«Миф – это древняя модель мира, язык символов и аллегорий. Творчество Сагынтая Алимбетова – философия в живописи» — эта фраза из статьи старшего преподавателя кафедры русской филологии АГПИ им. К. Жубанова Ирины Спивак-Лавровой как нельзя точно определяет творческую направленность актюбинского художника. В его картинах все: топот табунов, бегущих по древней земле, мифические образы, наследуемые сердцем, понятное устремление к созиданию и очень тонкая подача того, чем гордится истинный патриот.
Ретроспективная выставка картин Сагынтая Алимбетова, которая сейчас проходит в областном драмтеатре имени Т. Ахтанова, посвящена 60-летию художника и 35-летию его творческой деятельности. Участник нескольких международных симпозиумов, член Союза художников РК, Союза дизайнеров РК, профессор изобразительного искусства, лауреат Международной ассоциации «Искусство народов мира», почетный гражданин города Актобе – это далеко не все регалии юбиляра.
Участвовать в выставках – всесоюзных, республиканских, международных – Сагынтай начал рано, практически с первых творческих шагов. И этому не удивляешься, осматривая выставку. Вот картина «Сон». На переднем плане – спящий под открытым небом малыш, изображенный в неярком круге света. На заднем, в приглушенной тональности, — взрослые, сосредоточившиеся на чем-то, явно важном.
— Эта картина биографична. Моя мать была трактористкой, декретного отпуска не полагалось. Куда девать ребенка? Так что спящий малыш – это я, а взрослые заняты действительно стратегически важным делом, — комментирует автор.
— К какому изобразительному направлению вы относите себя?
— Я – символист. Для моих предков и соплеменников отождествление себя с землей, небом, окружающей природой естественно. Естественно и мир воспринимать как живой организм, как продолжение человека.
На редком полотне художника Алимбетова не присутствует лошадь или какой-либо предмет ее символизирующий. Особенно потрясает картина «Кюй» (на фото), хранящаяся в резиденции Президента. На ней изображен кобызист, сидящий на берегу реки. За спиной импровизатора табун лошадей, несущийся словно по небу. Все образы этого полотна символизируют время: кони, мелодия, течение воды…
— И только трепетный верблюжонок, ищущий мать, все-таки «привязывает» нас к земле, — уточняет художник.
— На картине «Хранитель кузни» изображены мифическое крылатое существо, кузнечные меха, весы, наковальня, молот – откуда они? – очередной вопрос собеседнику.
— Мой отец – кузнец в седьмом поколении. И «Хранитель кузни» — не просто дань почтения семейному ремеслу, но, прежде всего, трепетное отношение к символике этой профессии. А крылатый лев одновременно и символ огня, и покровитель отцовской кузницы. В нашем родном ауле Суттыкудук, наверное, и сейчас ходят легенды, связанные с ней. Кстати, на месте кузницы новые хозяева дома потом построили гараж из соображений, чтобы по этому клочку земли не ходили (а ездили. – Прим. ред.), — такой содержательный комментарий к картине.
Каждое полотно Сагынтая Алимбетова – портал в иное восприятие действительности, и посетители выставки найдут свой. Не пожалейте на это времени.
Татьяна ВИНОГРАДОВА