Сразу две ценные археологические находки обнаружены близ Курайли. На левом берегу реки Илек, в 1,7 километра к северо-востоку от села, найдено грунтовое погребение, предположительный возраст которого около 3 500 лет. А на берегу Жинишке – тюркское надмогильное изваяние.
Находка № 1: привет из андроновской культуры
Как рассказал «АВ» ученый секретарь областного историко-краеведческого музея Нурсултан Баиров, в середине мая археологам поступил сигнал от студентки АРГУ имени
К. Жубанова Айман Тауман о найденных сельчанами керамических сосудах. После обследования территории выяснилось, что это захоронение эпохи бронзы без видимых наземных сооружений (грунтовое).
— Замечу, что в силу благоприятных географических условий территория нашей области заселялась еще в глубокой древности. Свидетельства тому – большое количество археологических памятников: могильники, стоянки, поселения раннего железного века, эпохи бронзы, — говорит сотрудник музея.
Погребения без надмогильных конструкций находили и ранее. Так, в 1994 году кандидатом исторических наук Сергеем Гуцаловым исследовались грунтовые могильники «Георгиевский бугор», расположенные в центре Курайли. Погребение, обнаруженное совсем недавно близ Курайли, женское, по предварительным данным, сделано в XVI-XII вв. до н.э. О том, что захоронена женщина, свидетельствуют сопровождавшие ее находки: бронзовые браслеты у запястий, бронзовые серьги кольцевидной формы у височного отдела черепа, у голеностопных суставов – бронзовые биконические бусы, которыми в древности украшалась женская обувь. У головы погребенной – два глиняных сосуда. По древней традиции женщина уложена на правый бок с поджатыми ногами, руки согнуты в локтях, кисти рук – перед лицом.
Нурсултан Баиров прокомментировал, что в вышеназванный период степи Западного Казахстана населяли андроновские племена. Браслеты, обнаруженные в погребении, имели особое значение в символике ювелирного каркаса андроновцев: они выступали в роли не только украшения, но и особого оберега. Именно с андроновцами связаны в наших степях многие достижения цивилизации в XVI-XII вв. до н.э.: развитие комплексного скотоводческого хозяйства, выведение специализированных пород лошадей, применение двухколесных колесниц, разработка меди и олова, освоение бронзолитейного производства. Археолог убежден, что подобная находка – далеко не последняя на территории области.
Находка № 2: по следам средневековых тюрков
Работники музея выражают глубокую благодарность и Григорию Юсумбели, который указал местонахождение уникального артефакта, находящегося на берегу реки Женишке. Приехав на место, археологи увидели каменный монумент, редкий для территории Актюбинской области и датирующийся эпохой средневековья.
— Памятник представляет собой каменный блок, выточенный мастером, вероятно, в тюркскую эпоху, — рассказал подробно о находке старший научный сотрудник музея Аслан Мамедов. — При ваянии древний скульптор стремился показать лицо, отделив голову условной линией, обозначающей шею. На монументе отчетливо видны глаза, нос и рот. В честь кого он создавался, остается загадкой, но черты лица монголоидные, пол неясен. Не исключено, что изначально памятник стоял возле могилы.
Традиция устанавливать каменные антропоморфные изваяния на могильниках уходит корнями в глубокую древность. На территории степной Евразии известны памятники I тысячелетия до нашей эры, олицетворяющие героев-предков. Доказательством того, что наша находка когда-то стояла у могилы, являются следы сколов в нижней части артефакта. Видимо, его перенесли с места первоначальной установки в результате хозяйственной деятельности.
В связи со второй находкой нужно вспомнить упоминание в китайских источниках повествования похорон принца Кюль-тегина, где указывается сооружение его статуи возле могилы. Большинство ученых придерживается мнения, что на каменных изваяниях изображались сами тюрки. Это дает возможность сделать предположение, что их устанавливали на могилах или местах ритуального сожжения покойного.
Еще одним доказательством того, что тюрки при погребальном ритуале ставили каменное изваяние, является отрывок из эпоса «Манас». В этом произведении есть эпизод, где старый Кокетай перед смертью завещает своей жене (по мнению ученых, отрывок восходит к домусульманской эпохе):
…Останется моя вдова,
моя любимая Кюлаим.
Перед изображением моим
день и ночь пусть не сидит,
глаза слезами не слепит…
К сожалению, отсутствие на монументе изображений атрибутов – кубка, меча и других предметов – затрудняет установить точную дату: предварительно по иконографии артефакт можно датировать примерно IX-XIII веками н.э.
Как указано выше, появление таких изваяний в степях Казахстана связано с тюркской погребальной практикой. Вероятно, эта находка – свидетельство продвижения в эпоху средневековья на Запад казахской степи тюркоязычных племен с Востока. Известно, что выход тюрков на политическую арену приходится на середину VI века нашей эры. В 552 году тюркские племена наносят поражение аварскому кагану Анагую и за короткий отрезок времени устанавливают гегемонию на огромной территории Казахстана и Средней Азии. С этого времени история Казахстана непосредственно связана с тюркоязычными племенами. Но практика исследования археологических памятников показывает, что объекты средневековья, по сравнению с другими периодами истории человечества, весьма малочисленны. Этот факт также делает находку Григория Юсумбели весьма ценной, лишний раз свидетельствующей о пребывании на территории Актюбинского края тюркоязычных племен.[divider]
…а сведений – крохи
С раннего железного века с территории Монголии, Центральной Азии шел импульс, приводящий к изменениям на политической и социально-культурной карте, импульс сохранялся на протяжении нескольких эпох. Аслан Мамедов подчеркивает, что средневековых памятников в нашей области очень мало:
— В VI-VII в. н.э. тюркские племена завоевали земли от Монголии до Северного Причерноморья, установив гегемонию над Степью и торговыми караванами. Они постоянно боролись с иранцами и китайцами за контроль Великого Шелкового пути, но памятников, это подтверждающих, ничтожно мало.
Территория нынешней Актюбинской области контролировалась печенегами и огузами, также относящимся к тюркским племенам, между которыми тоже шла борьба. Первыми пришли печенеги, позже – огузы, которые стали вытеснять первых. Примерно в ХI веке печенеги все-таки ушли в южнорусские степи. По древнерусским источникам мы знаем, они известны как половецкие племена.
Аслан Маликович считает, что обе свежайшие находки представляют собой большой интерес для науки и являются удачей для археологов:
— Мы просим жителей области обязательно сигнализировать в краеведческий музей в случае обнаружения чего-то интересного, имеющего отношение к истории. Возможно, актюбинцы, как Айман Тауман и Григорий Юсумбели, станут соучастниками раскрытия тайн древности. Это есть показатель активной гражданской позиции и неравнодушия к истории края.[divider]
Беседовала Татьяна ВИНОГРАДОВА