкова и А. Диваева) восстанавливать образ второго персонажа. Над сценарием я работал почти месяц.
В чем подвиг батыров Бекета и Ерназара? Напомним, что историческое время пьесы — середина ХIХ века, время абсолютной узурпации со стороны имперской власти: непосильные налоги, изъятие скота для нужд армии и т.д. Реализатором указов царской власти в историческом времени и спектакле является султан Арыстан (актер Кенес Кемалбаев), против действий которого и выступают батыры, сыновья совсем не бедняков. Динамики пьесе придали батальные сцены, а проникновенности — женские образы. Кстати, последние и героизма добавляют. А потрясающий вокальный талант актеров казахской труппы в буквальном смысле транспортирует драматический материал в сердце зрителя, и особенная заслуга в этом — Абзала Кудайбергенова (Сержан), актера с удивительным голосом и хорошо владеющего домброй.
Всего в спектакле задействовано 23 актера, их мастерством режиссер доволен вполне. Сценографией занималась Айзат Урдабаева, это ее дебют. Фархадбек признался, что театральному художнику удалось реализовать режиссерское стремление минимизировать сценическую обстановку:
— В работе я делал упор на сценическое мастерство актеров, их умение донести драматическую идею. Здесь важно вспомнить мнение Георгия Товстоногова, утверждавшего, что замысел спектакля должен витать в зрительном зале.
Актуальность пьесы, по мнению молодого режиссера, переоценить невозможно, речь идет о злоупотреблении властью, подавлении воли человека, кумовстве.
В спектакле звучит музыка актюбинского композитора Тугельбая Кудайбергенова.
Заметим, что спектакль «Ерназар-Бекет» поставлен в рамках программы «Рухани жаңғыру». Более того, он является попыткой автора ликвидировать одно из белых пятен в истории Актюбинской области, и помощником в этом Фархадбеку Канафину был краевед Амангали Мухамбетулин.
На премьере присутствовал аким области Ондасын Уразалин.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото Хайредена РАУШАНОВА