25 октября – день памяти святителя Николая Алматинского, в честь которого освящен самый большой храм нашей области. По случаю престольного праздника Свято-Никольского кафедрального собора Актобе посетил архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний.
Ныне отпущаеши…
Архиерейская литургия особая: на нее собирается весь клир области, хор готовит праздничные песнопения, служба идет дольше. Да и паства в ожидании высокого сановника собирается в максимальном количестве. По обычаю архиепископ привозит мощи святого.
Учение Христа, как таковое, основано на надежде: надежде на прощение и отпущение грехов, исцеление от недугов, ниспосланных за грехи, и тому подобное. Вот и прикладываются миряне к мощам в надежде быть услышанными. Впрочем, традиция сложилась в силу того, что чудеса случались и случаются. И будут случаться. Все, что требуется от мирянина, – искреннее раскаяние и готовность жить, не отступая от заповедей.
— Молитвы ваши – ничто, если вы распространяете вокруг себя злословие и вражду, — заметил в обращении к пастве владыко Антоний во время службы. Безусловно, речь идет о неприемлемом для христианина лицемерии.
Простой человек вряд ли лицемерен. Накануне настоятель кафедрального собора отец Нектарий сказал о том, что приложиться к мощам могут все желающие, независимо от конфессиональной принадлежности.
И горожане шли: с просьбами разрешить давнюю проблему, избавить от болячек, напутствовать близких…
Актюбинка Бибигуль пришла приложиться к мощам великомученика Иоанна Сочавского (Нового) одной из первых.
— Я устала от темной полосы, преследующей мою семью. Дочка никак не может найти работу… Я – мусульманка и в мечеть хожу, как положено, но в этот красивый храм давно мечтала зайти. Я всегда молюсь, чтобы актюбинцы процветали, чтоб над миром всегда было чистое небо и яркое солнце – как сейчас над нами. И пусть никогда нигде не будет войны. Наверное, каждый простой человек об этом молится. Интересно, о чем молятся те, от кого мы реально зависим? Если б они думали такими же категориями, вряд ли у нас было бы столько проблем. Я и им желаю нескончаемой светлой полосы.
…Михаил просил святого о благополучной операции, которая ему предстоит, Роза – чтоб дела снова пошли в гору… Поток просящих горожан не иссякал все три дня пребывания мощей святого.
Праздник
На престольный праздник актюбинцы стали собираться заранее, среди них и те, кто в эту службу решил причаститься. Торжества пению церковного хора добавлял хор священнослужителей. Особое внутреннее состояние чувствовалось, когда несколько сотен голосов подхватывали в унисон «Верую» или «Отче наш»… Очередь ко причастию, кресту, крестный ход вокруг собора не создают суеты, но свидетельствуют о единстве и понимании прихожан, о стремлении добавить света в привычные будни.
Совсем недавно у Свято-Никольского собора армяне, проживающие в Актобе, установили хачкар, и владыко Уральский и Актюбинский во время крестного хода совершил обряд освящения этого важного для армян символа:
— У Бога нет наций, и спрашивать с нас Он будет по делам нашим, поэтому мир и согласие для людей должны быть превыше всего. Недавно я некоторое время был в Баден-Бадене и заметил, что на службы приходили люди явно разных конфессий. Они подходили и благодарили за вовремя сказанное слово, а когда я уезжал, сожалели и просили дальше служить в их городе. А сила-то – в слове Божьем.
Каждый, кто пришел на праздничную литургию, получил в подарок охранную иконку с изображением архангела Михаила. Пусть она меньше ладошки, но в ней сконцентрирована вера, способная творить чудеса. Лица прихожан после литургии стали намного светлее, открытее, сердца их облегченнее.
Кстати, 26 октября в Темире, в восстановленном храме Успения Божьей Матери, тоже прошла архиерейская служба для всех желающих.
Интервью
Разговор с владыкой был коротким в силу дефицита времени. Но вполне содержательным.
— Отец Антоний, видите ли вы выход из той ситуации, которая наблюдалась в Актобе в начале июня?
— Конечно. И это мнение гражданина Казахстана, а не архиерея. К террористам и их сторонникам нужно применять самые жесткие меры. Что нужно этим людям? Живем в мире, согласии между собой…
Говорят, природа появления террористов социальная, но ведь Президент делает все, чтобы людям жилось лучше. В Казахстане такие просторы, бери и возделывай – здесь все растет. Ах, неурожаи пугают? Так выращивай скот.
На службе в каждом храме Русской православной церкви в Казахстане обязательно звучит молитва о земле Казахстанской, Президенте и воинстве, потому что все мы – братья и сестры и каждый создан по образу и подобию Божию. Даже плюнуть нельзя в человека, ведь тем самым ты плюешь на Господа!
— Владыко, сейчас в Казахстане идет осенняя призывная кампания. Как вы относитесь к службе в армии?
— Служить в армии нужно обязательно! Я сам прослужил четыре года. Из них в учебке провел десять месяцев, потом был гидроакустиком на подводной лодке. И год – это несерьезно, чему можно научиться за один год? Чтобы квалифицированно исполнять священный долг гражданина, нужны два года армии. В моей послевоенной молодости девушки даже не смотрели в сторону парней, не служивших в армии, поэтому твердо говорю: служба в армии – это престижно.
