Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Снег на дорогах

Оснащенность спецтехникой обслуживающего республиканские дороги «Казахавтодора» составляет всего 47 процентов. Причем половина из них служит более десяти лет.

Одну треть всех автомобильных дорог на территории области обслуживает Актюбинский филиал РГП «Казахавтодор». По словам его директора Акимжана Утемуратова, из 6 500 километров дорог общего пользования 1 894 — дороги республиканского значения.
Подготовку к зиме предприятие начало задолго до ее наступления. Были закуплены и развезены по семи районным дорожно-эксплуатационным пунктам и участкам 208 тонн угля. Остальные десять ДЭУ и ДЭП газифицированы. Также приобретены 240 тонн соли, плюс к этому с прошлого сезона остались еще 10-20 тонн. Несмотря на это, дорожники заказали еще два вагона (120 тонн) соли и запаслись двумя тысячами тонн песка.
— Также заготовили 3 тысячи штук деревянных снегозадерживающих щитов размером 2 на 2,5 метра, — сообщил Акимжан Утемуратов. – Сейчас мы ставим их вдоль дорог. Отдача неплохая. В прошлом сезоне в некоторых местах установили пятиметровые бетонные ограждения. Но зима была настолько снежной, что они полностью остались под снегом возле переездов.
Не менее эффективными в борьбе со снегом признаны пассивные методы. К примеру, вдоль дороги в снегу делаются снегозадерживающие валы.
Вместе с тем в «Казахавтодоре» признают: ограждающее устройство на разделительной полосе на дорогах первой категории зимой дорожникам добавляет трудностей, поскольку на ней прямо посередине трассы скапливается снег.
— Но таково требование строительных норм и правил (СНиП), — отметил Акимжан Утемуратов. – Наша слабая сторона – это, конечно, материально-техническая оснащенность предприятия. Мы обеспечены спецтехникой всего на 47 процентов, да и то половина из имеющейся служит более десяти лет. Пользуемся тракторами марки «Кировец» еще советских времен. Они настолько изношены, что их трудно восстанавливать. В целом нам не хватает около 70 единиц техники. Такое же положение и в других регионах страны.
По стандартам на 100 километров автодороги необходимы два
КамАЗа и один автогрейдер. Актюбинскому филиалу РГП в 2014 году обещали выделить 5 единиц комплексно-дорожных машин на базе
КамАЗа. Три из них получены, оставшиеся две машины придут на днях. Кроме того, в головном офисе обещали выделить две легковушки для патрулирования.
Директор пояснил: относительно очистки дорог в зависимости от их категорий установлены свои нормативные сроки. К примеру, наши дороги третьей категории полагается расчищать в течение шести часов после прекращения снегопада или бурана, но из-за плохого технического оснащения срок увеличен в два раза.
— Если очищаем за 10-12 часов, это считается нормальным, и мы пока справляемся, — говорит директор филиала РГП «Казахавтодор». – Но если повторятся прошлогодние погодные условия, придется просить помощь со стороны. К примеру, прошлой зимой огромную помощь оказал Донской ГОК — выделил мощную спецтехнику. Благодаря вмешательству акимата откликнулись и городские предприятия. Еще раз повторяю: у нас нет большеподъемной техники. Чтобы вытащить из кювета большие фуры, нужны трал и подъемные краны. А чтобы отвезти бульдозер на расстояние в 100 километров, необходим трэйлер. В последние 10 лет активно начали строить дороги, а вот финансирование их содержания идет вяло.

Кстати:
Протяженность автомобильных дорог области, относящихся к дорогам местного значения, составляет 4 659 километров

Это надо знать
Телефоны диспетчера АОФ РГП
«Казахавтодор»:
54-46-42, 54-40-36,
8-777-554-32-07
работают
круглосуточно.

