Нынешний сезон для русской труппы драмтеатра имени Т. Ахтанова — пятидесятый, поэтому о коллективе хочется узнать подробнее. И кому как не режиссеру и актеру Владимиру Кузину, возглавляющему его, предоставить это право.
— Когда в 1965 году режиссер Владимир Тихонов принял приглашение областного управления культуры возглавить создающийся драмтеатр, у него получилось в короткий срок сколотить труппу из двадцати девяти актеров, — рассказывает Владимир Кузин. — Этих актеров мэтр собирал буквально на просторах Советского Союза. Немаловажен и тот факт, что в Постановлении Совета Министров КазССР имелся пункт: «Обеспечить творческий состав театра жилой площадью». То есть для развития театрального искусства в нашем городе делалось много.
Первый спектакль — «Между ливнями» по пьесе Александра Штейна — был сдан в 1966 году. Всего же за год были поставлены девять спектаклей! Театр стал привычен горожанам, чему способствовала и репертуарная политика.
— Хочу обратить внимание читателей на первую афишу нового театра: разножанровые пьесы могли удовлетворить потребности зрителей с любыми эстетическими пристрастиями. Но строго выдерживалась линия быть театром классическим, — комментирует Владимир Владимирович. — Эта линия наблюдается на протяжении всех сезонов, потому что уникальнее системы Станиславского еще ничего не придумано. И вот в этом ключе на сегодняшний день поставлены двести шестьдесят семь спектаклей.
Летом 1975 года, когда труппа была на гастролях в городе Хмельницкий, Актюбинский театр сгорел… И только усилием воли тогдашнего главного режиссера Олега Сидорина, считает Кузин, сохранились труппа, репертуар и театральная жизнь города:
— Чтобы труппа не простаивала, репетировали в Доме культуры железнодорожников и Доме культуры химиков, а вспомогательные цеха были разбросаны по городу. И если посмотреть афиши 1975-1976 годов, то увидим, что на количество премьер пожар не повлиял.
— А что вы скажете об уровне профессиональной подготовки актеров тогда и сейчас?
— У нас всегда работали профессионалы. В советскую эпоху в Актюбинск распределяли выпускников многих театральных училищ СССР, сейчас костяк труппы составляют выпускники студии, чьими педагогами были актеры и режиссеры нашего театра. Актеры имеют высшее специальное образование или же учатся заочно в Екатеринбургском государственном театральном институте. Что любопытно, обучаясь актерскому мастерству у одного педагога (Владимира Двормана), мы и работаем потом вполне слаженно: одна школа.
— Когда вы назначаете актеров на роль, каким фактором руководствуетесь?
— Внутренним амплуа актера прежде всего. И хотя творческий работник должен быть компетентен во всех сферах искусства, амплуа – превыше всего.
— А что главное должен увидеть зритель?
— Конфликт. И задача актера – показать его, вовлечь в него зрителя, а когда в финале конфликт «выстрелил» и зритель страдает – вот это и есть воздействие искусством.
— Какие проблемы вас волнуют?
— Отсутствие конкуренции в Актобе. Три труппы — казахская, русская и театр эстрадных миниатюр — работают в единственном театре драмы, есть областной театр кукол «Алакай»… Что получается? В раннем возрасте – кукольный театр, потом пробел, и пока маленький зритель дорастает до драмтеатра, он отвыкает от этого вида искусства. Конечно, мы ставим спектакли для разного возраста, но системы-то нет. Поэтому Актобе необходим ТЮЗ.