Наша справка
Священноисповедник Николай Алматинский родился 9 апреля 1877 года в день Пасхи в семье псаломщика села Комиссаровки Верхне-Днепровского уезда Екатеринославской губернии Никифора и супруги его Марии Могилевских. При рождении назвали младенца Феодосием, в честь святого мученика Феодосия.
В 1904 году в канун праздника Святителя Николая Чудотворца в Нило-Столобенской пустыни Феодосий был пострижен в мантию с именем Николай, в мае 1905 года рукоположен в сан иеродиакона, а 9 октября того же года – в иеромонаха. В 1907 году отец Николай поступил в Московскую Духовную академию, которую через 4 года успешно окончил.
В октябре 1919 года в Чернигове архимандрит Николай был хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии; в 1923 году назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии, а 8 мая 1925 года владыку арестовали. Проведя в заключении более двух лет и освободившись, он был назначен на Орловскую кафедру. В Орле служил до следующего своего ареста — 27 июля 1932 года, после чего провел некоторое время в исправительно-трудовом лагере в Сарове, где некогда находилась обитель преподобного Серафима.
В 1941 году владыка Николай был возведен в сан архиепископа, а 27 июня 1941 года снова арестован, помещен в тюрьму города Саратова, потом направлен в Казахстан, в Актюбинск, а через три месяца – в Челкар.
На станции Челкар охранники вытолкали владыку на перрон в нижнем белье и рваном ватнике. Утром он обратился за помощью к старушкам. Старушки подали ему кто телогрейку, кто шапку, кто залатанные валенки. Одна приютила в сарае с коровой и свиньей. Архиепископ пытался устроиться на работу, но никто не брал, и он вынужден был собирать милостыню, чтобы не умереть с голоду.
До глубокой осени 1942 года владыка нищенствовал, от недоедания и холода у него развилось худосочие, тело покрылось нарывами, от грязи завелись вши. Когда иссякли последние силы, владыка потерял сознание.
Очнулся он в больнице, где было светло и тепло, над ним склонились люди. Один из склонившихся проверил пульс и сказал: «Ну вот, очнулся наш дедушка!».
Поправлялся архиепископ медленно. А когда поднялся с постели, старался принести пользу окружающим. В больнице его называли ласково «Дедушка». Один молодой врач знал, что, если его выписать из больницы, он опять пойдет просить милостыню и жить рядом с коровой и свиньей.
Когда врачу предложили выписать дедушку из больницы, владыка Николай стал молиться Господу, снова отдавая себя в Его волю: «Куда Ты, Господи, пошлешь меня, туда и пойду!».
Когда все собрались проститься с добрым дедушкой, вошла нянечка и сказала: «За вами приехали!». «Кто приехал?» – спросили все разом. «Да тот самый татарин, что иногда передачи приносил, разве не помните?».
Конечно, владыка не мог забыть, как каждые десять дней ему передавали пару татарских лепешек, яйца и несколько кусочков сахара. И еще знал владыка, что именно этот татарин подобрал его, полуживого, без памяти лежащего на дороге, и отвез в больницу.
У больничных дверей владыка действительно встретил татарина с кнутом в руках. «Ну, здоров, бачка!» – сказал тот и добродушно улыбнулся. Владыка тоже поздоровался с ним. Был конец зимы 1943 года. «Почему вы решили принять участие в моей жизни и так милостиво отнеслись ко мне? Ведь вы меня совсем не знаете?» – спросил владыка. «Надо помогать друг другу, – ответил татарин, – Бог сказал мне, что надо помогать тебе, надо спасать твою жизнь». «Как сказал вам Бог?» – изумленно спросил владыка. «Не знаю как, — ответил татарин, – когда я ехал по своим делам, Бог сказал мне: «Возьми этого старика, его нужно спасти».
Татарин смог устроить так, что через некоторое время в Челкар приехала духовная дочь архиепископа Вера Фомушкина, которая была сослана в другую местность. Вера Афанасьевна не стала скрывать от окружающих, кто этот дедушка, которого выходили челкарцы.
Постановлением Особого совещания при НКВД от 19 мая 1945 года владыка Николай был освобожден досрочно. 5 июля 1945 года постановлением Священного Синода была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, управляющим которой и назначили архиепископа Николая (Могилевского).
В 16 часов 45 минут 25 октября 1955 года окружающие заметили приближение конца архиепископа. Стали читать отходную, дали в руки владыке зажженную свечу, и с последними словами канона на исход души святитель тихо и спокойно испустил свой последний вздох. Это было, когда в Никольском соборе зазвонили к вечерне в канун празднования Иверской иконы Божией Матери, которой Владыка так любил сам возглашать: «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!».
Чудеса исцеления и спасения владыка являл при жизни. Обретение мощей священноисповедника Николая состоялось 8 сентября 2000 года. Частица их находится в Свято-Никольском кафедральном соборе Актобе.
Татьяна ВИНОГРАДОВА