И все же, несмотря на все трудности, работники РГП «Казахавтодор» умудряются помогать очищать дороги к близлежащим аулам в радиусе 1-3 километров. Жители таких населенных пунктов вдоль трасс, как Тамды, Журын, Бестамак, Алия и других, пользуются их помощью.
Почти вся техника «Автодора», вплоть до бульдозера, оснащена системой GPS (спутниковой системой слежения). Поэтому руководству всегда известно, где какая техника находится. Кстати, такая же служба работает и в Комитете автомобильных дорог при Министерстве индустрии и развития.

Если проезда нет
Согласно статье 18 Закона «Об автомобильных дорогах» дорожные организации совместно с органами дорожной полиции и ДЧС имеют право на ограничение и закрытие движения. При туманах или гололеде обычно ограничивается выезд за город автобусам и большегрузным машинам. Оно и понятно: при их вынужденной остановке на трассе могут образоваться заторы. Движение автотранспорта полностью закрывается из-за нулевой видимости, во время сильных гололедов и морозов до минус 40-45 градусов.
— Самостоятельно решение мы не принимаем, — пояснил директор АОФ РГП «Казахавтодор» Акимжан Утемуратов. – Для этого заранее на трассу выезжают наши специалисты, оценивают ситуацию и только после этого при необходимости оповещаем ЧС и дорожную полицию. После нашего письменного представления принимается решение о закрытии либо об ограничении движения на том или ином участке автотрассы.
В этом плане руководитель дорожной службы очередной раз сетует на беспечность выезжающих за город водителей.
— Хочу обратиться к водителям. Зачастую многие выезжают на дорогу без подготовки, не взяв с собой обыкновенную лопату или теплую одежду. Большегрузные машины берут груз больше положенного, не имея в наличии ни троса, ни цепи. А при их остановке стопорится все движение. Во время буранов достаточно одного часа, чтобы все остались в снежном плену, — заявляет директор. – Ввели норму, обязывающую в зимнее время ездить на шипованных шинах. Но наши горе-водители до сих пор пренебрегают этим правилом. К примеру, в недавней аварии возле поселка Аккемер у водителя «четверки» передние шины были лысыми. В результате с начала 2015 года на трассах области в ДТП уже погибли 9 человек.
Как заверил Акимжан Утемуратов, с начала зимы случаев, когда люди остались бы в степи во время буранов, не было. По его словам, сотрудники РГП «Казахавтодор» сами спрашивают о причине остановки у водителя транспорта, стоящего на обочине.
— Предлагаем свою помощь. По мере необходимости можем доставить в город или близлежащий населенный пункт. На практике соглашаются единицы. Многие желают оставаться на трассе до окончания бурана, — говорит дорожник.

Добровольные помощники
— На автодорогах областного и районного значений в зимний сезон задействованы 25 предприятий, — сообщили в управлении автодорог и пассажирского транспорта.
Это 18 ТОО и 7 крестьянских хозяйств, у которых имеются 142 единицы техники. На содержание областных дорог, в частности, привлечено 5 предприятий, которые имеют в наличии 5 шнекороторов, 11 автогрейдеров, 10 тракторов марок «Кировец» и МТЗ, столько же погрузчиков и самосвалов.
За дороги районного значения отвечают 20 предприятий. Они имеют на балансе 1 шнекоротор, 11 автогрейдеров, более пятидесяти тракторов К-700, МТЗ и ДТ, по девять погрузчиков и самосвалов, а также два бульдозера и две вахтовки.
— В подрядных организациях созданы диспетчерские службы, которые совместно с отделами ЖКХ в районных акиматах и работниками управления принимают меры по ликвидации ЧС. Работа с органами ЧС, дорожной полицией, автовокзалами, перевозчиками пассажиров на автотранспорте ведется на основе утвержденных планов взаимодействия, — доложили в областном управлении.
Для содержания в зимний период дорог местного значения подготовлен 61 пункт обогрева. Кроме этого, заготовлены 150 тонн противогололедных материалов, в том числе 10 тонн реагента. В резерве имеются 40 тонн дизельного топлива.

Колонка "Взгляд"