В 1915 году в Оренбургской газете русский журналист Сергей Ужгин рассказал, что на базаре в городе Троицке он видел акына по имени Нурпеис, который выступал с песнями и пользовался большой популярностью среди слушателей. По его свидетельству, песни (это, конечно, были жыры) записал тогдашний редактор газеты «Айқап» Мухамеджан Сералин.
Как утверждает Есмагамбет Исмаилов, автор книги «Акыны», вышедшей на русском языке, это были поэмы «Аққенже» и «Нарқыз». Сергей Ужгин оставил свидетельство о Нурпеисе Байганине — замечательном поэте, которого можно поставить в один ряд с лучшими казахскими мастерами поэтического слова. Нурпеис, как и все известные акыны того времени, был любим и почитаем народом, который знал толк в поэзии и способен был запоминать целые дастаны.
Разные источники называют разные месяцы его рождения, но все едины в том, что он родился в 1860 году в Темирском районе, в местечке, где впоследствии находился колхоз «Кенес туы». Нурпеис обладал феноменальной памятью и с детства знал многие казахские дастаны наизусть, в том числе «Қобыланды», «Алпамыс», «Көроғлы», «Қырымның қырық батыры».
Как свидетельствует журналист Жусип Альсеитов, в 1936 году Нурпеис Байганин принял участие в первом айтысе народных акынов в Алматы. Из Актюбинска на айтыс поехал еще один акын, очень известный в наших краях жырау Тогыс. Открывал состязание акынов девяностолетний Жамбыл. После вступительной речи первым на сцену он пригласил Нурпеиса. Тот начал повествование традиционным вступлением, которое должно было раскрыть смысл эпического произведения. Они начинались словами:
Непревзойденные
мои герои,
Одетые в стальные
кольчуги,
Пояса их обвешаны
луками,
Они смело идут на врага.
Героями живут на этом
свете,
Тулпары под ними
быстроногие.
Хвосты их завязаны
узлом,
Идут батыры
в неравный бой…
Все участники этого поэтического состязания признали, что Нурпеис в народной поэзии по праву занимает вторую ступень после Жамбыла. После алматинского айтыса на его поэзию стали обращать более пристальное внимание.
Акын переезжает в Актюбинск, где власти предоставляют ему жилье. По воспоминаниям его сына Момына, первоначально они жили на окраине улицы Фрунзе, в небольшом доме, но вскоре переехали на улицу Герцена, 13, в трехкомнатную квартиру. Здесь условия были получше, но близко находилась железная дорога, поэтому днями и ночами слышался перестук колес. Видимо, это обстоятельство очень беспокоило стареющего акына и им предоставили жилье на улице Фрунзе, 32. Это была довольно просторная квартира с восемью комнатами.
В эти годы Нурпеису Байганину был предоставлен литературный секретарь, который должен был записывать на бумагу его сочинения. Первым был уральский акын Ахмет Искендиров, потом его сменил молодой актюбинский поэт Куандык Шангытбаев. Со слов Нурпеиса было записано свыше сорока эпосов и сказаний.
Исследователи поэтического наследия акына условно делили его творчество на дореволюционный период и послереволюционный. И это неслучайно: его творчество несет в себе черты того времени и той эпохи, в котором ему довелось прожить.
В дореволюционный период он воспевал историю своего народа, его славное прошлое. Многие его произведения проникнуты гордостью за свой народ, который в кровопролитной войне с джунгарами не только не уступил врагу, но и наголову разбил его. К этому периоду относятся его замечательные творения «Қарасай-Қази», «Орақ-Мамай».
Октябрьскую революцию акын принял всем сердцем. В ней он увидел освобождение своего народа от феодального гнета, возможность его просвещения и культурного развития. Многие произведения того периода славили Октябрь, Ленина, Сталина, других вождей революции. С наших сегодняшних позиций эти произведения могут показаться идеализирующими происходившие тогда события, но они искренни и написаны под влиянием глубокой веры акына в силу перемен, которые несла революция.
Он мгновенно отзывался на события, которые происходили в жизни общества. Нападение фашистской Германии на Советский Союз глубоко потрясло восьмидесятилетнего акына. Весь свой талант он направил на воспевание мужества советского народа. Байганин в составе агитбригады разъезжает по селам и читает свои бессмертные произведения, в числе их поэмы о 28 панфиловцах и «Жиырма бес» о прославленном Толегене Токтарове. Особенно популярной в народе была песнь-плач, написанная им по поводу кончины Шыганака Берсиева — знаменитого просовода.
В 1990 году общественность Казахстана отмечала 130-летие со дня рождения Нурпеиса Байганина. По этому случаю в Актобе прошла научно-практическая конференция. Выступивший на этой конференции народный писатель Казахстана Дихан Абилов рассказал о таком факте: одно из стихотворений Байганина «Красный караван» понравилось известному казахстанскому поэту и переводчику Павлу Кузнецову, который перевел его и отправил в газету «Правда». Газета опубликовала стихотворение. Это принесло Байганину еще большую славу.
Автор трилогии «Кровь и пот» Абдижамил Нурпеисов поставил Байганина в один ряд с такими прославленными народными акынами как Акан сери и Биржан-сал.
Нурпеис Байганин был делегатом второго съезда писателей Казахстана. Тогда же его приняли в Союз писателей. В том же 1938 году он стал заслуженным деятелем искусств Казахской ССР. В 1940 году, в связи с 20-летием Казахской ССР, акын был награжден орденом «Знак Почета». Эту награду Нурпеис получил из рук всесоюзного старосты Михаила Калинина. По этому поводу он написал стихотворение «Қуаныш жыры», которое было великолепно переведено на русский язык и опубликовано в газете «Известия».
К сожалению, многие ранние произведения Нурпеиса Байганина бесследно исчезли. Из всех эпических произведений, созданных им до установления Советской власти, до нас дошли «Құбығұл», «Нарқыз», «Ақкенже». Два последних дастана вышли в 1940 году отдельной книгой, а в 1945 году под редакцией Сабита Муканова вышло еще одно его собрание сочинений. Так его наследие стало доступным широкому кругу читателей.
Муапих БАРАНКУЛОВ