Ровесники египетских фараонов оставили свой след в Актюбинской степи. Докопаться до истины, чтобы разгадать тайну происхождения степных «пирамид», четвертый год пытаются местные ученые совместно с европейскими коллегами. Ученый секретарь историко-краеведческого музея Актюбинской области, кандидат исторических наук Арман Бисембаев делится некоторыми подробностями.
— Арман, как вы вышли на след степных фараонов?
— Можно сказать и случайно, и планово. Лет пять назад в ходе научной разведки по Уилскому району, когда пешком прочесывали перспективные для нас территории. В сумерках искали место для ночлега и чуть не проскочили мимо этот участок, хотя позже обязательно вернулись бы сюда, в местность под названием Кырык оба. Здесь, действительно, сорок больших курганов возвышаются над множеством более мелких. В 2011 году сняли подробный топографический план и выявили на небольшой территории, там нет и сотни гектаров, 168 курганов, плотно примыкающих друг к другу. Это очень редкий памятник с таким скоплением сохранившихся, подчеркну, курганов.
— Очень важное уточнение?
— Очень, потому что могильник находится на высоком обрыве, на так называемой первой надпойменной террасе Уила. С каждым годом, после весеннего таяния снега, берег обваливается. Из-за чего курганы осыпаются, обрушиваются, уходят вниз. К сожалению, остановить природный процесс мы не можем. В наших силах только успеть раскапывать могилы, оказавшиеся на краю обрыва, чтобы получить научную информацию. Это один момент, но есть и второй.
До недавнего момента могильник разрушался и местными жителями. Считается, что глина именно с этой излучины наиболее подходящая для строительства. Северная часть могильника прорезана пятидесятиметровой траншеей. Попытка найти хозяина экскаватора наткнулась на глухую стену. Никто ничего не знает, никто ничего не видел.
Успокаивает то, что, когда мы объяснили уилцам важность редчайшей исторической находки, процесс разрушения удалось приостановить.
— Казалось бы, мы трепетно относимся к могилам предков…
— Дело в том, что здесь не было кулпытасов, привычных оград. Люди до последнего момента не знали, что раскапывают именно могилы. В обыденном восприятии курганы — просто природные земляные холмы. Высота некоторых из них три-четыре метра, это сильно уплотненная осевшая земля. В момент постройки высота могла доходить до девяти-десяти метров, что сродни пятиэтажному дому. Это захоронения ровесников египетских фараонов. Камня в той местности нет. В степи такие «пирамиды» воздвигали из наиболее подходящих подручных материалов — глины, песка, дерева.
Возраст исторического памятника — около 4 300 лет. В то же время такое большое количество курганов с несколькими захоронениями под насыпями воздвигались не одномоментно. Скорее всего, родовое кладбище функционировало более двух веков.
Дата установлена методом радиоуглеродного анализа костных останков в лаборатории Германского археологического института (Берлин). Европейцы славятся тем, что могут делать точные анализы. Над этим могильником работаем в рамках международного научного проекта «Древнее поселение Орь-Илекского междуречья».
— Что стало известно на сегодня?
— Это первые пастухи-кочевники в степной зоне. Меня часто пытают о происхождении казахов. Так вот, это первые люди, которые освоили степную зону именно в подвижном образе жизни. Их уже не пугала открытая равнина, где нет ничего. Они научились передвигаться вместе с имуществом, скотом, находить воду в абсолютно безжизненных местах. Начали насыпать первые курганы, желая таким образом закрепить за собой территорию — здесь могилы наших предков, значит, наша земля. Аналогов найденному нами родовому кладбищу в Западном Казахстане нет.
Во-вторых, такого скопления курганов тоже нигде нет: только уцелевших 168. В-третьих, есть яркие моменты, связывающие Западный Казахстан с очень отдаленными территориями. Дело в том, что те пастухи имели свои корни, родственников на Северном Кавказе, в районе современного Майкопа, Моздока.
— Говорят, что древние кочевники были двухметрового роста.
— Для конца третьего тысячелетия до нашей эры они были достаточно высокими и мощными. На самом деле люди прошлого, отдаленные от нас несколькими столетиями, были меньше. Если судить по сохранившимся рыцарским доспехам средневековья, они были щуплыми, в метр пятьдесят ростом. Нам предстоит разобраться, почему эти люди отличаются. Нельзя сказать, что они все поголовно были такими высокими, но их было большинство.
— Даже по фотографиям видно, что в могилах им тесно.
— Покойник был посажен на глиняные подушки. Интересен погребальный обряд. Телам придавали разные позы. Если этот сидит, значит, он занимал высокий социальный статус. Людей более бедных или подчиненных ставили часто на колени. Применялось расчленение тел с определенной, но пока непонятной нам символизацией. Некоторым придавали скорченные позы на боку. Ученые бьются над тем, чтобы выяснить, что это означает. Возможно, смерть воспринимали как долговременный сон, что находит подтверждение в фольклоре.
Обратите внимание на красный цвет костей. И это неспроста. Всех покойников густо засыпали толченым природным ярко-красным минералом охра. Красный цвет — это символ жизни, символ перерождения. Следует отметить, местная охра — морковного цвета, красную доставляли откуда-то издалека, нам предстоит выяснить, каким образом и откуда. Скорее, обменивали на что-то. Дальние обмены позволяют предположить, что степные пастухи были завязаны в мировой цивилизации.
Их общество было эгалитарным. Имущественное расслоение только начинает намечаться, в оборот входят первые металлы — самородная и выплавленная медь. Но ее еще очень мало. Она не является экономическим инструментом. На смену эпохи старейшин идет эпоха военных предводителей — вождей.
Со скелета мужчины, который вы видите на фотографии (он, скорее всего, был одним из вождей, судя по его позе), уфимские коллеги сделали реконструкцию, восстановили внешний облик. Благодаря работе заведующего Башкирским филиалом Российской академии наук Алексея Нечвалоды, у нас есть возможность наглядно представить, как выглядели наши предки во времена фараонов.
Жанат СИСЕКЕНОВА