Не открою Америки, сказав, что цены растут как на дрожжах, а зарплаты совсем с другой скоростью, отчего в семьях порой по несколько потребительских кредитов. А еще у большинства тариф на услуги сотовой связи, повышающийся хоть и символически, но чаще без предупреждения.
Как ни стараюсь быть человеком дисциплинированным, стрессов избегать не получается. Причина? Как у всех: цейтнот, а в недавнем прошлом – пандемия и локдаун. В отношении себя добавлю нежелание вникать в различные предложения от поставщиков услуг, потому что пользоваться этими услугами не собираюсь. Скажем, зачем мне полифония в телефоне или рассылка новинок поп-музыки? Все это примитивно игнорирую. Оказалось, напрасно. Когда вмертвую замолчал телефон, пошла в офис оператора мобильной связи, чтобы разобраться. Выяснилось, что, проигнорировав одно из никчемных сообщений, я тем самым позволила поставщику услуги снять деньги, отправленные на погашение тарифа (молчание – знак согласия). Другого выхода, как закинуть деньги еще раз, не было.
— У вас такая форма развода клиентов? – задала вопрос работнице офиса, отписавшей меня от неизвестной услуги.
— Но вы же должны были ответить сообщением-отказом…
— Мне обращаться в прокуратуру, чтобы прикрыть скрытую форму мошенничества оператора?
— Имеете право.
Не знаю, дойду ли до прокуратуры, ведь рабочее время у нас одинаковое, а теперь я трачу его и на отправку SMS-сообщений «STOP», чтобы не содержать бедного оператора.
А на днях меня поджидала другая радость. Придя закрыть потребительский кредит, выяснила, что должна банку еще 89 000 тенге. Потому что год назад просрочила погашение на пять дней.
— Но ведь с меня взыскали по тысяче тенге за каждые сутки?
— А вы договор почитайте.
Договоры я читаю всегда, но, скажу честно, в них для меня самое понятное – буквы. Потому что я – безнадежный гуманитарий, а договоры составляются профессионалами высокого уровня. Все как в анекдоте: «Я – юрист и знаю, как, если нельзя». Конечно, я написала заявление на имя директора банка и теперь жду звонка – казнят или помилуют. Но соотечественникам хочется напомнить: сотрудники банка, которые заключают с нами кредиты в торговых домах, работают там очень недолго. Сейчас не найти никого, кто ответит, почему он не расшифровал мне тот или иной пункт, когда я просила…