Штрафные санкции будут вводиться за то, что продавец отказывается быть клиентоориентированным.
На пленарном заседании Сената Парламента РК депутаты приняли законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей».
Он предусматривает около 200 поправок в 7 законодательных актов. Основные положения, заложенные в законопроекте, можно выделить в три блока. На первом уровне предусматривается рассмотрение жалобы продавцом самостоятельно либо прибегая к услугам субъектов досудебного урегулирования споров. Основной целью законодательного закрепления данного механизма является переориентация устоявшегося порядка на восстановление нарушенных прав, возмещение им морального и материального ущерба потребителю по принципу «здесь и сейчас», минимизируя время и ресурсы, затрачиваемые на устранение конфликта. При этом в рамках досудебного урегулирования спора приоритет инициативы остается за потребителем.
На втором уровне жалобы будут рассматриваться уполномоченным органом. В случае отказа от добровольного устранения нарушений недобросовестные продавцы понесут ответственность.
Третий уровень предусматривает рассмотрение жалобы судом.
Руководитель областного департамента по защите прав потребителей Жумамурат Алдашев считает, что новая трехступенчатая модель будет эффективно работать.
— Если, например, продавец отказался выполнять правила об обмене или возврате проданного товара, включается адмресурс. В первый раз — предупреждение, повторно в течение года — штраф (на физлиц – 10 МРП, на субъекты малого предпринимательства – в размере 20 МРП, среднего – 30 МРП, крупного – в размере 50 МРП), — говорит руководитель департамента.
Довольно часто отмечается нарушение прав потребителей вот в чем: на ценнике указана одна цена, а на кассе пробивают другую, мотивируя тем, что ценник старый или цена написана ошибочно. Теперь продавца за такую попытку обмана будут штрафовать от 6 до 30 МРП. И чтобы оштрафовать недобросовестного предпринимателя, не нужно будет идти в суд — это сможет сделать уполномоченный орган.
Так что отныне продавцу лучше и дешевле работать с оглядкой на соблюдение прав потребителя.
— Я считаю, что введение новых механизмов урегулирования потребительских споров, усиление общественного контроля и правовой защиты потребителей станут эффективным инструментом формирования высокой культуры торговли. Чем требовательнее будет потребитель, чем больше у него будет возможностей защищать свои права, тем качественнее станут товары и услуги на нашем рынке, — резюмирует Жумамурат Алдашев.
Владимир БУРЬЯНОВ
Иллюстрированное фото из открытых интернет-источников