К юбилею заслуженного деятеля культуры, кавалера ордена «Құрмет» Р.И. Ильяс
Начало моей трудовой деятельности прошло в Актюбинском областном историко-краеведческом музее, где мне посчастливилось более десяти лет проработать под руководством Рысжан Ильясовны Ильясовой. С особой теплотой я вспоминаю это время, каждого члена коллектива и, конечно же, Рысжан Ильясовну — талантливого музееведа, исследователя, умелого организатора, мудрого наставника и неординарную личность с неуемной любовью к своему делу.
Время моей работы в музее приходится на вторую половину непростых 80-х и 90-е годы, связанные с развалом Союза, крахом монополии коммунистической идеологии, провозглашением независимости Казахстана. В те годы учреждения культуры претерпели все трудности переходного периода — проблемы финансирования, низкую оплату труда работников и ее несвоевременную выплату, отток квалифицированных кадров в другие сферы деятельности и др. В то же время смена ценностей и ориентиров, разрушение прежних идеалов требовали разработки новой методологической концепции изучения отечественной истории и пересмотра основных направлений дальнейшего развития музейной деятельности.
В эти годы коллектив музея под руководством Рысжан Ильясовны развил кипучую творческую деятельность, превратившись в некую лабораторию экспериментов и инноваций: были заложены основы музейного маркетинга — введение платных услуг на интеллектуальную продукцию (экскурсии, мероприятия, театрализованные представления и др.), продажа сувениров, печатной продукции, организация выставок-продаж, благотворительных акций и многое другое. Проведенная работа позволила обеспечить полноценную деятельность музея, разработать новую научную концепцию экспозиций в свете новых требований, провести полную реэкспозицию залов, приобретать экспонаты, выезжать в экспедиции. Если ранее основная функция музея в обществе была культурно-досуговой, то вновь созданная экспозиция укрепила ее научно-образовательную роль, и использование информационного потенциала учреждения в изучении отечественной истории стало актуальным направлением для многих учебных заведений области. Так были заложены основы музейной педагогики.
Это сегодня я узнаю, что подобное явление известно в науке управления как «коллективное творческое мышление» с использованием метода «мозговой атаки». Главное в нем — добиться поставленной цели путем выдвижения самых неожиданных, «сумасшедших» идей, высказывать и развивать любой план, если его реализация может решить или помочь приблизиться к решению задачи. И организовать такую деятельность может руководитель, владеющий высоким управленческим мастерством. Рысжан Ильясовна, как неординарная личность, обладала особым типом, стилем мышления, для которого характерны высокая скорость обработки получаемой информации, нестандартность принимаемых решений и высоко развитые способности к анализу и синтезу.
В результате, несмотря на скромную материально-техническую базу, музей не только выжил, но и поднялся на качественно новый уровень развития, представляя собой образцовую модель нового казахстанского музея.
В исследованиях по хронотопу упоминается существование в пространстве и времени точек «абсолютной временной интенсивности», возникающих в момент, когда сходятся пространство, время, смысл и энергия. В таких случаях человеческая активность приобретает «времяобразующее» значение, воплощаясь в памятниках и символах, научных идеях и открытиях, продолжая их жизнь в вечности. В каждом объекте, экспозиции и экспонате музея есть частичка ее души, ее труда!
В народе об этом говорят так: оказаться в нужное время в нужном месте. Разве это не главная формула счастья человечества — найти свое внутреннее призвание и реализовать себя? Далеко не каждому в жизни она выпадает.
Теперь я понимаю суть фразы, которую часто повторяла Рысжан Ильясовна: «Музей — мое счастье, музей — моя судьба».
Я безмерно рада, что моим первым руководителем, первым наставником была Рысжан Ильясовна — Учитель с большой буквы. Не думаю, что она изучала педагогику или усваивала новейшие технологии обучения. Она была Учителем от Бога, так как обладала особой энергетикой, основанной на любви к своему делу — музею, безграничной вере в свою цель, умении увлечь других своей идеей, вдохновлять и побуждать, находиться в постоянном творческом поиске и создавать вокруг себя творческую атмосферу. А истинный творческий акт человека, как известно, обладает способностью «зажигать» сознание, концентрировать интеллектуальную и эмоциональную энергию, создавать индивидуальные силовые поля пространства и времени. Именно такой созидательной энергетикой обладали великие Учителя различных времен в различных культурах. Это была созидательная энергия, оказавшая благотворное влияние на развитие музейного дела Казахстана, раскрывающая внутренний потенциал членов коллектива, а для меня лично — определившая профессиональные ориентиры и моральные ценности в моей дальнейшей педагогической и научно-исследовательской деятельности.
«Учитель приходит тогда, когда ученик готов» — гласит восточная мудрость. Сегодня, когда в стране реализовываются масштабные проекты по изучению и систематизации богатейшего культурного опыта народа, считаю целесообразным изучение феномена человека неповторимой музейной судьбы — Рысжан Ильясовой, которая, как и всякий талантливый человек, опережая свое время, сумела не только прогнозировать, но и внедрить многие инновационные направления музейной деятельности, актуализирующиеся в современной культуре, в небольшом провинциальном городке. А ей, несомненно, есть что сказать и есть что вспомнить!
Алтын МАМБЕТОВА,
кандидат
культурологии,
доцент Каспийского государственного
университета
технологий
и инжиниринга
им. Ш. Есенова,
г. Актау