Гениальность в преподавании музыки – редкая вещь. Большая удача — определить ребенка к профессионалу, такому как Елена Сутер.
Виток судьбы
Музыка дает невероятное эмоциональное ощущение, создает иной принцип мышления, формируя тот мир, в который можно уйти из обыденного, недостаточно яркого. Возможность находиться внутри этой системы уже с детства формирует особое сознание. Такое происходит, когда сходятся все пазлы в единую музыкальную картину: учитель — ученик — родитель.
Елена Карловна Сутер преподает музыку более 30 лет в городском Дворце школьников, где в свое время сама делала первые шаги к познанию прекрасного.
— Почему музыка и именно фортепиано? Это любовь из детства, — рассуждает педагог. — Генетически все идет от родителей. Оба не были профессионалами, но каждый в отдельности составлял особый мир звуков и таланта. Папа самостоятельно научился играть на нескольких инструментах, мама отлично пела, что говорит об абсолютном слухе.
В далеком 1978 году маленькую Елену привели во Дворец школьников обучаться игре на фортепиано. Тогда никто не предполагал, что судьба сделает виток, а может зигзаг удачи, подарив будущим музыкантам лучшего преподавателя.
— Коллектив Дворца школьников всегда отличался высоким профессионализмом, сплоченностью. Мне всю жизнь везло на хороших учителей. С одним из них — Людмилой Леонидовной Сотской — мы до сих пор дружны и общаемся. Именно с ее подачи меня перевели в музыкальную школу № 2, так как раньше во Дворце в хоровой музыкальной студии обучали пять лет.
Уходить от первого, любимого педагога было очень тяжело, для девочки это стало стрессом. Плакали и учитель, и ученик. Однако его величество случай не прерывал цепь жизненных перипетий, которые вели маленького музыканта к своей звезде. Елене Сутер повезло на мастеров-пианистов и в школе, и в музыкальном училище (ныне это музыкальный колледж имени А. Жубанова). Второй мамой, по сути, в мире музыки в школе стала Майя Моисеевна Лунякина.
Строгость, любовь и дисциплина
— Был ли у вас потом выбор между концертной деятельностью и преподаванием?
— Нет, никогда. Будучи студенткой музучилища, я пришла в родной Дворец школьников педагогом. В то время было очень мало музыкальных конкурсов, если говорить об инструментальных. При этом отбор шел очень жесткий, выбивались наверх только сильнейшие. Но школа музыки тогда и сегодня — это две большие разницы. Музицировало много детей, несмотря на то, что в советское время в Актюбинске были только две музыкальные школы и несколько студий. Традиционная классическая школа фортепиано всегда была сильной. Думаю, все зависело от педагогов. В те годы в музыкальной школе № 2 выпускалось свыше 30 пианистов (в последние годы — лишь 6-7 человек). Правда, нынешний плодовит учениками 7 классов.
— Что переняли из опыта или методики своих педагогов?
— Дисциплина – одно из важных требований, это качество во многом воспитывает будущих музыкантов. Она начинается с порога, внешнего вида, подготовки к уроку и даже аккуратно сложенных нотных тетрадей и учебников. Знаете, самый главный постулат моего обучения, я часто повторяю это своим ученикам — я никогда не приходила на урок неподготовленной. Это было просто верхом стыда перед учителями. Мои два первых педагога были разными в музыке, но оба талантливы. Людмила Леонидовна — добрая до изнеженности, Майя Моисеевна — строгая. Я постаралась взять что-то от обеих.
Чтобы зазвучали струны души
Хорошие учителя не считают себя великими мастерами. Они – вечные студенты своего ремесла. Чтобы увлечь детей, нужно постоянно заниматься самосовершенствованием. Достижения, успехи учеников видны и слышны даже далеким от музыки людям. Елена Карловна в этом плане — баловень судьбы. За цифрами большого стажа — сотни выпускников, благодарственные письма, призовые места воспитанников на конкурсах международного уровня. Список стран и городов внушителен по размаху: Нур-Султан, Алматы, Оренбург, Казань, Санкт-Петербург, а также города Чехии, Австрии.
— Как вы подбираете произведения для ученика? Это зависит от его качеств и способностей?
— Конечно, есть много параметров, это сложный процесс. Не всегда выбранный список на сто процентов играет в пользу ученика. Большая роль отводится физическим данным ребенка. Есть дети с немузыкальными параметрами: маленькие ладошки, рост. Поэтому работать надо над физическими и эмоциональными составляющими.
И потом ребенку надо уметь раскрыть то или иное произведение. Многие дети не сразу видят его красоту. Отказываются, просят дать другой материал. Прошу довести этот номер до конца, выкроить полотно, а там будем думать.
В итоге всегда все получается. Полифонические (многоголосые) мелодии сложны для понимания детей, но они обязательны в программе.
Уникальность методики работы Елены Карловны состоит как раз в подборе материала. На конкурсах перед жюри ученики буквально выстреливают оригинальностью репертуара. Может быть поэтому родители считают, что обучать ребенка у Елены Сутер все равно, что выиграть в лотерею. Взаимный тандем дает потрясающий результат
на выходе.
— Мне нравится отходить от классики жанра, не вгонять себя в рамки. Наверное, сказывается большой опыт работы, ведь иногда человек устает от повторяющегося репертуара. Это скучно, и мне как педагогу нет развития. Учитель должен заряжать учеников энергией, любовью к произведениям, — делится мнением собеседница.
Синтез фольклора и джаза
На Оренбургском конкурсе музыки «Урал собирает друзей» — одном из сложных, значимых по содержанию и составу жюри — ученики Елены Сутер добились призовых мест. Высокопрофессиональную комиссию из Московского института искусств поразило произведение казахстанской пианистки, композитора Раушан Кали, исполненное юными актюбинцами. Как рассказывает Елена Карловна, знакомство с автором состоялось через интернет. Преподаватель фортепиано в РССМШИ для одаренных детей имени К. Байсеитовой с удовольствием предоставила свои произведения. Сплав народной музыки на современный лад с джазовой гармонией дал совершенно новое звучание и прекрасный результат. Этим и благодатна казахская музыка, что позволяет воображению выйти за рамки традиций. Для российской профессуры это было приятным открытием.
— Сегодняшние маленькие поклонники музыки отличаются от тех, что были лет двадцать назад?
— Все идет волнообразно. Набор на фортепиано был всегда. Другой вопрос — подход к музыке. Увы, музыкальное воспитание — сложный процесс. В наше время музыкой занимались целенаправленно, случайных людей не было. Сейчас дети обделены такими предметами, как ансамбль, аккомпанемент, читка с листа, литература музыкальная казахская и русская. Теория музыки как отдельный предмет тоже осталась в прошлом. Не надо забывать, что современных детей загружают всевозможными кружками, так что занятие музыкой постепенно обесценивается до уровня дополнительного факультатива. Родители тоже диктуют свои правила, зачастую не всегда в пользу ребенка.
… За долгие годы работы наша героиня пришла к такому выводу, что брать в музыку надо всех желающих детей, только время покажет, кому остаться у инструмента. Когда они выпускаются из музыкальной школы, у многих наступает пустота. Хорошо, если руки тянутся к клавишам. С недавних пор в ГДШ вошла практика оставлять детей на дополнительный, восьмой, курс обучения, чтобы помочь определиться с выбором профессии, а заодно позволить вновь прикоснуться к миру звуков и гармонии рядом с учителем.
Нургуль АРИНОВА
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА